СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту С. М. Покровского.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку. Написана в соответствии с критериями 2020- 2021 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту С. М. Покровского.»

Текст.

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность... (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.













Сочинение по тексту.

Россия – удивительная страна: как бы ни были печальны страницы ее истории, она была и остается одним из крупнейших и влиятельнейших государств мира. В чем тайна этого величия? На чем оно основано? Над этими вопросами задумывается современный прозаик – С. М. Покровский, ставя перед читателями социально-философскую проблему осознания сущности силы духа народа. Понять это – значит сформировать в себе гражданина, способного выстоять в трудную для страны минуту и спасти ее.

Свои размышления автор предваряет повествованием о прошлом России – эпохе правления Петра Первого, рассказывая о военных сражениях русских со шведами и турками. В самом начале статьи публицист делает акцент не только на победах знаменитого царя, но и на ошибках, являющихся их следствием – на самоуверенности, которая и привела к трагической встрече нашей армии с турецкой. Именно рассказ об этом печальном событии и лег в основу текста. Сергей Михайлович подробно повествует о тяжелом положении, в котором оказались русские, подчеркивая упадническое состояние духа солдат и офицеров: «Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне». Погружаясь в эмоциональное состояние, мастерски переданное автором, читатель уверен: выхода нет, дух войска упал. И поднять его практически невозможно.

Повествуя о дальнейших событиях, публицист рисует перед нами удивительную картину: турки уходят, оставляя русских без заведомо проигрышного для последних боя. Как такое могло произойти? Что повлияло на решение великого визиря? Ответ прост: сила духа, которую он увидел в русских через прощальное письмо их царя. Петр Первый в нем призвал своих сподвижников «руководствоваться в своей деятельности государственными интересами». Что стоит за этими словами? Сила духа человека, сумевшего перед лицом смерти забыть о себе; сила духа гражданина, поставившего свою жизнь ниже жизни своей страны. Это понял и визирь, осознав, что победа над русскими будет пирровой победой, ибо эти люди обладают мужеством.

Противопоставляя сломленную, казалось бы, волю наших воинов и высоту, на которую они сумели подняться благодаря влиянию Петра, автор убеждает читателей в том, что сила духа не дается человеку изначально, ее необходимо в себе воспитывать, преодолевая собственную слабость.

Позиция С. М. Покровского очевидна: он призывает нас работать над собой, вдохновляясь примером наших предков; гордиться историей своей страны, помня о том, через какие испытания проходили они и с каким величием преодолевали их; формировать в себе гражданскую позицию, укрепляя тем самым национальный дух нашего народа.

С автором невозможно не согласиться, ведь «самостоянье» русских неразрывно связано с понятиями жертвенности, мужества, внутренней силы. Именно эти качества делают Россию величайшей страной мира.

Говоря об этом, не могу не вспомнить художественную литературу, воспевшую русского солдата, умевшего отдавать жизнь ради спасения родины. И ярчайший пример тому – капитан Тушин из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Невысокий, скромный, ничем не примечательный, он во время Шенграбенского сражения своими действиями сумел приостановить наступление французов. Не получивший приказа об отступлении из-за трусости адъютантов, побоявшихся подойти к опасному месту, капитан вместе со своей батареей продолжал вести бой, ярко демонстрируя ту силу национального духа, которая позволила русским одержать победу как в войне с Наполеоном, так и в других сражениях и войнах.

Быть русским – это значит быть выше эгоизма, выполнять гражданский долг перед Отечеством, служить своей родине беззаветно и мужественно. И каждый из нас должен об этом помнить.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!