Содержание дополнительных специальных заданий, используемых в тренировочном процессе экспериментальной группы, направленные на повышение уровней переключения и избирательности внимания и применяемые в процессе занятий русской лаптой
Ускорение по 20-40 метров, меняя направления бега по «дуге», по «зигзагу», по сигналу тренера.
Бег лицом вперед до отметки.
Свободный бег по площадке в разных направлениях спиной, боком, вперед, приставным, скрестным шагом, шагом галопа.
Ускорение с быстрой остановкой и передвижением в обратном направлении.
В парах, на расстоянии 15-20 метров, игрок без мяча стоит спиной к партнеру. Игрок с мячом бросает мяч партнеру и подает сигнал «Хоп!». Второй - быстро поворачивается и ловит его.
В парах, на расстоянии 18 -20 метров. По сигналу игрок с мячом бежит к партнеру, по второму выполняет точную передачу партнеру и возвращается на исходное место.
Стоя с мячом спиной к партнеру на расстоянии 8-15 метров, по сигналу повернуться и осалить мячом партнера, который старается увернуться от мяча.
Игроки нападения в две колонны с интервалом 15-20 метров выстраиваются за линией кона. Игроки защиты в поле. Тренер по сигналу бросает мяч в поле и пара игроков нападения возвращаются домой, если одному из игроков грозит осаливание, он разворачивается на 180 градусов и увлекает за собой преследующего игрока с мячом, давая завершить перебежку своему партнеру.
4-5 игрока нападения располагаются в пригороде, пятый (шестой) игрок выбивает мяч в поле. После удара игроки пригорода одновременно выполняют перебежку, «рассыпаясь веером» по площадке.
Игроки нападения по сигналу из пригорода выполняют групповую перебежку по 3-4 человека. Тренер бросает мяч в поле. Задача защиты осалить последнего бегущего игрока.
Для изучения и определения уровней переключения и избирательности внимания мы использовали две методики, методику «Корректурная проба и методику «Мюнстерберга», рассмотрим полученные результаты в ходе экспериментальной работы.
Анализ полученных данных в ходе эксперимента по методике «Корректурная проба» показал, что на начало эксперимента в экспериментальной группе с низким уровнем переключения внимания 30% детей, 60% со средним уровнем, с высоким уровнем 10%; в контрольной группе с низким уровнем переключения внимания показало 20%, 60% со средним уровнем и высокий уровень показало 20% детей. По методике «Мюнстерберга» мы определили, что в экспериментальной группе и контрольной группе одинаковое количество детей с высоким уровнем избирательности внимания 20%. Со средним уровнем в экспериментальной группе 70 %, а контрольной 60% детей. С низким уровнем в контрольной 20 %, а в экспериментальной 10 % Полученные данные свидетельствуют о правильной сформированности групп на начало экспериментальной работы.
В результате использования в учебно-воспитательном процессе занятий по русской лапте нами были получены следующие результаты:
- по методике «Корректурная проба» мы определили, что низким уровнем внимания обладает равное количество детей как в контрольной, так и в экспериментальной группе по 10% от общего числа испытуемых в каждой группе. По показателям среднего уровня в КГ число детей оказалось на том же уровне и составило 60%, но с высоким произошло улучшение на 10% по сравнением с полученными данными на начало эксперимента. В ЭГ наблюдается уменьшение на среднем уровне до 50%, и увеличение на высоком на 20% по сравнению с исходными данными;
- по методике «Мюнстерберга» мы определили, что средним уровнем внимания обладает равное количество детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. С высоким уровнем избирательности внимания на 10% больше детей в экспериментальной группе, а низкий уровень избирательности внимания больше на 10% в контрольной группе, чем в экспериментальной.
3