СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содействие освоению обучающимися образовательных программ через организацию внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя и обучающихся, одна из важных характеристик успешного обучения ребенка в школе. Ученик должен ощущать поддержку со стороны педагога. С младшего школьного возраста ребенок хочет быть интересен своей семье, одноклассникам, учителю, классному руководителю.

Просмотр содержимого документа
«Содействие освоению обучающимися образовательных программ через организацию внеурочной деятельности»

Содействие освоению обучающимися образовательных программ через организацию внеурочной деятельности

Авторы работы:

Груздева Светлана Александровна, учитель

Наименование образовательной организации: МКОУ "Островская СОШ"

Аннотация.

Взаимодействие учителя и обучающихся, одна из важных характеристик успешного обучения ребенка в школе. Ученик должен ощущать поддержку со стороны педагога. С младшего школьного возраста ребенок хочет быть интересен своей семье, одноклассникам, учителю, классному руководителю.

Ключевые слова: Ученик - классный руководитель, обучение, внеурочная деятельность, успех, освоение образовательной программы, взаимодействие.

Введение

На данный момент одна из ведущих тенденций образования - формирование креативной, конкурентно способной личности на основе личностно ориентированного подхода в воспитании школьников. Данная задача осуществляется при содействии школы и учреждений дополнительного образования. Как у классного руководителя, в должностных обязанностях у нас определена функция организации внеучебной деятельности класса, она в свою очередь, подразумевает содействие освоению программ общего и дополнительного образования школьниками.

В нашем поселке Островское дополнительное образование представлено очень широко и многообразно. Детская школа искусств предлагает занятия по музыкальному инструменту, хореографии, ИЗО. ДЮЦ "Импульс" - секция рукопашного боя, кружки декоративного искусства, патриотический клуб "Юннармеец", волонтерская деятельность. Отдел культуры предлагает заниматься в спортивных секциях - футбол, волейбол, лыжная секция.

В данный момент я являюсь классным руководителем 8 класса. Этот класс довольно сложный возраст в общении с ребятами. Сейчас они наиболее "колючие", хотят себя проявить в различных сферах. Поэтому, если упустить данное время, не помочь им реализоваться в направлениях внеурочной деятельности, то это очень сильно повлияет на освоение общеобразовательных программ в школе. У учеников может снизиться успеваемость по учебным предметам, нарушатся некоторые личные взаимоотношения.

В 9 классе ученики подходят впервые к государственной итоговой аттестации, учебные нагрузки возрастают, растёт эмоциональная напряжённость, личные интересы меняются. Здесь также необходима смена деятельности, можно предложить разные формы реализации своих талантов, дать возможность поверить в себя и свои силы.

В 10 классе ученики, выбрав профильное направление, более осознанно относятся к учебному труду. И, несмотря на трудности обучения, они желают проявить себя в различных сферах внеурочной деятельности.

В своей работе опираюсь на личностно ориентированный подход.

Основная часть.

По ФГОС нового поколения, успешным современного человека можно назвать, если он ориентирован на знания, новые технологии, имеет активную жизненную позицию, умеет рационально использовать своё время и проектировать свое будущее, эффективно сотрудничает с социумом, ведет здоровый и безопасный образ жизни.

В связи с этим, на первом родительском собрании в пятом классе сообщаю о важности внеурочной деятельности в успешном усвоении учебных программ, как дополнительного образования, так и общеобразовательной организации. Знакомлю родителей с проектом раздела внеурочной деятельности учебного плана школы и учреждений дополнительного образования, затем предлагаю им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.

Во внеурочной деятельности формируются важные компетенции, которые нужны для успешной социализации детей в будущей жизни.

Как правило, в пятом классе, дети уже увлечены какой - либо деятельностью и посещают кружки и секции по данному направлению, но бывают и исключения. Случалось, что родители не разрешают заниматься внеурочной деятельностью, аргументируя тем, что ребенок будет мало уделять внимания школьным предметам, а значит хуже учиться. Иногда сами дети считают, что заниматься чем - то еще кроме компьютерных игр в свободное время, пустая трата времени.

