СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«СОЧИНЕНИЕ - ОБРАБОТКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ» Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения, 4 класс, «Школа 2100» Учебник «В океане света», авт.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Цель: введение детей через литературу в мир устного народного творчества Задачи: - овладение новыми литературоведческими понятиями ; «произведение, созданное на основе более раннего», «обработка литературного произведения»; - развитие читательских умений, интереса к процессу чтения, памяти, воображения, внимания, речи учащихся; - высказывать и аргументировать своё отношение к художественной стороне текста

Просмотр содержимого документа
««СОЧИНЕНИЕ - ОБРАБОТКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ» Конспект урока»

Урок литературного чтения, 4 класс, «Школа 2100»

Учебник «В океане света», авт.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема «СОЧИНЕНИЕ - ОБРАБОТКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

Цель: введение детей через литературу в мир устного народного творчества

Задачи:

- овладение новыми литературоведческими понятиями ; «произведение, созданное на основе более раннего», «обработка литературного произведения»;

- развитие читательских умений, интереса к процессу чтения, памяти, воображения, внимания, речи учащихся;

- высказывать и аргументировать своё отношение к художественной стороне текста

Актуализация знаний учащихся.


Есть люди, которые считают, что к литературным произведениям, особенно к текстам народных сказок, былин, песен следует относится очень бережно. Таких людей называют обработчиками сказок. Одним из известнейших обработчиков народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Обрабатывая тексты литературных произведений он не изменял их сюжет, а лишь адаптировал язык произведения для современного читателя.

- Почему ученые -литературоведы отмечают важность такой литературной деятельности?



- Кроме того обработчики сказок, часто собирают, перерабатывают и записывают ранее мало известные произведения устного народного творчества, передававшиеся из уст в уста на территории одной области или края и не имевшие до этого письменного варианта.


- Вы догадались, каким видом литературной деятельности мы сегодня будем заниматься?

- Сформулируйте цель урока.

3. Работа с текстом. Обработка сказки.

- Нам предстоит обработать народную сказку, можем ли мы изменить сюжет по своему желанию, ввести новых персонажей? Что же мы будем изменять, обрабатывать?

- Прочитайте текст ещё раз и обратите внимание на выделенные слова. Используем ли мы такие формы речи в современной жизни. Придайте устаревшим слова современное звучание.



- Прочитайте первый абзац. В тексте первого абзаца используется только одно слово для обозначения главного героя сказки. Какое это слово?

- В своей статье «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» М.И. Алексеева пишет: «Как и всякий детский писатель, обработчик или пересказчик должен иметь «ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный». Порой ему приходится выступать в роли текстолога, фольклориста. Он должен знать психологию детского восприятия, особенности языка и стиля детской литературы».

-А знаете ли вы, как по другому в народных сказках называли медведя?

- Попробуйте заменить слова в тексте первого абзаца синонимами и пересказать его.


- Еще один полезный совет обработчику народных сказок мы найдем на стр.51 ваших тетрадей.



Подготовка к пересказу обработанной сказки

- Что мы изменили в тексте сказки? Учитывая изменения, перескажите текст друг другу, работая в парах.











Учащиеся переходят по ссылке http://www.detlitlab.ru и читают отрывок из статьи «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» М.И. Алексеевой.












Обработка русской народной сказки.





Дети устно заменяют устаревшие формы слов. Учитель читает старый вариант предложения, а дети новый.

















Один ученик пересказывает измененный абзац.


Учащиеся выполняют задание 6, в текст вносятся правки.




Учащиеся выполняют задание учителя.



Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Умение высказывать и аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;


Познавательные УУД

Составлять устные высказывания

Смысловое (мотивированное чтение)


Личностные результаты

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;























Регулятивные УУД

Осуществлять действия по заданному алгоритму






Урок русского языка, 3 класс, «Школа 2100»

Учебник «Русский язык», часть 1, авт.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Тема «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».

Цель: Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-,что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности.

Задачи

- развивать умения писать слова с изучаемой орфограммой;

- развивать умения вычитывать информацию из текста, делать выводы на основе наблюдений, составлять алгоритм действий и работать по алгоритму

- высказывать и аргументировать своё отношение к важности изучаемой темы

Упр155 стр.106

-Спишите слова в два столбика, с приставкой по- в один, а с приставкой па- в другой, выделите приставки.


-Прочитайте слова с приставкой по-.



-Прочитайте слова с приставкой па-.


-Исследуйте слова и подумайте, когда пишется приставка по-, а когда па-.


(Если учащиеся затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то учитель просит поставить в словах ударение)





- Вы правы, приставка па- пишется всегда под ударением, а по- без ударения.


-Ребята, а почему вы даже не знали о существовании приставки па-?


-Да, таких слов очень мало в русском языке, но они всё-таки есть.

В упражнении вам встретились два слова с приставкой па – падчерица и пасынок. Объясните значение этих слов.







-Верно, так бывает в жизни, когда кто-то один из родителей умирает, другой женится во второй раз, и сын для него пасынок, а дочь для мачехи - падчерица.


-Поработайте снова в группах, подумайте, как будет выглядеть правило о приставках по- и па- в схеме ?




-Какую модель возьмём за основу?



Па-

под ударением

По-

в безударном положении




  1. Вывод(учитель подводит итог наблюдений учащихся)


-Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.


-Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения.







-Побег, побежал, поговорить, подумать,





-Пасынок, падчерица.





-Вывод: приставка па всегда ударная, приставка про- всегда безударная.










-Наверное таких слов очень мало в русском языке.





- Падчерица в сказке «Золушка» - это неродная дочь мачехе.

- Пасынок – это неродной сын отцу или матери.






Учащиеся работают над составлением схемы в группах, представители от каждой группы озвучивают результат.

Учащиеся предлагают наиболее удачную схему.










Регулятивные УУД

Развитие умения работать по алгоритму.

Познавательные УУД

Развитие умения объяснять и графически обозначать орфограмму-букву в приставках про-, пра-, по-, па-

Развитие умения извлекать информацию из текста, выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
































Групповая работа помогает детям осознать себя частью общества, т.е. уметь слушать, аргументировано отстаивать свою позицию, работать на достижение общей цели. Важна совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно. Каждый из ребят должен определить своё в группе, выбрав посильную и интересную для себя область работы, а также взаимоотношения и взаимодействие с другими участниками группы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!