СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собеседование по русскому языку в 9 классе_Занятие 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первое занятие для подготовки учащихся к февральскому собеседованию 

Просмотр содержимого документа
«Собеседование по русскому языку в 9 классе_Занятие 1»

Задание 1 .Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

  Среди замечательных птиц нашей фауны особый интерес представляет белый журавль, или стерх. Эту прекрасную птицу открыл и описал в 1773году известный натуралист Пе́тер Палла́с. Первые же сведения о стерхе, появившиеся у нас в печати, относятся ещё к 1762 году и принадлежат русскому географу Петру Рычкову. С тех пор прошло более 200 лет, но наши знания об этом виде до сих пор остаются отрывочными и скудными.

Гнездовая область в Юго-Западной Сибири, откуда впервые были получены сведения о белых журавлях, ныне не существует. Решающим фактором в её исчезновении явилось, по-видимому, высыхание озёр и болот, весьма интенсивно происходившее здесь во второй половине XIX века.

Современный ареал стерха представляют собой две небольшие разграниченные территории. Одна гнездовая область находится в ЗападнойСибири, в низовьях Оби, другая – в Северо-Восточной Якутии, в труднодоступной тундре к северу от 69-й параллели.

Весьма ограниченный ареал стерха, а также неуклонное уменьшение его численности вызывают вполне законную тревогу и большое опасение за дальнейшую судьбу этой замечательной птицы, занесённой в Красную книгу.


 Отрывок из статьи Константина Воробьёва

«За белым журавлём»

Рекомендации: Ребята, проговорите все числительные текста со словами, к которым они относятся. Особое внимание уделите именам собственным, в некоторых словах стоит ударение, обязательно обратите на это внимание.



Задание 2. Прочитайте текст. Найдите в тексте грамматическую ошибку. Объясните свой выбор. Исправьте ошибку.

Рукописное собрание Оружейной палаты скомплектовано в 20-е годы XX века благодаря огромной работы сотрудников. Три экспоната из этой коллекции непосредственно связаны с императорской фамилией и относятся к последним годам царствования Николая II.

 

Задание 3. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

  Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом неутомимом моторе. И это не случайно. Сердце первым откликается на малейшую смену настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение нашего тела лежим ли мы, сидим или встаём) и, конечно, на физические нагрузки.

Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты, кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной мышцы.

Тренированное сердце делает 50 ударов в минуту, у человека нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74 ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за 50 лет (с 20 до 70 лет), то разница оказывается весьма существенной.

Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой кровеносной системе ко всем органам и тканям.

Отрывок из книги Гелия Василькова «Каждый день и всю жизнь»



Задание 4. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

  В настоящее время астрофизики не сомневаются в существовании в космосе очень плотных космических объектов с сильным гравитационным полем, которые принято называть чёрными дырами. Несмотря на то, что непосредственно астрономы их увидеть пока не смогли, они обнаружили множество объектов, которые с большой вероятностью являются чёрными дырами. Это сверхмассивные образования в центрах галактик, в том числе и нашей Галактики, а также компоненты некоторых двойных звёздных систем.

Чёрные дыры ещё называют сердцем спиральных галактик. Они обладают такой сильной гравитацией, что даже фотоны – элементарные частицы, которые переносят свет и электромагнитное излучение, – не могут их покинуть.

В качестве аналогии можно представить себе реку с подвижной заслонкой, которая гонит воду в одном направлении. Волны, идущие по воде в обратном направлении, не могут «перегнать» общую массу воды.

Концепция чёрных дыр будоражит умы физиков-теоретиков уже около 50 лет, но до сих пор многие вопросы о том, как устроены чёрные дыры, остаются неразрешёнными. Поэтому физики ищут способы смоделировать симулятор чёрной дыры.

  Отрывок из статьи в журнале «Наука и жизнь»



Задание 5. По данной картинке вам предлагается выполнить два устных задания.

 

А) 1. Опишите фотографию (от учителя. Ребята, описывая картину, будьте внимательны. Устное описание картины должно состоять из 10 (минимум) высказываний (предложений). Устное описание картины не то же самое, что сочинение по картине. Тут следует избегать устойчивых выражений: на первом плане, на среднем плане, на заднем плане. Я предлагаю вам алгоритм, по нему вы можете строить свое высказывание.

План

1. Что вы видите на картине? ( передо мной изображение…., на картине я вижу….)