В таком случае, задача классного руководителя заключается в том, чтобы убедить и родителей и детей в том, что жизнь намного увлекательнее и интереснее тогда, когда в ней много событий разной направленности.

На этом же собрании родители пишут письменное согласие на участие детей во внеурочной деятельности школы. Данное согласие не подразумевает участие детей в конкретном творческом объединении или секции, это больше "разрешение" на вовлечение детей в классные мероприятия, конкурсы и соревнования школы, посещение курсов по выбору ребенка на базе школы.

На классном часе выясняю интересы всех детей, их увлечения. Ребята, посещающие кружки с удовольствием делятся своими успехами, что убеждает и остальных учеников в том, что жизнь должна быть насыщенной различными событиями. Затем мы с ними подбираем направление, которое более всего заинтересовало ребенка.

Как классный руководитель составляю сводную таблицу занятости обучающихся внеурочной деятельностью (табл.1), и индивидуальную карту обучающегося, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности. (табл.2). Изменения в интересах, также можно увидеть в таблице 2.






Таблица 1

п/п

Ф.И.

Спортивно – оздоровительное направление

Общеинтеллектуальное направление

Духовно – нравственное направление

Общекультурное направление


Хореография

АРБ

Лыжная секция


Робототехника

Движение РДШ

Юные математики

Юннармия

Квилинг

Волшебная мастерская

Музыкальная, художественная школы

Танцевальные, вокальные коллективы

1

Михаил Б.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

2

Дмитрий Б.

 

 

 


 

  

 

 

 

 

 

 

3

Михаил В

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ольга В

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

5

Дмитрий Г

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

6

Арина Г.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

7

Маргарита Д

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

8

Максим З

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

9

Кирилл З

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

10

Анастасия З

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

11

Никита К

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

12

Дарья К

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

13

Данил М

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

14

Глеб П

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

15

Максим С

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

16

Никита С

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

17

Анна С

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Индивидуальная карта занятости во внеурочное время

обучающегося 5"А" Михаила Б

Кружки, секции

День недели, время

Место проведения

ИЗО

Пн., ср., чт. 13.30-15.00

ДШИ

Фортепиано

Вт. 13,30-14.10

ДШИ





Индивидуальная карта занятости во внеурочное время

обучающегося 8"А" Михаила Б

Кружки, секции

День недели, время

Место проведения

ИЗО

Пн., ср., чт. 13.30-15.00

ДШИ

Клуб "Юннармеец"

Вт., ср., пт. 15.30- 17.00

ДЮЦ "Импульс"





Далее моя задача, как классного руководителя заключалась в том, что бы поддерживать желание ребенка посещать тот или иной кружок, интересоваться его успехами, отмечать результаты деятельности в классном уголке.

Ребята активно участвуют в мероприятиях движения РДШ. Им интересно принимать участие в различных акциях, мероприятиях организованным данным сообществом. Например, акция "Георгиевская ленточка" была для них очень запоминающейся. И мальчишки, и девчонки с удовольствием общались с людьми, рассказывали о значении георгиевской ленты в канун праздника 9 Мая. В прошлом году из - за ограничительных мероприятий, связанных с пандемией ребята приняли участие в акции "Окна Победы".


Принимая участие в мероприятиях РДШ, дети сотрудничают не только внутри классного коллектива, но и между собой.

Дети с большим удовольствием участвуют в патриотической игре «Зарница», в конкурсе литературно –музыкальных композиций «Нам песни эти позабыть нельзя» посвященному подвигу русских солдат.

Под руководством классного руководителя дети участвуют в проектной деятельности, создают и защищают классные проекты.

