СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н.Крамского "Христос в пустыне"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне».

Цель: научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; обогатить лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы.

Оформление: портрет И.Н. Крамского, портрет Л.Н. Толстого, портреты П.М. Третьякова,

            Н.А. Некрасова, картины.

Эпиграф: «Человек – Бог мой»  И.Н. Крамской.

Лексика:  Иисус- с греч. «Сын Божий»

                Мессия- избавитель

                Взалкал- испытал, почувствовал, голод;

                Сии- эти;

                Уста- губы;

                Святой город- Иерусалим;

                Поставляет- ставит;

                Заповедает- предпишет, велит;

                Весьма- очень;

                Се- вот;

                Приступили-появились, подошли;

                Не преткнешься - не споткнешься, не ударишься;

                Падши - упав               

                                  

   На доске: В человеческом сердце рядом с горем личным часто лежат страдания за общественные несчастья, поскольку есть у каждого чуткости к страданию за общественные  бедствия, настолько он человек.

                                                                                                И.Н. Крамской.

 

Ход урока:

 

1.Проверка готовности.

2.Сообщение темы             

3.Беседа о художнике Крамском Иване Николаевиче.

-Что вы знаете об этом художнике?

  Родился в 1837г   в городе Острогожске  Воронежской  губернии. Предводитель бунта 14.

 Руководитель передвижной выставки. В юности - ретушер, сблизился с молодыми художниками,  которые уговорили поступить в академию.    Организовал дома вечера, на которых художники обсуждали проблемы искусства.

-Какие  картины Крамского вы знаете?

(Портреты Толстого, Некрасова, Третьякова, автопортрет, портрет Мины Моисеева, «Полесовщик»,  «Неизвестная»).

Учитель:     В портретах художник продемонстрировал   необычайную проницательность в понимании людей, внимание к их духовному миру.

 

4.Новая тема.

Рассказ ученицы  о жизненной позиции художника.

Крамского постоянно волновали главные вопросы человеческой жизни.  Как жить? Идти на сделку с совестью, кривить душой или же вступать в неравную борьбу со злом? Художник размышляет о стремлении человека к подвигу самопожертвованию. В поисках смысла жизни Крамской  обращается к истории Иисуса Христа. На второй передвижной выставке в Петербурге в 1872 году появилась картина «Христос в пустыне», написанная на библейский сюжет.

--- Помните какой эпизод из жизни Христа лег в основу сюжета картины «Христос в пустыне»

( 40 дней Христос держит пост в пустыне).

--- Сейчас мы послушаем библейский текст, но прежде прочитаем слова, которые встретятся в тексте. (чтение слов на доске).

--- Чтение библейского текста  учеником.

--- Почему художник обращается именно к этому библейскому сюжету?

     ( Важный период в жизни Иисуса, первое испытание, взятое добровольно после сорокадневного поста  в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение богу).

---  Просмотр картины (видеофильм).

Учитель. Будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом маленьком существе, в смиреной простоте, неразлучной с истинным величием и силой.

Жить для себя возможно только в мире

Но умереть возможно для других

Так мыслит он

И смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна.

Не скажет он, что гибель бесполезна.

Его судьба давно ему ясна.

 

Может именно потому такое мучительное раздумье, что судьба ясна. Посмотрите еще раз на этого сильного духом богочеловека. Он сможет принять единственное верное решение. Он пожертвует своей жизнью ради спасения человечества.

  На экзамене Крамской вместе со своими друзьями отказался писать картину на сюжет скандинавского мифа. Им хотелось писать реальную жизнь. И  вдруг обращается  к библейской теме. Почему?

( Иисус Крамского – это не только сын Бога, он ведь и сын простой женщины, поэтому  близок нам, людям. У каждого человека  в жизни бывают мучительные раздумья о том, как правильно  поступить).

5.   Описание картины по вопросам домашнего задания.

1.Назовите композиционные и  художественные средства, к которым обратился художник, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья.

Лексика: фигура сгорблена, мучительно сжаты, раздираемый сомнениями, внутренняя борьба, сделать выбор.

2 Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

Лексика: делит плоскость пополам, фигура господствует в пространстве.

3. Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какие чувства вызывает она? Помогает ли пейзаж понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

Лексика: сидит на камне, слилась с камнями, серые, мрачные, маленький человек, огромная каменная пустыня, страшно холодные серые камни, пустынная почва мертва, острые камни, не ступала нога человека.

4.Опишите Христа

.Лексика: изранены об острые камни, сгорблена, мучительно стиснуты, страдание, сила воли, готовность.

 

           6.  Работа с искусствоведческим текстом.

1.Выразительное чтение  учеником.

2.Можно  ли считать текст самостоятельной единицей? (Да.)

3.Какова основная мысль этого текста?  В какой части она содержится?  ( Основная мысль- оценка своеобразной и смелой трактовки  Крамским   евангельского сюжета. Она содержится в первом абзаце).

4.Найдите фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке сюжета.( 2 абзац- говорится, что Крамской лишил Христа атрибутов божественности и придал ему черты своего современника, мысли и чувства, свойственные самому художнику).

5.Прочитайте  5  абзац. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли названию картины? (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, что Христос- прежде всего Богочеловек и ему присуще все человеческое: противоречивые мысли, страдания, сомнения. Но ведь и человек создан по подобию Божьему, значит должен отвечать перед совестью, стремиться к духовному совершенству. Служить идеи или жить для себя? Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как  воплощенной совести и долге человека. В этом нет противоречия).

6.Каков тип этого текста: описание, повествование или рассуждения?

7.Из каких частей состоит рассуждение?

8.Найдите тезис (1 часть), аргументы и факты ( 2,7ч.), вывод(8ч)

9.Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие в размышление.

10.Почему Машковцев включает в свой текст такую объемную цитату Крамского, которая сама  может существовать как текст?

11.Можно ли сказать, что в статье присутствует 2 автора? 

7.  Работа по группам

1 группа. Согласны ли вы с представлением Крамского о Христе «как воплощенной совести и долге человека»?

2 группа. Чем привлекает меня образ Христа, созданный Крамским?

3 группа. Есть ли противоречия между названием картины и высказыванием  Крамского: «Это не Христос»?

4 группа. С какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

            Ответы детей

Вывод: В основе картины мучительное усилие Христа осознать в себе единство божественного и человеческого. Художник отчасти изобразил самого себя со своими раздумьями, мыслями о смысле жизни.

      Домашнее задание:  написать сочинение-рассуждение « Что нового принесло в мою жизнь знакомства с картиной И.Н. Крамского  «Христос в пустыне»?

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н.Крамского "Христос в пустыне"»



Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне».


Цель: научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; обогатить лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы.


Оформление: портрет И.Н. Крамского, портрет Л.Н. Толстого, портреты П.М. Третьякова,

Н.А. Некрасова, картины.

Эпиграф: «Человек – Бог мой» И.Н. Крамской.

Лексика: Иисус- с греч. «Сын Божий»

Мессия- избавитель

Взалкал- испытал, почувствовал, голод;

Сии- эти;

Уста- губы;

Святой город- Иерусалим;

Поставляет- ставит;

Заповедает- предпишет, велит;

Весьма- очень;

Се- вот;

Приступили-появились, подошли;

Не преткнешься - не споткнешься, не ударишься;

Падши - упав

На доске: В человеческом сердце рядом с горем личным часто лежат страдания за общественные несчастья, поскольку есть у каждого чуткости к страданию за общественные бедствия, настолько он человек.

И.Н. Крамской.


Ход урока:


  1. Проверка готовности.

  2. Сообщение темы

  3. Беседа о художнике Крамском Иване Николаевиче.


    • Что вы знаете об этом художнике?

Родился в 1837г в городе Острогожске Воронежской губернии. Предводитель бунта 14.

Руководитель передвижной выставки. В юности - ретушер, сблизился с молодыми художниками, которые уговорили поступить в академию. Организовал дома вечера, на которых художники обсуждали проблемы искусства.

    • Какие картины Крамского вы знаете?

(Портреты Толстого, Некрасова, Третьякова, автопортрет, портрет Мины Моисеева, «Полесовщик», «Неизвестная»).


