СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение "Какой видит Россию и ее народ Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В поэме переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбах России и её народа, и тонкий лиризм.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "Какой видит Россию и ее народ Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?"»

Какой видит Россию и ее народ Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?


Сейчас много говорится о возрождении утраченных народных традиций России, о ее нравственных ценностях и идеалах. Мы должны помнить все лучшее, что составляло духовное наследие прощлого. Любое произведение, посвященное России, ее истории и проблемам, вызывает в наше время неподдельный интерес читателей. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», которая является не только сатирой на Россию, Чичикова и Собакевича, но и лирической поэмой о России - родине великого народа, видится нам сейчас в новом свете. В ней мы ищем для себя истоки современных трудностей, причины неудач и пути их преодоления. Произведение Гоголя не устарело, не потеряло актуальности за прошедшие десятилетия. Именно благодаря своей современности поэма служит уроком для настоящего. «Мертвые души» неисчерпаемы. Я считаю, что очень хорошо сказал о поэме Ираклий Андроников: «Книга, которою нельзя начитаться». И каждое чтение «Мертвых душ» обещает нам новые радостные открытия.

Создание этой поэмы было подготовлено предыдущими произведениями писателя. Без «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Ревизора» не было бы «Мертвых душ».

В поэме переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбах России и ее народа, и тонкий лиризм(недаром Белинский назвал Гоголя «главой поэтов»). На мой взгляд, писатель отразил в своей поэме три России: Россию «мертвых душ» - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце произведения появляется прекрасный художественный образ Руси - тройки, птицы - тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что «Мертвые души» можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века. Поэма, по словам В.Г.Белинского, явилась произведением, «беспощадно сдергивающим покровы с действительности».

Наиболее широко на страницах «Мертвых душ» представлены образы современных автору помещиков. Персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассмативать как отдельный образ, нельзя воспринимать положительно, но по сравнению с Плющкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера. В центр Гоголь поставил образ Коробочки, так как он является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя, это символ «человека- коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства. Это и привело дворянство России к вырождению. Мир, в котором действуют гоголевские герои, нельзя назвать нормальным. Здесь торгуют мертвыми душами как обыкновенным товаром, а мошенника принимают за важную персону. В этом безумном мире все дышит обманом, все человеческое придавлено, уничтожено, пошлость же живет в почете и богатстве. Хотя образы помещиков очень разнообразны, все они имеют общие черты: низкий культурный уровень, стремление к обогащению и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. По словам Герцена, «помещики проходят перед нами без масок, без прикрас, пьяницы и обжоры, уродливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа». Все они примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности. Отсюда особое внимание Гоголя к изображению быта его героев. Духовный мир помещиков настолько мелок, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность. И таким людям принадлежат порой сотни крестьян!

Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков, так как писатель развеял веками создавшийся миф о том, что дворянство - лучшая часть населения России.

Не обошел автор поэмы вниманием и чиновников. Писатель рисует выразительный коллективный портрет административной власти во главе с губернатором. Государственная должность для этих людей лишь средство беспечной и праздной жизни. Взятки, воровство, чинопочитание - все это не случайные явления. Поразительно точную оценку губернскому обществу дает Собакевич: «…разбойничий вертеп». С этой оценкой невольно соглащаешься при чтении поэмы, так как сами чиновники блестяще оправдывают его крепкие слова.

Гоголь не ограничивается рамками показа провинции. Едва ли не в каждой главе он так или иначе вспоминает Петербург. Писатель никогда не пропускает случая сказать два - три едких слова в его адрес.

Тема разоблачения помещиков и чиновников переплетается с темой крепостничества. Раскрытию образов людей имущего класса писатель посвящает большую часть поэмы, но идейным стержнем произведения является мысль о трагической судьбе простого народа.

Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крепостные изображены далеко не розовыми красками. Лакей Петрушка «носит всегда с собой какой - то свой особенный воздух», а кучер Селифан любит выпить, но именно для простого народа у Гоголя находятся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Еремее Сорокоплехине, Максиме Телятникове. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Крепостнический гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и плюшкиных губили таланты и душу народа. Трагические условия действительности порождали в этой среде немало таких людей, как Селифан и Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй - забитых, темных , невежественных. Это искалеченные жизнью люди. Но есть крепостные, которые бегут от помещичьего произвола на окраины России, расправляются со своими угнетателями. Несколько раз слышим мы со страниц поэмы о крестьянских бунтах. Неспокойно в крепостническом государстве. Полна скрытой жизни и внутренних сил Русь, но не видят этого помещики и правители, занятые своими мелкими интересами, чуждые настоящей любви к России. Гоголь как истинный патриот верит, что страна найдет возможность изменить свою безрадостную жизнь. Писателю больно видеть убогую обстановку, окружающую простой народ, полуразвалившиеся избы с подслеповатыми окошками и соломенными крышами. Народ беден, хотя и трудолюбив. Вспомним каретника Михеева, плотника Степана Пробку, у которых любая работа спорилась в руках. Но они не могут выбиться из нищеты, и виноват в этом был самодержавно - крепостнический строй. Гоголь хорошо видел пороки русской действительности. Но как же их устранить? Точного ответа на этот вопрос у писателя не было.

Поэма Гоголя проникнута болью за Россию. В лирических отступлениях и вставных эпизодах писатель касается самых острых общественных вопросов страны, говорит о высоком назначении человека, о судьбе России и народа, о своем глубоком чувстве любви к Руси. «Глаза мои все чаще смотрят только на Россию, и нет меры любви моей к ней», - писал Н.В.Гоголь. Тревожась за судьбу страны, писатель не может не восторгаться красотой русских просторов, бесконечными дорогами и бойкими тройками, деревнями и селами, умным и сметливым народом.

Миру «Мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной Руси, о которой писатель повествует с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Николай Васильевич чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплотившей в себе могучие силы страны: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..»

Гоголь видел долг писателя в том, чтобы показать действительную жизнь своей Родины. Я думаю, что это он выполнил блестяще. При чтении каждого слова поэмы невольно восклицаещь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе писатель раскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем страны. Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. не дает ответа.»

Хотя писатель не получил ответа на этот вопрос, но своим произведением он разбудил страну, заставил задуматься над самыми жгучими вопросами русской жизни и, по словам Чернышевского, двинул «вперед нацию».

Каждая эпоха по-новому прочитывает классические произведения и открывает в них такие грани, которые в той или иной мере созвучны ее собственным проблемам. В наше время встречаются такие люди, как Манилов и Ноздрев, Плюшкин и Чичиков. Они, конечно, стали другими, чем были в те годы, но многих родимых пятен своих не утратили. Гоголь - могучее оружие в борьбе с ними, с разными проявлениями социального зла и неправды. Время не ослабило читательского интереса к «Мертвым душам». Я думаю, еще многие поколения не перестанут изумляться глубине и совершенству поэмы Гоголя, безграничной любви писателя к Родине и его вере в великое будущее России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!