2. Как вы это поняли? ( на это указывает…. )

3. Кто главный герой/герои картины, ключевое событие картины и д.р

4. Важные детали картины (Внимание, почти все картины построены так, что в них скрыто несколько важных деталей, о которых вы можете рассказать. Посмотрите на картину выше, на ней хорошо видно разделение на несколько групп, в группах почти одни подростки, можно сделать вывод, что это школьные экскурсии. А кто стоит за школьниками? Взрослые? Возможно это учителя, но их слишком много. Скорее всего, это любопытные посетители музея. Получается, данная экспозиция музея долгожданна для жителей города.

О чем еще можно сказать. Может, ваш взгляд выхватит определенного участника событий. Приглядитесь, одна женщина смотрит в другую сторону. Это не работник музея, так как она с сумкой, скорее всего, женщина ждет, когда школьники пройдут и она сможет лучше рассмотреть слона.

5. Какое ощущение оставила картина (этот пункт не обязателен, но стилистически ваш ответ будет смотреться красивее, если скажите об общем впечатлении. Только избегайте «любимых фраз первоклассников»- эта картина мне понравилась!)

Ребята, предложенный план – только образец, вы можете описывать картину и по своему личному алгоритму.

Б) Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

-в каком музее Вы были;

-когда и с кем;

-что вы увидели;

-что понравилось и запомнилось больше.



Задание 6.Используя предложения в первой и второй колонках, образуйте предложение с деепричастным оборотом, сохранив состав слов исходных предложений. Произнесите получившиеся предложения вслух.

 

1. Предложение, называющее основное действие

2. Предложение, называющее добавочное действие

3. Предложение с деепричастным оборотом

Чацкий спешит в дом Фамусова.

Чацкий прибыл в Москву.

А)






Проверьте значение слова в словаре.

Не поняли значение слова.

Б)






Пять зенитчиц выполнили свой долг.

Пять зенитчиц отдали свои жизни за Родину.

В)






Робинзон бросил бутылку с посланием в океан.

Робинзон закупорил бутылку с посланием.

Г)






Нередко дети становятся виновниками пожаров.

Дети балуются пиротехническими изделиями.

Д)


 



Задание 7. Работа в группе (на экзамене группу тебе заменит экзаменатор)  Подготовьте монолог ( и запиши его) на тему «Неблагодарность детей, как это страшно...» Обсудите со своими одноклассниками (от учителя: не забудь привести примеры (как минимум два), желательно из художественной литературы) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы. Задание 1

Критерии оценивания выразительного чтения вслух

Выразительность речи

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.

1

Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.

0

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 23 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 23 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 23 ошибки. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. Понимание речи затруднено.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Задание 2 Ответ: благодаря работы (грамматическая ошибка) – благодаря работе (верно, после предлога благодаря слово употребляется в форме дательного падежа)

2 балл – дан правильный ответ, обоснование верное.

1 балл – дан правильный ответ, в обосновании содержится ошибка.

0 баллов – дан неверный ответ, объяснение отсутствует, или в объяснении содержится ошибка.

Задание 3,4. См задание 1

Задание 5

 Критерии оценивания монологического высказывания

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют.

2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи.

0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют.

2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи.

0

 Задание 6

Примерный ответ*

 А) Прибыв в Москву, Чацкий спешит в дом Фамусова.

Б) Не поняв значения слова, проверьте его в словаре.

В) Пятеро зенитчиц выполнили свой долг, отдав жизнь за Родину.

Г) Закупорив бутылку с посланием, Робинзон бросил её в океан.

Д) Нередко дети, балуясь пиротехническими изделиями, становятся виновниками пожаров.

 * Порядок и форма слов в получившихся у учащегося предложениях может отличаться от порядка слов в примерных ответах.

 Критерии оценивания

 К1

Структура

Структура всех предложений сохранена: не исключено ни одного слова из исходных предложений (кроме повторяющихся слов) и не добавлено ни одного лишнего слова (кроме союзного средства).

1

Структура всех предложений не сохранена: исключены слова из исходных предложений (одно и более) и/или добавлены лишние слова (одно и более).

0

К2

Грамматические нормы

Грамматических ошибок не допущено.

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

К3

Орфоэпические нормы

Орфоэпических ошибок не допущено.

1

Допущены орфоэпические ошибки и (одна и более).

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3



Задание 7

 Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Выполнение коммуникативной задачи

 

Учащийся справился с коммуникативной задачей

1

Учащийся предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

 были даны неполные и/или неточные ответы

0

Речевое оформление высказывания

 

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более)

0

Грамотность речи

 

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено не более трёх ошибок

1

Допущено более трёх ошибок

0

Максимальное количество баллов

4

 














7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!