Сочинение с репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Цели урока:
углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках русского языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац;
активизировать лексику по теме «Осень»;
ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мастер, изображено;
подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Рассказ учителя о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца XIX века.
Судьба художника была нелегкой. Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства.
Этого художника называют мастером «пейзажа состояний и настроений».
Переменчивая погода всегда вызывает в человеке движение чувств, наводит на размышление, влияет на настроение. Левитан обострённо чувствовал жизнь природы.
«Мало написать землю, надо передать чувства к этой земле» - писал художник. Его любовь к Родине, к родной русской природе и определили столь поэтическое её восприятие.
Беседа по картине.
- Этой картине художник придумал интересное название. Мы постараемся его отгадать, но не будем торопиться.
- Скажите, какое время года здесь изображено и почему?
- Как бы вы назвали картину?
(Картина И. И. Левитана «Золотая осень» (1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую художник неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах и картинах.)
- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? Какое настроение вызывает у вас картина?
( На картине изображена «Золотая осень», когда природа готовиться к зиме, и деревья сбрасывают свои листья. Но здесь деревья еще не успели сбросить свои листья, и трава тоже не вся жёлтая. Это – середина осени. Левитан хотел показать красоту этого времени года.)
- Почему картина называется «Золотая осень»?
( Картина называется так, потому что художник выбрал такое время, когда деревья стоят разноцветные, в основном жёлтые и красные. Поэтому по цвету они напоминают цвет золота.)
- Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
( Художник выбрал тёплые краски: жёлтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые. Даже река, написанная тёмными красками, не может изменить теплоту картины.)
- О чём бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
( Деревья стоят в красивом золотом убранстве и все они сливаются в один пушистый ковёр. Трава уже не такая сочная, как была летом, но тоже изображена очень красиво, а на неё ложатся листья, падающие с деревьев. Вдали виднеется зелёное поле, а за полем – деревня. Медленно, спокойно, тихо течёт река. Вода в ней потемнела. Так обычно бывает перед зимой.)
Опорные слова: данное – небо, река, поле, берёзы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
- Все эти слова опорные – объекты для описания, то, что дано уже самой картиной. А что мы можем сказать «нового» о «данном»?
На доске делается запись:
«Данное» | «Новое» |
Небо | ясное, лучистое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. |
Река | неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная. |
Деревья | жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, как свечки, как будто повязались жёлтыми косынками, красивые. |
Трава | пожухлая, сухая, жёлтая, как ковёр, бурая. |
Поле | зелёное, свежее, широкое. |
Деревушка | маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке. |
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
( С того, что Левитан изобразил красивую пору – осень.)
- Что бы вы написали после вступления?
( Стал бы подробно описывать деревья, реку, небо и т. д.)
- Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?