СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных (именах, отччествах и фамилиях людей)

Просмотр содержимого документа
«Собственные и нарицательные имена существительные»

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных (именах, отчествах и фамилиях людей).

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

Оборудование урока:

  • Русский язык. Учебник: 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение. 2017;

  • карточки для работы в парах.

  • Интерактивная доска.










Ход урока

1. Орг. момент. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА! СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК. ОН НЕОБЫЧЕН ТЕМ, ЧТО НА УРОКЕ БУДУТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ГОСТИ. ПОВЕРНЁМСЯ К НИМ, ПОПРИВЕТСТВУЕМ ИХ УЛЫБКОЙ.

2. Мотивационный этап.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения!

Очень тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

- У вас на столах лежат смайлики. Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Прочитайте пословицу “Умеешь сам – научи другого, она будет девизом нашего урока. Как вы понимаете смысл пословицы (Если у тебя что-то хорошо получается, то нужно помочь, подсказать другу, товарищу).

2. Актуализация знания

(Слова на доске: солнце, читает, книга, собака, летит, добрый, ученик, голубой и т.д.)

Прочитайте слова, вам необходимо отобрать имена существительные.

- Что называется именем существительным? (Слова, которые отвечают на вопросы кто?что? называют именами существительными)

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные).Назовите эти слова.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Неодушевленные). Назовите эти слова.

- Откройте тетради.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас ничуть не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Отступите две строчки вниз от предыдущей работы.

Посередине запишите число, «Классная работа». (11 февраля,

Классная работа). Слово «классная» пишем с удвоенной «с». «Работа» словарное слово, пишем через букву «а».

(Следят за посадкой. Кладут тетради под наклоном. Открывают тетради)

3. Минутка чистописания.

Запись на доске

И   Ё   О   У   ы   Э (записать в тетрадь красиво)

– Что вы можете сказать об этой минутке чистописания? (Это гласные буквы).

– Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим).

– На какие группы мы можем разбить эти  буквы? (На гласные, которые обозначают мягкость предыдущего звука и гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного звука).

– Какие гласные обозначают твёрдость предшествующего звука? (о, у, ы, э).

– Какие гласные обозначают мягкость предшествующего звука? (и, ё).

– На какие еще группы мы можем разбить эти  буквы? (На прописные и строчные.)

– Для чего нам нужны прописные буквы? (Чтобы обозначать ими начало предложения, писать имена, отчества, фамилии и т.д.).

– Скажите, пожалуйста, есть ли в русском языке прописная буква ы?(Нет.)

– Почему? (Потому, что в русском языке нет слов, которые начинаются с буквы ы).

– Какая буква может быть «лишней»? (Букву ё. Эта буква может обозначать два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ь и ъ. Например: Юля, летняя, лью и т.д.).

Словарная работа. - Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)

Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, также как имя.

- Откройте учебник на с.55 и найдите это словарное слово. Пропишите его в тетради до конца строки, выделите непроверяемую гласную и поставьте ударение.

Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)

(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)

Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, Чьими сыновьями или дочерьми они являются.

Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово в следующей строке, выделите непроверяемую гласную и поставьте ударение.

— Запишите имена ребят нашего класса: вариант I пишет имена и фамилии мальчиков; II вариант — имена девочек.

- Подчеркните орфограммы.

- Какую орфограмму выделили во всех словах? (Заглавная буква в именах)

Постановка учебной задачи

К какой группе имен существительных относятся слова, которые вы записали? (Собственные)

  • Какие имена собственные вы записали: одушевленные или неодушевленные? Докажите. (Сущ., которые отвечают на вопросы кто, называют одушевленными им.сущ., сущ., которые отвечают на вопросы что?, называют неодушевленными им.сущ.) Приведите примеры.

  • Определите тему урока по упражнениям из словарной и орфографической работы.

(Правописание заглавной буквы в собственных именах существительных)

Актуализация знаний

Упр.92 с.55. Прочитайте. Как звали отцов русских богатырей? (Никита, Селянин, Святослав, Иван). От названия какого города произошло прозвище Ильи Муромца? (Муром). Запишите, как звали богатырей земли Русской. (1 ученик – работает у доски). Подчеркните орфограмму.

Физкультминутка .

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки

Упр. 94 (с. 55). устно

- Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца? Давайте попробуем. (Выходят к доске 2 человека. 1 – называет отчество мамы, затем папы. 2 – называет отца мамы, а затем и папы. Затем меняются).

Ребята оценивают правильность ответов.

Работа в парах:

- Возьмите карточку. На ней написаны имена. Образуйте от этих имён отчества. Обратите внимание на образец.

Образец: Сергей-Сергеевич

Иван -_________________________________

Виктор- _______________________________

Александр- _____________________________

Алексей -________________________________

Анатолий-______________________________

(проверка соседом).

– На экране записаны правильные ответы. Сравните и поставьте «+» если ваш сосед справился, «-» если не справился. Поднимите руку, у кого нет ошибок? (Молодцы), у кого 1 ошибка? 2?

Упр. 96 (с. 55). Прочитайте. Что обозначает отдельные буквы и слова? Где вы могли видеть такие записи? Объясните, в каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталоге? Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке.

(Самостоятельное выполнение) (А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, Ф.И.Тютчев, Е.И.Чарушин, К.И.Чуковский)


(Запись на доске)

Прочитайте пословицу “Умеешь сам – научи другого”, она будет девизом нашего урока.

2. Актуализация знания (работа в парах)

(Слова: солнце, читает, книга, летит, добрый, ученик, голубой и т.д.)

Перед вами лежат слова, вам необходимо отобрать имена существительные.

- Что называется именем существительным? (правило)

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

_ Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос Что?

(Неодушевленные)

-Приведите примеры.

-Откройте тетради.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас ничуть не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1.Орг. момент

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодиться!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

1.Орг. момент

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодиться!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

Если время останется «Будь внимателен!» - Если названные слова надо писать с заглавной буквы – хлопайте, если с маленькой – поднимайте руки вверх:

Елена, кастрюля, город, Владимирович, первоклассник, река, Лавров, Полина, шкаф, коза, Иван, Алексей, Петров.

Итог: Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке? (заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах)

- К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали? (Имена собственные)

Рефлексия: - У вас на партах лежит солнышко, облачко и тучка. На них написано твоё имя без первой буквы.

1. Если на уроке всё было понятно, интересно и не вызвало трудностей, возьми солнышко и допиши на оборотной стороне первую букву своего имени.

2. Если не всё уяснил и нужно ещё поработать над этой темой, то возьми облачко.

3. Если ничего не понял, работать на уроке было сложно и неинтересно, то возьми тучу.

д/з с.55 упр.95


(Запись на доске)

Прочитайте пословицу “Умеешь сам – научи другого”, она будет девизом нашего урока.

2. Актуализация знания (работа в парах)

(Слова: солнце, читает, книга, летит, добрый, ученик, голубой и т.д.)

Перед вами лежат слова, вам необходимо отобрать имена существительные.

- Что называется именем существительным? (правило)

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

_ Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос Что?

(Неодушевленные)

-Приведите примеры.

-Откройте тетради.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас ничуть не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


(Запись на доске)

Прочитайте пословицу “Умеешь сам – научи другого”, она будет девизом нашего урока.

2. Актуализация знания (работа в парах)

(Слова: солнце, читает, книга, летит, добрый, ученик, голубой и т.д.)

Перед вами лежат слова, вам необходимо отобрать имена существительные.

- Что называется именем существительным? (правило)

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

_ Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос Что?

(Неодушевленные)

-Приведите примеры.

-Откройте тетради.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас ничуть не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!