СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание мотивирующей среды (сценарий педсовета)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый педсовет проводится в начале учебного года и призван проанализировать существующую ситуацию в ОУ (ведущие мотивы участников образовательных отношений) и наметить пути решения вопроса о достижении высокого качества образования через повышение их мотивации. Средством такого повышения будет создание мотивирующей среды ОУ. Данный педсовет – начальный этап реализации проекта по созданию среды, который будет продолжен детальной разработкой, реализацией мероприятий и оценкой результативности.

Просмотр содержимого документа
«Создание мотивирующей среды (сценарий педсовета)»

Сценарий педагогического совета на тему «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования»


Предлагаемый педсовет проводится в начале учебного года и призван проанализировать существующую ситуацию в ОУ (ведущие мотивы участников образовательных отношений) и наметить пути решения вопроса о достижении высокого качества образования через повышение их мотивации. Средством такого повышения будет создание мотивирующей среды ОУ. Данный педсовет – начальный этап реализации проекта по созданию среды, который будет продолжен детальной разработкой, реализацией мероприятий и оценкой результативности.


Цель: проанализировать мотивацию участников образовательных отношений и выявить возможности её изменения для достижения высокого качества образования

Задачи:

- актуализировать теоретический материал по темам «Мотивация», «Качество знаний», «Мотивирующая среда»;

- проанализировать ведущие мотивы участников образовательных отношений и их роль в повышении качества образования;

- определить необходимые шаги по созданию в ОУ мотивирующей среды как средства достижения высоких образовательных результатов.

Методы:

- словесные

- наглядные

- практические

Ресурсное обеспечение:

- информационные ресурсы (теоретический материал)

- временные ресурсы (продолжительность основной части педсовета не более 1,5 часа)

- кадровые ресурсы

- материально-технические (оргтехника, помещение)

Участники педсовета:

- педагогический коллектив ОУ (из коллектива педагогов выделяется группа педагогов-родителей, чьи дети обучаются в данном ОУ);

- представители ученического самоуправления;

- представители социальных партнеров ОУ.

Повестка:

  1. Связь мотивации и качества образования (теоретические выступления педагога-психолога и заместителя директора по УВР)

  2. Ведущие мотивы участников образовательных отношений МБОУ СОШ (аналитическая деятельность в подгруппах)

  3. Проектирование мотивирующей среды (разработка и обоснование конкретных предложений в подгруппах)

Подготовительный этап:

  1. Педагогом-психологом и заместителем директора по УВР подготавливается соответствующий теоретический материал.

  2. Классными руководителями проводится анкетирование учащихся и родителей.

  3. Организуется анкетирование педагогов, членов администрации, социальных партнеров ОУ.

  4. Проводится предварительное обобщение результатов анкет по группам участников образовательных отношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагоги и администрация ОУ, социальные партнеры ОУ.

Ход педсовета:

Директор школы: Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка. А что такое «качество образования» сегодня? От чего оно зависит? Довольны ли все участники образовательных отношений уровнем качества образования? Как улучшить эту характеристику образовательной деятельности?

Заместитель директора по УВР: Еще в начале 2000 годов качество образования рассматривалось как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общество, заказчиков на образование» («Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие» под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000). В настоящее время качеству образования дается четкое определение в Законе об образовании – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2018). Качество общего образования поставлено во главу угла реализации национального проекта «Образование», одной из целей которого является «Обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» (https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education) Но, как известно, качество любой деятельности зависит от её мотивации. Это касается и работы учителей, и учебной деятельности школьников, и вовлеченности родителей, и участия общества.

Педагог-психолог: выступление «Мотивы в образовательном процессе» (Приложение 1.)

Заместитель директора по УВР: Вопросы мотивации в образовательных отношениях касаются не только обучающихся и педагогов, но и родителей, общественности. Предлагаю проанализировать результаты анкетирования разных категорий участников образовательных отношений нашей школы по вопросам качества образования и мотивации, которая на него влияет. (Приложение 2. «Анкета «Качество образования и мотивация, влияющая на него») Четырем группам участников предлагаются результаты анкетирования и задание: дополнить при необходимости список и построить рейтинг наиболее популярных ответов. По окончанию работы групп на экран выводятся списки и ведущий выделяет сходства и различия между ответами разных групп, педагог-психолог делает попытку построить единую иерархию мотивации участников образовательного процесса.

