СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение на дискуссионную тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок подготовки к сочинению 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на дискуссионную тему»

Бабатенко Ольга Николаевна

Рабочие материалы

Технологическая карта освоения интегрированного содержания

Тема: Рассу­ждение на дискус­сионную тему

Интегрируемые предметы: русский язык и литература

Общее количество часов: 2

Цели: Научиться составлять текст - рас­суждение на дис­куссионную тему, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, формировать навыки информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач); формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность, воспитывать уважительное отношение к слову, мыслям и чувствам других людей



Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования

(предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Учебная деятельность ребенка

(учебные задачи)

Учебный материал

(тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо- производственные ресурсы)

Перечень приемов

(педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности


Этап целеполагания

Коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регу.гятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий и само- коррекции.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе составления рассуждения на дис­куссионную тему

Создать алгоритм составле­ния рас­суждения на дис­кусси­онную тему.

тексты учебников - русский язык под ред. Тростенцовой, литература под ред. Коровиной, презентация

Эмоциональный настрой на урок, речевая разминка, «равные возможности для ответа» (ответ хором), «вежливость учителя»


Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа, работа в парах


Поиск

Информации, беседа,

заполнение

таблицы,

построение

графической

модели, анализ

художественного

и публицистического

текстов, рассуждения

тексты учебников - русский язык под ред. Тростенцовой, литература под ред. Коровиной, презентация

работа с

художественным и

публицистическими текстами, опрос, выразительное чтение,«равные возможности для ответа» (опрос по

цепочке, слепой

жребий), «вежливость

учителя», «наводящие

вопросы и подсказки»,

«индивидуальная

помощь и внимание», «похвала, выражение одобрения»


Рефлексивная деятельность(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Оценивать результаты

своей и чужой

деятельности,

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Заполнение листа

самооценки, дискуссия, сочинение

Презентация, рабочая тетрадь, решение комплектов задач репродуктивного

уровня


домашнее задание по выбору - «связь урочного и внеурочного» (выход за пределы учебника и

Наглядность: презентация, распечатки с таблицами, листы самооценки

План урока

Эпиграфы:

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя на урок - речевая разминка).

  2. Целеполагание: объявление темы урока, определение целей и задач, запись темы на доске и в тетради.

  3. Ход урока:


Актуализация знаний в начале урока:

Сегодня на уроке , ребята, мы будем готовиться к сочинению –на дискуссионную тему
Начнём с того, что вспомним, к какому стилю относятся рассуждение, диспут, дискуссия. Они относятся к публицистическому стилю (подберём однокоренные слова- публика, публичный, публицистика). 

Публицистический в переводе с латинского рассуждению значит «общественный».

Кому адресованы публицистические выступления?

Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращён к слушателям, к читателям. Сфера употребления- общество, политика, экономика, культура.)

Какую основную функцию выполняет публицистический стиль?

Какова цель публицистических выступлений?(Основная функция публицистического стиля- обсуждение насущных общественных вопросов, его цель- привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение их, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)

Вспомните основные черты публицистического стиля речи (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, чёткость, логичность, призывный пафос.)

В чём заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы: вопросы, восклицания, обращения.)

Вернёмся к теме урока. Рассуждение на дискуссионную тему.

Вопросы к классу: что такое рассуждение? что такое дискуссия? Что значит дискутировать?

ИТАК, рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.

Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.

Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.

Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

Работа с текстом упр. 301,303.

  • Прочитайте текст упр. 301.

  • О чем этот текст?

  • Какова его основная мысль?

  • К какому типу текстов его можно отнести? Объясните свой ответ.

  • Вспомните, из каких основных частей состоит рас­суждение.

  • Какие аргументы приводит автор?

  • Согласны ли вы с позицией автора?

  • Представьте, что вы беседуете с автором текста. Что бы вы ответили писателю? Продумайте основной тезис своего ответа. Какие аргументы вы могли бы привести в его защиту? К какому бы выводу пришли?

(Учащиеся ообсуждают тексты упражнений. Формируют свою позицию, готовятся к написанию сочинения-рассуждения. Формулируют тезис, подбирают ар­гументы, подводят итог. Составляют план и записывают его.)

Сочинение рассуждение на дискуссионную тему - это сочинение - рассуждение, с одной стороны, отвечающее правилам написания классического рассуждения (тезис - аргументы - вывод). С другой же стороны, аргументы в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему чётко структурированы, поскольку предполагается их использование в дискуссии, полемике. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, как никакой другой вид сочинений по русскому языку, требует умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Анализ сочинения- рассуждения на дискуссионную тему

Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему.

Можно ли сказать, что курение не вредит здоровью? Курить или не курить – этот выбор рано или поздно должен сделать для себя каждый. Эта проблема важна для каждого молодого человека.

Я считаю, что если хочешь быть здоровым, не стоит пробовать сигареты и курить, потому что курение вредит здоровью. Во-первых, человек, который курит постоянно, чихает и кашляет, так как на его дыхательную систему разрушительно действует никотин. Курильщик может не только чихать, но и задыхаться. Довольно часто курильщик простужается: тот же никотин ослабляет его иммунитет.

Во-вторых, курильщику довольно сложно заниматься любыми видами спорта и даже подниматься или спускаться по лестнице, его мучает одышка – ведь никотин разрушает все органы, в том числе негативно влияет и на сердечнососудистую систему. В-третьих, курение значительно сокращает жизнь, а также увеличивает вероятность возникновения различных заболеваний, к примеру, инфаркта, рака, эмфиземы, инсульта и других. В-четвертых, курильщик плохо различает запахи и даже тонкие вкусы изысканных блюд. Кроме того, он может не различать запах близкого или любимого человека, а также любимых парфюмерных изделий.

Всё это снижает качество жизни курильщика, и он делается нервным, раздражительным. Следовательно, курить вредно. Медики установили это и говорят, что, выкуривая одну пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год одним литром никотиновой смолы.

Одна сигарета сокращает жизнь на пятнадцать минут, одна пачка сигарет на пять часов жизни; тот, кто курит год, теряет три месяца жизни, кто курит четыре года – теряет целый год жизни, кто курит двадцать лет – лишается пяти лет, жизнь курящего в течение сорока лет сокращается на десятилетие! Курение наносит огромный вред организму и окружающим людям. Курение вредит здоровью. Курить – здоровью вредить!

  • О чем этот текст?

  • Какова его основная мысль?

  • К какому типу текстов его можно отнести? Объясните свой ответ.

  • Вспомните, из каких основных частей состоит рас­суждение.

  • Какие аргументы приводит автор?

  • Согласны ли вы с позицией автора?


Рефлексия. Заполнение листов самооценки.

ФИ


Что меня заинтересовало на уроке, над чем я задумался


Что я не понял


Оценка, которую я себе ставлю


Выводы.

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по упр. 301 или 303 на выбор. Подготовиться к сочинению -рассуждению по повести Л.Н. Толстого "После бала"

2 урок

Написание сочинения- рассуждения по предложенным темам

  1. Что такое долг, честь, совесть. 

  2. Самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? 

  3. Внутренний конфликт человека, кото­рый выносит на обсуждение автор: жизнь в маске

  4. «Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае»

  5. Л. Тол­стой: «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь».

  6. Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

  7. ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»

4



Скачать

© 2024, 229 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!