Учитель: В портретах художник продемонстрировал необычайную проницательность в понимании людей, внимание к их духовному миру.


  1. Новая тема.


--- Наташа подготовила материал о жизненной позиции художника. (Крамского постоянно

волновали главные вопросы человеческой жизни. Как жить? Идти на сделку с совестью, кривить душой или же вступать в неравную борьбу со злом? Художник размышляет о стремлении человека к подвигу самопожертвованию. В поисках смысла жизни Крамской обращается к истории Иисуса Христа. На второй передвижной выставке в Петербурге в 1872 году появилась картина «Христос в пустыне», написанная на библейский сюжет.

--- Помните какой эпизод из жизни Христа лег в основу сюжета картины «Христос в пустыне»

( 40 дней Христос держит пост в пустыне).

--- Сейчас мы послушаем библейский текст, но прежде прочитаем слова, которые встретятся в тексте. (чтение слов на доске).

--- Чтение библейского текста учеником.

--- Почему художник обращается именно к этому библейскому сюжету?

( Важный период в жизни Иисуса, первое испытание, взятое добровольно после сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение богу).

--- Просмотр картины (видеофильм).

Учитель. Будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом маленьком существе, в смиреной простоте, неразлучной с истинным величием и силой.


Жить для себя возможно только в мире

Но умереть возможно для других

Так мыслит он

И смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна.

Не скажет он, что гибель бесполезна.

Его судьба давно ему ясна.


Может именно потому такое мучительное раздумье, что судьба ясна. Посмотрите еще раз на этого сильного духом богочеловека. Он сможет принять единственное верное решение. Он пожертвует своей жизнью ради спасения человечества.


На экзамене Крамской вместе со своими друзьями отказался писать картину на сюжет скандинавского мифа. Им хотелось писать реальную жизнь. И вдруг обращается к библейской теме. Почему?

( Иисус Крамского – это не только сын Бога, он ведь и сын простой женщины, поэтому близок нам, людям. У каждого человека в жизни бывают мучительные раздумья о том, как правильно поступить).


5. Описание картины по вопросам домашнего задания.

1.Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился художник, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья.

Лексика: фигура сгорблена, мучительно сжаты, раздираемый сомнениями, внутренняя борьба, сделать выбор.

2 Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

Лексика: делит плоскость пополам, фигура господствует в пространстве.

3. Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какие чувства вызывает она? Помогает ли пейзаж понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

Лексика: сидит на камне, слилась с камнями, серые, мрачные, маленький человек, огромная каменная пустыня, страшно холодные серые камни, пустынная почва мертва, острые камни, не ступала нога человека.

4Опишите Христа

.Лексика: изранены об острые камни, сгорблена, мучительно стиснуты, страдание, сила воли, готовность.


6. Работа с искусствоведческим текстом.


  1. Выразительное чтение учеником.

  2. Можно ли считать текст самостоятельной единицей? (Да.)

  3. Какова основная мысль этого текста? В какой части она содержится? ( Основная мысль- оценка своеобразной и смелой трактовки Крамским евангельского сюжета. Она содержится в первом абзаце).

  4. Найдите фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке сюжета.( 2 абзац- говорится, что Крамской лишил Христа атрибутов божественности и придал ему черты своего современника, мысли и чувства, свойственные самому художнику).

  5. Прочитайте 5 абзац. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли названию картины? (в 5-м абзаце Крамской хотел подчеркнуть, что Христос- прежде всего Богочеловек и ему присуще все человеческое: противоречивые мысли, страдания, сомнения. Но ведь и человек создан по подобию Божьему, значит должен отвечать перед совестью, стремиться к духовному совершенству. Служить идеи или жить для себя? Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека. В этом нет противоречия).

  6. Каков тип этого текста: описание, повествование или рассуждения?

  7. Из каких частей состоит рассуждение?

  8. Найдите тезис (1 часть), аргументы и факты ( 2,7ч.), вывод(8ч)

  9. Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие в размышление.

  10. Почему Машковцев включает в свой текст такую объемную цитату Крамского, которая сама может существовать как текст?

  11. Можно ли сказать, что в статье присутствует 2 автора?


