СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

 

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование: Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)

 

        Красота  есть  гармония;

            в  ней  залог  успокоения…  

Ф.М. Достоевский 

 

 

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

-  Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

 

  1. Слово учителя о художнике и его картинах.

-  Фёдор Петрович  Толстой (1783-1873) - замечательный  русский художник  и  скульптор. Родился  в  семье  графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий   художник, как  было  принято в  то  время, с  рождения  был  записан  в  Преображенский полк  в  чине  сержанта. После  окончания  Морского корпуса  в  1802 году  молодой  мичман  Фёдор  Толстой  поступил в  Академию  художеств, где  потом    долгие  годы  преподавал. В  последние  годы  жизни  художник  потерял  зрение.       Скончался  великий  мастер  в  1873 году.

Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

      Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

     Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

     Натюрморты Ф.Толстого – это  попытка  запечатлеть  чарующую

красоту  природы. Наиболее  известные работы  в  этом  жанре – «Букет  цветов», «Бабочка  и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

 

  1. Словарная работа.

Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины -  расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

 

IV. Беседа по картине

-  Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

-  Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины -  стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

-Как художник изобразил птичку? Какая она?

(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

- Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Давайте определим основную мысль автора натюрморта.

 (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

- Какое: деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)

- Какова же будет основная мысль нашего описания?

( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

 

 

 

V. Составление плана описания картины.

1. Краткая  информация  о  художнике.

2. Композиция  натюрморта:

а) цветы;

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

 

VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

 Опорная  лексика:

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане   замечательного  полотна…

В центре  картины  художник  изобразил…

Цветовая  гамма  очень  разнообразна:…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная  ваза,

фиолетово-розовая  лаватера,

морковно-красный  с  жёлтыми  полосками  бархатец,

веточка  душистого  горошка,

пушистая  головка ало-красного  мака  с  белой  каёмочкой  на  кончиках  лепестков, 

сине-голубой  с золотыми  серединками  дельфиниум,

разноцветная  птичка,

 лимонно-жёлтая  бабочка.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?
  2. Раскрыта ли основная мысль художника?
  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?
  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?
  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

VII. Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII. Итоги урока. Домашнее задание – упр.318

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»


Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование: Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)


Красота  есть  гармония;

            в  ней  залог  успокоения…  

Ф.М. Достоевский 



ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

- Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.


  1. Слово учителя о художнике и его картинах.

- Фёдор Петрович  Толстой (1783-1873) - замечательный  русский художник  и  скульптор. Родился  в  семье  графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий   художник, как  было  принято в  то  время, с  рождения  был  записан  в  Преображенский полк  в  чине  сержанта. После  окончания  Морского корпуса  в  1802 году  молодой  мичман  Фёдор  Толстой  поступил в  Академию  художеств, где  потом    долгие  годы  преподавал. В  последние  годы  жизни  художник  потерял  зрение.
Скончался  великий  мастер  в  1873 году.

Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».


  1. Словарная работа.

Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины - расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.


IV. Беседа по картине

- Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

- Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

-Как художник изобразил птичку? Какая она?

(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

- Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Давайте определим основную мысль автора натюрморта.

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

- Какое: деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)

- Какова же будет основная мысль нашего описания?

( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)




V. Составление плана описания картины.

1. Краткая информация о художнике.

2. Композиция натюрморта:

а) цветы;

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.


VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

 Опорная  лексика:

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане   замечательного  полотна…

В центре  картины  художник  изобразил…

Цветовая  гамма  очень  разнообразна:…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,

веточка душистого горошка,

пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,

сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

  2. Раскрыта ли основная мысль художника?

  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

VII. Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII. Итоги урока. Домашнее задание – упр.318


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!