СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по творчеству В. Астафьеву

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по творчеству В. Астафьеву»

Вторушина Алёна, 11 А класс, МАОУ «СОШ № 7»

Учитель – Маньковская Е.Г.

Направление: «Вечные темы в произведениях В.П. Астафьева»

Тема сочинения: Матерь всего сущего: женщина, природа, земля (по сборнику новелл В.П.Астафьева «Царь-рыба»)





Всё начинается с Матери. В этом понятии и начало всех начал, и Великое спасение каждого человека (ибо к ней взывает в момент опасности), и основа добра, тепла, Дома, высшей справедливости и всепрощения, а значит, основа Веры! Недаром начиная с искусства Древней Руси образ Матери, к осмыслению которого не раз обращались различные деятели искусств и мастера Слова, был одним из центральных в русской культуре. Являясь в образе женщины, Родины, «сырой земли», Матери Небесной, вдохновлял он художников и в ХХ в.

С особой силой и оригинальностью эта тема как мотив самого великого счастья и постоянного самоотречения звучит в творчестве Виктора Астафьева. В системе нравственных ценностей художественного мира В. Астафьева этот образ занимает, я считаю, главное место.

Такое необычайное благоговейное отношение к матери берёт начало в детстве самого писателя. Из биографии писателя я узнала, что мать Лидия Ильинична утонула, когда Витя был восьмилетним мальчиком. Смерть самого близкого человека, его мамы, отразилась на всем творчестве Астафьева. А затем следует череда драматических событий: голодная жизнь с мачехой и младшим братом, жизнь беспризорника, детский дом, война... Воспоминания родных В.П.Астафьева трогают до слёз : «Когда мать его умерла, то маленький Витя приходил на берег Енисея, садился на камешек и говорил: “Мама, мамонька, выплыви... Я на тебя посмотрю, запомню, а ты потом уплыви...”»

Образ Мамы, болью отпечатавшийся в детской памяти, стал основой и нравственным стержнем мировоззрения автора, его ожесточённого гнева против неуважения к женщине, а особенно к Матери. Слово «МАТЬ» становится для писателя наряду с такими словами, как «ЖИЗНЬ», «ДОМ», «РОДИНА», «ХЛЕБ», «ОТЧИЗНА», «МИР». ». Виктор Петрович постоянно подчёркивал это в своих выступлениях, письмах, интервью: «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!»

Но что-то происходит с годами, с приходом так называемых «новых ценностей». Уходит уважение к Матери, человек не чтит свою Мать-природу… Наверное, самое большое впечатление в моей читательской биографии произвёл на меня сборник новелл «Царь-рыба». В мире, где не чтят ценности материнства, где нет больше гармонии и прерваны все связи между людьми. В этом мире человек - всегда сирота. Сам Виктор Петрович Астафьев писал о том, что «Царь-рыба» - это книга о «проблеме, вставшей в полный рост перед мировым сообществом в двадцатом веке - об одиночестве человека». Причина, по мнению писателя, в том, что люди возвысились над своими братьями, стали браконьерами в собственном доме. Но природа строго судит своих неразумных детей, нарушивших законы жизни.

Можно ли заслужить прощение? – такой вопрос задаёт автор. И сам отвечает: да, сердце материнское милосердно. Он проявляется в это в заглавной новелле. Браконьер Игнатьич, который должен уйти на дно вместе с царь-рыбой, избегает гибели, принеся покаяние им же обиженной ещё по молодости девушкой. «Природа, она, брат, тоже женского рода», «женщина - тварь Божья, за неё суд и кара особые», - понимает он в последний момент. Покаяние приносит ему облегчение - и физическое, от груза вцепившихся в него крючков, и душевное.

Мотив «оскорблённого материнского, жизнетворящего начала в женщине и природе, земле» и возмездия, что настигает героев за эти поступки – это возмездие, Что пришло из народных традиций и народной веры: для русского человека земля - это «хранительница нравственного закона - прежде всего, закона родовой жизни». К ней идёт человек на покаяние, каяться в самых тяжких грехах против рода и материнства.

Так, рисуя природные и женские образы в своих произведениях, Астафьев подчёркивает ценность материнства в обществе через призму христианских верований и собственных воспоминаний детства. В.П. Астафьев создаёт женские образы, которые наполняют добрым светом и заботой о «ближнем своём» новеллы «Царь-рыбы». Вот Агафья Мозглячиха - «радистка, она же ворожея и мать всему здешнему народу»; жена (имя не указано) речника Парамона Парамоновича, она много лет Акиму «мамкой ... была», - от неё герой учится врачеванию; медсестра, «самоотверженно идущая в ночь, в непогоду», когда надо помочь больному. Финал романа исполнен печальным воспоминанием об усопшей матери Виктора Петровича. Образ Лидии Ильиничны навсегда соединён с сердце автора с малой родиной. И душа матери, говорит Астафьев, продолжает мучиться о сыне, ибо есть он - «её продолжение, её плоть и дух, её незаконченная мысль, песня, смех, слёзы, радость».