Заместитель директора школы по УВР: Одним из способов повышения мотивации всех участников образовательного процесса является создание мотивирующей (мотивационной) образовательной среды. Мотивационная среда — это среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающую повышение качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.

Мотивирующая образовательная среда (МОС) – это образовательная среда творческого типа, оказывающая влияние на активизацию имеющихся у учащихся мотивов учения, предоставляющая возможности достижения учебной цели, эмоционального подкрепления актуализированных мотивов в результате достижения цели и становления на их основе новых. Роль компонентов МОС в развитии учебной мотивации

Элементы МОС

Проектирование

Пространственно-предметный

Условия проявления естественных мотивов любопытства и любознательности за счет внешней привлекательности, необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. Порождение мотивов самореализации представлением свободы пространственного и предметного выбора

Социальный компонент (человеческий фактор)

Условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей.

Предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями

Технологический (психодидактический) компонент

Обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью. Создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения

Членам групп предлагается посовещаться и заполнить таблицу, представить результаты обсуждения вопроса «Какие мероприятия и шаги необходимо предпринять для реализации проекта по созданию МОС?» с учетом информации по анкетированию. Необходимо предложить хотя бы одно мероприятие.

Элементы МОС

Что необходимо добавить или изменить в ОУ

Предполагаемое влияние на уровень качества образования

Пространственно-предметный



Социальный компонент (человеческий фактор)



Технологический (психодидактический) компонент



Члены группы выступают со своими предложениями, проводится коллективное обсуждение и выделение наиболее реальных и действенных шагов. По результатам обсуждения выносится решение педсовета о реализации конкретных мер по проектированию мотивирующей образовательной среды, которая будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса на достижение высокого качества образования, определяется круг задействованных в реализации лиц (творческая группа по подготовке и реализации проекта создания мотивирующей образовательной среды), необходимые ресурсы. Творческой группе будет поручена разработка дорожной карты проекта.

Результативность педсовета обеспечивается вовлечением всех заинтересованных лиц в обсуждение и принятие решений, что приведет к формированию общей ответственности за результаты работы. Критериями результативности станут реальные результаты по достижению более высокого уровня образования после реализации проекта по созданию мотивирующей образовательной среды. Инструментом оценки результатов работы станет традиционное анкетирование в конце учебного года «Степень удовлетворенности участников образовательного процесса».

Приложение 1.

Мотивы в образовательном процессе

(выступление педагога-психолога)

Основной отечественной научной разработкой в области проблем мотивации является созданная А. Н. Леонтьевым теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, согласно которой мотив понимается как опредмеченная потребность, обладающая смыслообразующей функцией. Мотив – это побуждение, потребность, цель, намерение, свойства личности, состояния (https://studme.org/88240/pedagogika/tehnologii_aktualizatsii_motivatsionnogo_potentsiala_obrazovatelnoy_sredy). Если говорить об обучающихся, то для повышения качества образования важную роль играет учебная мотивация, которая характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания). Если мотивация будет очень глубокой, то учеников с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинают более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в информации и знаниях.

Как для обучающихся, так и для педагогов важнейший стимул – мотивация самореализации включает:

– мотив достижения (потребность в достижении своей цели, в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным);

– широкие социальные мотивы (осознание общественной значимости, мотивы морального долга);

– мотив общения (стремление к продуктивному сотрудничеству, к созданию полноценного эмоционального фона в общении).

Одним из основных видов мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач и т.п.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью и защитным поведением.

