Бабатенко Ольга Николаевна
Рабочие материалы
Технологическая карта освоения интегрированного содержания
Тема: Рассуждение на дискуссионную тему
Интегрируемые предметы: русский язык и литература
Общее количество часов: 2
Цели: Научиться составлять текст - рассуждение на дискуссионную тему, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, формировать навыки информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач); формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность, воспитывать уважительное отношение к слову, мыслям и чувствам других людей
| Этапы организации учебной деятельности | Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные) | Учебная деятельность ребенка (учебные задачи) | Учебный материал (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо- производственные ресурсы) | Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности |
| Этап целеполагания | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регу.гятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само- коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления рассуждения на дискуссионную тему | Создать алгоритм составления рассуждения на дискуссионную тему. | тексты учебников - русский язык под ред. Тростенцовой, литература под ред. Коровиной, презентация | Эмоциональный настрой на урок, речевая разминка, «равные возможности для ответа» (ответ хором), «вежливость учителя» |
| Продуктивная деятельность | Индивидуальная работа, работа в парах | Поиск Информации, беседа, заполнение таблицы, построение графической модели, анализ художественного и публицистического текстов, рассуждения | тексты учебников - русский язык под ред. Тростенцовой, литература под ред. Коровиной, презентация | работа с художественным и публицистическими текстами, опрос, выразительное чтение,«равные возможности для ответа» (опрос по цепочке, слепой жребий), «вежливость учителя», «наводящие вопросы и подсказки», «индивидуальная помощь и внимание», «похвала, выражение одобрения» |
| Рефлексивная деятельность(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание) | Оценивать результаты своей и чужой деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | Заполнение листа самооценки, дискуссия, сочинение | Презентация, рабочая тетрадь, решение комплектов задач репродуктивного уровня | домашнее задание по выбору - «связь урочного и внеурочного» (выход за пределы учебника и |
Наглядность: презентация, распечатки с таблицами, листы самооценки
План урока
Эпиграфы:
Организационный момент (создание эмоционального настроя на урок - речевая разминка).
Целеполагание: объявление темы урока, определение целей и задач, запись темы на доске и в тетради.
Ход урока:
Актуализация знаний в начале урока:
Сегодня на уроке , ребята, мы будем готовиться к сочинению –на дискуссионную тему.
Начнём с того, что вспомним, к какому стилю относятся рассуждение, диспут, дискуссия. Они относятся к публицистическому стилю (подберём однокоренные слова- публика, публичный, публицистика).
Публицистический в переводе с латинского рассуждению значит «общественный».
Кому адресованы публицистические выступления?
Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращён к слушателям, к читателям. Сфера употребления- общество, политика, экономика, культура.)
Какую основную функцию выполняет публицистический стиль?
Какова цель публицистических выступлений?(Основная функция публицистического стиля- обсуждение насущных общественных вопросов, его цель- привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение их, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)
Вспомните основные черты публицистического стиля речи (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, чёткость, логичность, призывный пафос.)
В чём заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приёмы: вопросы, восклицания, обращения.)
Вернёмся к теме урока. Рассуждение на дискуссионную тему.
Вопросы к классу: что такое рассуждение? что такое дискуссия? Что значит дискутировать?
ИТАК, рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).
Рассуждение - очень важный тип речи, который содержит убеждение, доказательство, логическое мышление, выводы.
Важно уметь путем рассуждения вступать в полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны вести дискуссию, призывный диалог.
Часто для перечисления аргументов используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом.
Широко используются союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.
Работа с текстом упр. 301,303.
Прочитайте текст упр. 301.
О чем этот текст?
Какова его основная мысль?
К какому типу текстов его можно отнести? Объясните свой ответ.
Вспомните, из каких основных частей состоит рассуждение.
Какие аргументы приводит автор?
Согласны ли вы с позицией автора?
Представьте, что вы беседуете с автором текста. Что бы вы ответили писателю? Продумайте основной тезис своего ответа. Какие аргументы вы могли бы привести в его защиту? К какому бы выводу пришли?
(Учащиеся ообсуждают тексты упражнений. Формируют свою позицию, готовятся к написанию сочинения-рассуждения. Формулируют тезис, подбирают аргументы, подводят итог. Составляют план и записывают его.)
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему - это сочинение - рассуждение, с одной стороны, отвечающее правилам написания классического рассуждения (тезис - аргументы - вывод). С другой же стороны, аргументы в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему чётко структурированы, поскольку предполагается их использование в дискуссии, полемике. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, как никакой другой вид сочинений по русскому языку, требует умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Анализ сочинения- рассуждения на дискуссионную тему
Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему.
Можно ли сказать, что курение не вредит здоровью? Курить или не курить – этот выбор рано или поздно должен сделать для себя каждый. Эта проблема важна для каждого молодого человека.
Я считаю, что если хочешь быть здоровым, не стоит пробовать сигареты и курить, потому что курение вредит здоровью. Во-первых, человек, который курит постоянно, чихает и кашляет, так как на его дыхательную систему разрушительно действует никотин. Курильщик может не только чихать, но и задыхаться. Довольно часто курильщик простужается: тот же никотин ослабляет его иммунитет.
Во-вторых, курильщику довольно сложно заниматься любыми видами спорта и даже подниматься или спускаться по лестнице, его мучает одышка – ведь никотин разрушает все органы, в том числе негативно влияет и на сердечнососудистую систему. В-третьих, курение значительно сокращает жизнь, а также увеличивает вероятность возникновения различных заболеваний, к примеру, инфаркта, рака, эмфиземы, инсульта и других. В-четвертых, курильщик плохо различает запахи и даже тонкие вкусы изысканных блюд. Кроме того, он может не различать запах близкого или любимого человека, а также любимых парфюмерных изделий.
Всё это снижает качество жизни курильщика, и он делается нервным, раздражительным. Следовательно, курить вредно. Медики установили это и говорят, что, выкуривая одну пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год одним литром никотиновой смолы.
Одна сигарета сокращает жизнь на пятнадцать минут, одна пачка сигарет на пять часов жизни; тот, кто курит год, теряет три месяца жизни, кто курит четыре года – теряет целый год жизни, кто курит двадцать лет – лишается пяти лет, жизнь курящего в течение сорока лет сокращается на десятилетие! Курение наносит огромный вред организму и окружающим людям. Курение вредит здоровью. Курить – здоровью вредить!
О чем этот текст?
Какова его основная мысль?
К какому типу текстов его можно отнести? Объясните свой ответ.
Вспомните, из каких основных частей состоит рассуждение.
Какие аргументы приводит автор?
Согласны ли вы с позицией автора?
Рефлексия. Заполнение листов самооценки.
ФИ | |
Что меня заинтересовало на уроке, над чем я задумался | |
Что я не понял | |
Оценка, которую я себе ставлю | |
Выводы.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение по упр. 301 или 303 на выбор. Подготовиться к сочинению -рассуждению по повести Л.Н. Толстого "После бала"
2 урок
Написание сочинения- рассуждения по предложенным темам
Что такое долг, честь, совесть.
Самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность?
Внутренний конфликт человека, который выносит на обсуждение автор: жизнь в маске
«Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае»
Л. Толстой: «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь».
Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
4