7. Работа по группам


1 группа. Согласны ли вы с представлением Крамского о Христе «как воплощенной совести и долге человека»?

2 группа. Чем привлекает меня образ Христа, созданный Крамским?

3 группа. Есть ли противоречия между названием картины и высказыванием Крамского: «Это не Христос»?

4 группа. С какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?


Ответы детей


Вывод: В основе картины мучительное усилие Христа осознать в себе единство божественного и человеческого. Художник отчасти изобразил самого себя со своими раздумьями, мыслями о смысле жизни.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение « Что нового принесло в мою жизнь знакомства с картиной И.Н. Крамского «Христос в пустыне»?







ДОРОГИЕ РЕБЯТА !


ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ВЫСТАВКУ «В ГОСТЯХ У КАРТИН…» , КОТОРАЯ


БУДЕТ ДЛЯ ВАС ОРГАНИЗОВАНА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ВОЗЛЕ АКТОВОГО ЗАЛА.


ВЫ СМОЖЕТЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С САМЫМИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ


КАРТИНАМИ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ , УЗНАТЬ ЧТО – ТО НОВОЕ О


ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРОВ КИСТИ, ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВИКТОРИНЕ ,


ПОСВЯЩЕННОЙ ХИВОПИСИ.


ЖДЕМ ВАС НА ВЫСТАВКЕ.

9 – А., 8 – Г классы.





КАРТИНА ВЕЛИКОГО РАФАЭЛЯ САНТИ « СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»


НАХОДИТСЯ В ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕЕ В ГЕРМАНИИ. ЭТО ОДНА


ИЗ САМЫХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЕЙШИХ КАРТИН МИРА.







К. БРЮЛЛОВ.

И. КРАМСКОЙ.

В. ВАСНЕЦОВ.

И. ШИШКИН.

И. РЕПИН.

В. ПЕРОВ.

В. СУРИКОВ.

В. ВАСНЕЦОВ.

И. Л Е В И Т А Н.

К. Ф Л А В И Ц К И Й.

М. В Р У Б Е Л Ь.


ХОРОШАЯ ЖИВОПИСЬ – ЭТО МУЗЫКА, ЭТО МЕЛОДИЯ.

МИКЕЛАНЖЕЛО.



КАРТИНА – ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ.

К. ЮОН.


ПОРТРЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАРТИНОЙ И ХАРАКТКРИСТИКОЙ ЛИЦА.

И. РЕПИН.


















В И К Т О Р И Н А.


  1. Назовите имена известных русских пейзажистов.

  2. И .Шишкин назвал одну из своих картин «На севере диком». Чем же навеяно это название и весь замысел картины?

  3. «Пушкин моря» - так называется картина Репина, на которой изображен поэт, прощающийся с морем. «Прощай, свободная стихия.» - другое название этой картины. И. Репин не считал себя мастером морских пейзажей, поэтому попросил написать море известного русского мариниста. Назовите фамилию этого мариниста и несколько его произведений.

  4. Какой художник на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» нарисовал медведей?

  5. Кто написал фигуру девушки, идущей по аллее, на картине Левитана «Осенний день»?

  6. Великое бедствие изобразил на своем полотне К.П.Брюллов. Только один юноша не поддался страху. Он несет над головой самое для него ценное – ящик с кистями и красками. Этот юноша – сам Брюллов. Укажите, где художник изобразил себя.

  7. Отъезд боярыни Морозовой изобразил В.Суриков на картине «Боярыня Морозова». Сани мчатся. Сейчас они скроются за домами. Как же удалось художнику показать, что сани не стоят на месте?

  8. Какая картина И. Репина была порезана одним из зрителей?

  9. Кто из художников является автором фасада Третьяковской галереи?

  10. Какую хитрость придумал художник Решетников, чтобы заставить собаку положившую лапы на грудь мальчику, как можно дольше продержаться в таком положении? (Мальчик и собака позировали художнику).

  11. К какому художнику однажды пришла женщина с просьбой продать картину, на которой изображен ее сын? Как звали мальчика?

Как называется картина, на которой изображен этот мальчик?

12.Назовите настоящее имя и настоящую фамилию Ивана Константиновича

Айвазовского.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!