Судьба человека и его положение в обществе, а также профессиональные или учебные достижения во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Соответственно и педагог, у которого доминирует мотивация достижения успеха творчески подходит к решению профессиональных задач, рефлексирует полученные результаты, осознает и локализует причины успеха или неудачи в своей работы (в данном случае – это преобладание внутреннего локуса контроля), намечает пути развития и саморазвития и т.д.). Педагог, со сформированной мотиваций избегания неудач (низким уровнем мотивации достижений) будет оперировать в своей деятельности освоенными в процессе обучения способами ее осуществления, чаще всего репродуктивными, видит причины неудач во внешних обстоятельствах (внешний локус контроля), а, следовательно, не осознает необходимости саморазвитии и самосовершенствовании.

Мотивация самоактуализации, саморазвития и самореализации педагога включает в себя всестороннее и непрерывное развитие его творческого и духовного потенциала, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Мотивационная сфера личности динамична, она тесно связана с эмоциями и влияет на них. И наоборот, эмоции могут обусловливать силу, длительность и устойчивость мотивации. Мотивационная сфера определяет волю человека, и взаимоформирует эмоционально-волевую сферу его личности.

Механизмом формирования мотивационной сферы личности является: осознание потребности, ее стимула – трансформирование потребности в мотив – осознание мотива. Сила мотива является показателем непреодолимых стремлений личности. Она оценивается по глубине осознания потребностей и по интенсивности мотива. (Кулмышева Г.К., Орманова З.К., Джексенбаева К.О., Жунисбекова Ж.А. Мотивационная сфера педагога как фактор успеха педагогической деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 200-204;)



Приложение 2.

Анкета «Качество образования и мотивация, влияющая на него»

Прочтите вопрос и выберите 3 варианта ответа

  1. Что для Вас значит «высокое качество образования»?

- отметки «4» и «5» по образовательным предметам;

- успешная сдача ГИА;

- получение аттестата особого образца по итогам обучения;

- успешное поступление в вуз;

- хорошие и отличные знания по предметам, межпредметные умения и навыки;

- высокий уровень сформированности личностных качеств обучающихся;

- гармонично-развитая и социально-активная личность выпускника.

___________________________________________________________________

2. Что способствует достижению высокого качества образования?

- задатки и способности обучающихся;

- большой труд по освоению образовательных программ;

- личные качества обучающихся;

- интерес и желание учиться;

- качественная работа педагогов, их заинтересованность результатом;

- интересные, новые формы и методы преподавания, организации деятельности ОУ;

- материально-техническое оснащение образовательного процесса;

- заинтересованность и поддержка родителей обучающихся;

- участие общественности, организаций-партнеров в образовательном процессе;

_____________________________________________________________________________

3. Вопрос для обучающихся Вы приходите в школу для того чтобы получать знания, получать хорошие отметки, получить аттестат, получить образование и поступить в вуз, получить аттестат особого образца и медаль, потому что так хотят родители, потому что все ходят в школу, потому что в школе интересно, потому что в школе можно пообщаться с друзьями, в школе можно участвовать в различных творческих и спортивных мероприятиях, у нас красивая и уютная школа _____________________________________________________?

4. Вопрос для педагогов Каковы главные мотивы Вашей педагогической деятельности?

- я хочу давать знания молодому поколению;

- я хочу добиться высоких результатов в своей работе (победители олимпиад, медалисты, высокий балл по ОГЭ и ЕГЭ);

- профессия педагога – уважаемая профессия;

- моя профессия обеспечивает меня материально;

- я получаю моральное удовлетворение от общения с коллегами единомышленниками;

-___________________________________________________________________________

5. Вопрос для родителей Как родители могут повлиять на качество образования?

- родители помогают обучающимся выполнять домашнее задание;

- родители интересуются образовательным процессом, участвуют в мероприятиях;

- родители беседуют с детьми о важности образования и перспективах;

- родители стимулируют и поощряют образовательные достижения обучающихся;

- родители контролируют отметки и наказывают за плохую успеваемость;

- родители поддерживают своего ребенка и гордятся его успехами;

- ____________________________________________________________________________

6. Вопрос для представителей общественности и организаций-партнеров

Как общественность и организации-партнеры могут повлиять на качество образования?

- давать высокую оценку образовательным достижениям обучающихся;

- участвовать в образовательном и воспитательном процессах;

- пропагандировать важность высоких образовательных результатов;

- материально стимулировать высокие достижения обучающихся;

- ____________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!