СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Прежде чем написать

что-либо, я задаю себе три вопроса:

  • что хочу написать,
  • как написать и
  • для чего написать.

М. Горький

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Сегодня - необычный урок: мы будем учиться вместе и друг у друга. У нас в гостях – Лингвистик. Мне нельзя называть тему, об этом просил Лингвистик. Попробуйте её определить сами, а для этого послушайте сказку. Определив её основную мысль, вы назовёте и тему урока. Готовы? Слушайте…

Сегодня - необычный урок: мы будем учиться вместе и друг у друга. У нас в гостях – Лингвистик.

Мне нельзя называть тему, об этом просил Лингвистик. Попробуйте её определить сами, а для этого послушайте сказку. Определив её основную мысль, вы назовёте и тему урока. Готовы? Слушайте…

Сидели в тёплый летний вечер на деревянном крыльце терема Существительное, Глагол, Прилагательное и Союз, смотрели на небо, которое было усыпано яркими золотыми звёздами. Вдруг Существительное, мечтательно глядя на небо, произнесло: — Если бы не я - существительное, то вы не узнали бы, что на небе – звёзды . Глагол тут же вступил в разговор и сказал: — Если бы не я, Глагол, то вы бы не знали , что звёзды (что делают?) светят !  — Ха-ха-ха , - рассмеялось Прилагательное, - если бы не было меня, Прилагательного, вы бы никогда не узнали, что золотые звёзды светят на фиолетовом небе.  — Погодите, погодите! – воскликнул Союз. – Я маленькая частичка речи, но вы без меня не сможете сказать, что в тёплую летнюю ночь на фиолетовом небе светят не только золотые звёзды, но и серебристый месяц. Так что я думаю, друзья, все мы главные: и вы – самостоятельные, и мы - служебные, и ни одна часть речи не может быть без другой, поэтому весь наш спор не имеет смысла.  Определили основную мысль сказки? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Сидели в тёплый летний вечер на деревянном крыльце терема Существительное, Глагол, Прилагательное и Союз, смотрели на небо, которое было усыпано яркими золотыми звёздами. Вдруг Существительное, мечтательно глядя на небо, произнесло:

Если бы не я - существительное, то вы не узнали бы,

что на небе – звёзды .

Глагол тут же вступил в разговор и сказал:

Если бы не я, Глагол, то вы бы не знали , что звёзды

(что делают?) светят !

Ха-ха-ха , - рассмеялось Прилагательное, - если бы

не было меня, Прилагательного, вы бы никогда не узнали,

что золотые звёзды светят на фиолетовом небе.

Погодите, погодите! – воскликнул Союз. – Я маленькая

частичка речи, но вы без меня не сможете сказать, что в тёплую

летнюю ночь на фиолетовом небе светят не только золотые звёзды,

но и серебристый месяц. Так что я думаю, друзья, все мы главные: и вы – самостоятельные, и мы - служебные, и ни одна часть речи

не может быть без другой, поэтому весь наш спор не имеет смысла.

Определили основную мысль сказки?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». «У каждой речи свои достоинства».  А. М. Пешковский Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский  (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».

«У каждой речи свои достоинства».

А. М. Пешковский

Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский  (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.

 РАССУЖДЕНИЕ  – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Структура сочинения-рассуждения I. Тезис (мысль, которую надо доказать)   II. Аргументы (доказательства)   III. Вывод.

РАССУЖДЕНИЕ – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Структура сочинения-рассуждения

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

 

II. Аргументы (доказательства)

 

III. Вывод.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ сформулировать ТЕЗИС  привести РАССУЖДЕНИЕ на теоретическом уровне  привести привести ПРИМЕР- АРГУМЕНТ ПРИМЕР- АРГУМЕНТ сделать ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АЛГОРИТМ

СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

сформулировать

ТЕЗИС

привести РАССУЖДЕНИЕ

на теоретическом уровне

привести

привести

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

сделать

ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Варианты речевого оформления 1. Вступление - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания) - По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), … 2. Основная часть Переход к рассуждению - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста) Введение примеров - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения … - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, … - Так, в предложении … 3. Вывод - Итак, мы доказали, что…   Таким образом, … Используйте речевые клише для сочинения

Варианты речевого оформления

1. Вступление

- Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к рассуждению

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

- Так, в предложении …

3. Вывод

- Итак, мы доказали, что…

Таким образом, …

Используйте речевые клише для сочинения

Требования к сочинению:  -Смысловая цельность -Речевая связность -Последовательность изложения -Композиционная стройность -Грамотность -Фактическая точность.

Требования к сочинению:

-Смысловая цельность

-Речевая связность

-Последовательность изложения

-Композиционная стройность

-Грамотность

-Фактическая точность.

«У каждой речи свои достоинства».  А. М. Пешковский Найдите ключевое слово или слова в данном высказывании, они подскажут, о чём надо будет писать в сочинении. части речи, достоинства

«У каждой речи свои достоинства».

А. М. Пешковский

Найдите ключевое слово или слова в данном высказывании, они подскажут, о чём надо будет писать в сочинении.

части речи, достоинства

«У каждой речи свои достоинства».  А. М. Пешковский Как вы понимаете слово « достоинство »? Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя. Достоинство – цена, в переносном смысле – чувство, тесно связанное с качествами человека Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах. Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе… В каком значении употребляет слово « достоинство » лингвист А.М.Пешковский?

«У каждой речи свои достоинства».

А. М. Пешковский

Как вы понимаете слово « достоинство »?

Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя.

Достоинство – цена, в переносном смысле – чувство, тесно связанное с качествами человека

Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах.

Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе…

В каком значении употребляет слово « достоинство » лингвист А.М.Пешковский?

Блиц-опрос  — Перечислите самостоятельные части речи.  — Какие части речи относятся к служебным? — Назовите, какие функции выполняет предлог.  — Назовите, какие функции выполняет местоимение.  — Какова роль прилагательного в тексте?  — Скажите, что обозначает категория состояния.  — Для чего в речи употребляется глагол?

Блиц-опрос

— Перечислите самостоятельные части речи.

— Какие части речи относятся к служебным?

— Назовите, какие функции выполняет предлог.

— Назовите, какие функции выполняет местоимение.

— Какова роль прилагательного в тексте?

— Скажите, что обозначает категория состояния.

— Для чего в речи употребляется глагол?

Задание 1:  Прочитайте предложения. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. В этот тихий вечер море грустно . (И.А. Бунин)  В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов)  Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

Задание 1: Прочитайте предложения.

Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите.

В этот тихий вечер море грустно . (И.А. Бунин)

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов)

Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

ПЛАН «У каждой части речи свои достоинства».  СКС – особенная часть речи. 1. Роль СКС в речи. 2. Значения СКС. 3. Пример 1 4. Пример 2  III. СКС обладают своими достоинствами.

ПЛАН

  • «У каждой части речи свои достоинства».

  • СКС – особенная часть речи.

1. Роль СКС в речи.

2. Значения СКС.

3. Пример 1

4. Пример 2

III. СКС обладают своими достоинствами.

Вставьте пропущенные слова  Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию ... члена односоставного … предложения.  ( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Вставьте пропущенные слова

Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию ... члена односоставного … предложения.

( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

ПРОВЕРЬТЕ  Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения.  ( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999) Вопрос: Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?

ПРОВЕРЬТЕ

Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения.

( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Вопрос: Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?

Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:  1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).  2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.  3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются,  хотя в некоторых случаях это не так:  Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить .  4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола ( В окно дует. С утра печет, жарко .) или наречиями ( весело, грустно, легко, хорошо  и т. д.). ВЫВОД : слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).

2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются,

хотя в некоторых случаях это не так:  Меня знобит. Его знобило.

Больного будет знобить .

4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются

безличной формой глагола ( В окно дует. С утра печет, жарко .)

или наречиями ( весело, грустно, легко, хорошо  и т. д.).

ВЫВОД :

слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:  1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.  2) Большинство слов категории состояния не изменяются.  3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.  4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи. ВЫВОД : слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.

2) Большинство слов категории состояния не изменяются.

3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.

4) Любое слово полностью проявляется только в

предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в

предложении проявляются как самостоятельная, отдельная

часть речи.

ВЫВОД :

слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

Задание 2:  Распределите слова по колонкам   Состояние природы Состояние среды Физическое состояние живых существ Эмоциональное состояние человека Интеллектуальное состояние человека Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения   Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.

Задание 2: Распределите слова по колонкам

  Состояние природы

Состояние среды

Физическое состояние живых существ

Эмоциональное состояние человека

Интеллектуальное состояние человека

Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения

  Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.

Задание 2:  Распределите слова по колонкам   Состояние природы Состояние среды солнечно снежно Физическое состояние живых существ грязно Эмоциональное состояние человека сыро зябко больно стыдно Интеллектуальное состояние человека интересно Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения грустно далеко понятно можно

Задание 2: Распределите слова по колонкам

  Состояние природы

Состояние среды

солнечно

снежно

Физическое состояние живых существ

грязно

Эмоциональное состояние человека

сыро

зябко

больно

стыдно

Интеллектуальное состояние человека

интересно

Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения

грустно

далеко

понятно

можно

Задание 3:  Устно восстановите текс, используя слова для справок. Запишите через запятую по порядку в строчку только вставленные слова  Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____.   Слова для справок:   радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

Задание 3: Устно восстановите текс, используя слова для справок. Запишите через запятую по порядку в строчку только вставленные слова

Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____.

Слова для справок:   радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

 Я встал рано. На улице уже светло . Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно , щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко . Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно . День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно . ПРОВЕРЬТЕ Слова какой части речи вы вставили?

Я встал рано. На улице уже светло . Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно , щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко . Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно .

День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно .

ПРОВЕРЬТЕ

Слова какой части речи вы вставили?

  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.   Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства» на примере СКС. Материал для примеров возьмите из текста 1.  В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.  Используйте речевые клише для сочинения из презентации. Пишите разборчивым почерком!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства» на примере СКС. Материал для примеров возьмите из текста 1.

В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Используйте речевые клише для сочинения из презентации.

Пишите разборчивым почерком!

ТЕКСТ 1  Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.   А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.              (М. Пришвин)

ТЕКСТ 1

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)

ПЛАН  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация:  а) аргумент-пример №1;  б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии  с количеством аргументов-примеров.

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

  • 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
  • 2. Аргументация:
  • а) аргумент-пример №1;
  • б) аргумент-пример №2.
  • 3. Вывод.
  • Каждую часть начинаем с красной строки.
  • То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
  • А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии

с количеством аргументов-примеров.

ТЕЗИС  Действительно, Александр Матвеевич прав. Каждая часть речи обладает своими достоинствами. Например, имя прилагательное характеризует _______________, ярко, красочно ______________ предмет, ___________- образную, объёмную, богатую картину. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту

ТЕЗИС

Действительно, Александр Матвеевич прав. Каждая часть речи обладает своими достоинствами. Например, имя прилагательное характеризует _______________, ярко, красочно ______________ предмет, ___________- образную, объёмную, богатую картину. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!