Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения);
отработать элементы композиции сочинения;
составить словари опорных слов;
познакомить с историей русской игрушки;
вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
Форма урока: театрализованное представление
Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку; музыкальное сопровождение к театрализованной части урока; русские народные игрушки.
Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. - Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.
Откройте тетради, запишите тему урока.
Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были они и у нас, взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
– А кто может сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?
Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?
3. Музыкальная зарисовка Входят девочки с подносами, на которых русские игрушки. Они рассказывают об этих игрушках.
4. Учитель:
Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!
Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.
5. Рассказ учащихся про игрушки:
Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.
6. Учитель: Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.
А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте их, ребята, расскажите о ваших любимцах.
7. Рассказы детей об игрушках.
(Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).
Вот эти- то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить альбом.
8. Учитель: – Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)
– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)
– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).
– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
– Какова композиция описания?
– общее впечатление
– описание деталей
– оценка
9. Учитель:
Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. (т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)
Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
А если про эту же зверушку написать так: Моя любимая игрушка - это плюшевый пес. Для меня это что-то больше чем просто игрушка, это мои воспоминания, которые хранят в себе множество положительных эмоций. У этого пёсика есть чёрненькое пятнышко вокруг левого глаза, большие уши, чёрный маленький носик, и чётко выраженные контуры глаз, сам он молочного оттенка, и шерстка у него кудревата. Хвостик, словно маленький шарик, упирается в прямую, словно как у собаки на посту спину. Множество раз заштопанный, гордый, щенок всегда будет вселять в меня радость своим добрым взглядом.
– В каком стиле дано описание? (художественном).
– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой?, потребовалась бы одна фотография).
Найдите композиционные части. (Общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка. (на доске).
В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела.
А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
Каков корень слова, как его нужно написать?
10. Словарный диктант:
Пластмассовая, металлическое, прекрасное, чудесное, занимательное, удивительное, механическое, увлекательное, забавное, симпатичное, интересное, автоматическое, заводное.
Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.
Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.
11. Предупредим речевые ошибки.
Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.
12. Итог. Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.
13. Написание сочинения.