Абсолютным воплощением идеи материнства представлена в «Царь-рыбе» природа. Астафьев рассказывает о своих ощущениях от нахождения наедине с природой в первой главе. Эти переживания похожи на чувства младенца, который учится под присмотром заботливой матери гармонии с окружающим миром: «...Так вот вольно было тебе, когда ты никакими ещё воспоминаниями не нагрузил память, да и сам себя едва ли помнил, только чувствовал кожей мир вокруг, привыкал глазами к нему, прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком того самого листа, каким ощутил себя сейчас вот, в редкую минуту душевного покоя».

Материнское начало в повествовании «Царь-рыбы» воплощено в образах природы – земле – матушке и кормилице, в бескрайней тайге и щедрой реке. Образ матери-земли - самый древний. В новелле «Не хватает сердца» автор называет о себя и писателей из народа: «... мы, из земли вышедшие». В тундре «тонкая корочка земли» находит в себе силы оттаивать весной, «питая робкие, паутинно-тонкие всходы». Автор использует олицетворения, чтобы показать тундру как живую: осенью «.земля ещё дышит, пусть невнятно, а всё же дышит прогретым за лето недром».

Тайга питается сокам земли, она предстаёт как кормилица и врачевательница. Герой-повествователь в «Царь-рыбе» отвечает неугомонному отцу, гонящемуся за лучшей долей, что «семья, слава Богу, при месте, от тайги питается». Важное место в «Царь-рыбе» занимает образ реки, кормящей и дающей жизнь. Даже Енисей - «отец», «богатырь», выступает в материнской роли. Неслучайно автор иногда говорит о нём просто «река». Именно река Енисей спасает всю семью писателя в голодные годы: «На рыбе выросли, - сказал Коля, собирая ложки, - до того папа доводил, что, веришь - нет, жевали рыбу без хлеба, без соли, как траву...». Данная рекой рыба помогает Акиму вылечить оставленную в тайге девушку Элю, беглому каторжнику Хромому - избежать смерти от голода и идти дальше, людям из рыбацкого посёлка Боганида – река помогает выжить на холодном Севере.

Материнского начала не лишена даже холодная пустынная тундра. Она также принимает зародыш новой жизни и производит на свет необычайный цветок, покоривший красотой маленького Акима в рассказе «Уха на Боганиде».

Помимо природных символов, стихия материнства, как говорилось выше, воплотилась во многих образах, созданных Астафьевым. Несомненно, истинное её воплощение - мать Акима. По словам самого писателя, этот образ – «единственный, выдуманный от начала до конца». Героиню не зовут по имени, она только «мать». Каждый год рожает детей, но обидное прозвище «ветренка» не применимо к ней. Мать идёт на зов природы и закону продолжения жизни: «Весна, сыносек! Весна! Весной и птицы, и звери, и люди любят друг дружку, поют, ребёнков делают». Она сама - воплощение жизни, не зря Аким думает о ней только как о живой, а слово «смерть» просто не сопоставляется с ней. Сначала не получается у женшины хозяйничать, но потом превращается в настоящую «хранительницу очага», а материнское отношение к детям и ко всем людям уже заложено в ней с рождения природой: «Чему учить её не надо было, так это легко, беззаботно и весело любить ребятишек и всех живых людей».

Заботливое отношение к младшим братьям, сёстрам и ко всем «ближним» перенимает от мамы старшая дочка Касьянка. Она строго командует малышами за столом, старательней всех работает, следит за младшими ребятами.

Материнское начало отождествлено Астафьевым с другими понятиями: с заботой и ответственностью за жизни других. Воплощается это не только в женщине. Старшой из рассказа «Бойе», под началом которого находится Колька и другие ребята, которые идут добывать песца. Автор с юмором нарекает его «мамкой» молоденьких ребят. Так и Аким, выхаживая больную девушку Элю, проявляет материнские чувства и, по словам Виктора Астафьева, «растит» девушку, становится «няней».

Читая страницы «Царь-рыбы» и других произведений Астафьева, проникаешься необыкновенной болью и тревогой за нас, за тех, кто вокруг нас, забыв Святое Материнское начало, творят не-человеческое, не жалея погибающую, заживо горящую и молящую о пощаде Природу-мать… За тех, кто своих матерей, последнее отдавших, предают и забывают, глумясь…Что будет? Этот страх остался и во мне после прочтения этого произведения. Страх от того, что та капля, что увидел герой на рассвете в новелле «Капля», не внемлет молитвам и всё-таки упадёт… Бороться, конечно, нужно. До конца. Как делал это Виктор Петрович Астафьев. И веровать остаётся: «Богородице, дева, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою…»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!