Наблюдая за детьми, регулярно посещающими спортивные секции (в 8 классе ребята ходят в лыжную секцию и занимаются АРБ), заметила, что они отличаются от одноклассников своей дисциплинированностью, силой воли, собранностью, физической выносливостью, желанием побеждать. Ребята, занимающиеся в кружках, связанных с творческой деятельностью и декоративно-прикладным искусством, более усидчивы, эмоциональны. Занятия в детской школе искусств развивают слух, координацию, повышают общий уровень культуры. Все эти качества необходимы школьникам для успешного обучения.

Моя задача в данный момент состоит в том, чтобы помочь ребятам организовать свою деятельность, контролировать и направлять их деятельность.

В 9 классе ученики уже стоят перед выбором: продолжить обучение в 10-11 классе или поступать в среднее профессиональное учреждение, поэтому на этом этапе надо помочь им с определением наклонности к той или иной профессиональной деятельности через проведение различных диагностик, встреч с людьми разных профессий. Некоторые ученики, имея достойное портфолио своих достижений, участвуют в муниципальном конкурсе «Ученик года» и в рамках итоговой аттестации каждый выпускник готовит и защищает индивидуальный проект, где классный руководитель выступает в роли тьютора. В этот период классный руководитель координирует деятельность обучающихся, сотрудничает с ними, советуется в проведении совместных дел.

На ступени 10 класса, ученики уже определились с профессией, выбрали соответствующие экзамены для поступления, но помимо консультаций по подготовке к ЕГЭ, они находят время участвовать в мероприятиях разного уровня. Здесь же я как классный руководитель даю какие - либо советы по необходимым направлениям их деятельности, помогает обобщить и проанализировать работу.

Ребята продолжают свою работу в РДШ, являются уже инициаторами и организаторами многих мероприятий.

В традиционной игре «Зарница» они сопровождают отряды младших школьников, организуют флешмобы в Дни здоровья, проводят субботники по благоустройству школьной территории, к Дню науки проводят познавательные игры, а в день самоуправления ведут уроки.

В нашей школе работает телеканал «Первый школьный», где учащиеся выступают в роли телеведущих, операторов, режиссеров. Снимают видеоролики к различным значимым событиям. В этом году они побывали в гостях ГТРК «Кострома»

На протяжении нескольких лет ученики нашей школы принимают участие в телевизионной игре «Умники и умницы».

Ребята посещают секцию армейского рукопашного боя под руководством заслуженного тренера России Лебедева В.С., участвуют в региональных и всероссийских соревнованиях и занимают призовые места.

Выпускницы Детской школы искусств отделения «Вокал» являются победителями, не только региональных, но и всероссийских конкурсов.

Помимо посещения кружков и секций соцпартнеров, наши дети участвуют в различных дистанционных программах обучения и конкурсах, таких как «Олимпис», олимпиады «Инфоурок», «Мультиурок», профориентационные курсы «Роза ветров», курс обучения «1С программирования».

Заключение.

Проанализировав свою деятельность, как классного руководителя, я пришла к следующим выводам.

Я обратила внимание, что чем больше детей класса занимаются вместе одним интересным делом вне школы, тем легче и результативнее решаются многие проблемы в школе. Формируется более сплоченный коллектив, в котором можно безболезненно решать какие - либо задачи, им проще становится договориться друг с другом. Ребята начинают "тянуться" друг за другом в различных сферах их деятельности, будь это успеваемость или участие в конкурсе. Дружить чаще хочется с равным себе человеком, с теми же интересами и возможностями.

Считаю, что быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Уверенаы, что наши ученики, чьи увлечения охватывают много областей, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами».

Наша система работы классного руководителя в сотрудничестве с организациями социума способствующая познаванию, приобретению навыков и знаний из различных областей, даёт свои результаты. Занятия внеурочной деятельностью дисциплинируют, развивают, что в свою очередь помогает успешно осваивать образовательные программы учебного учреждения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!