СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана к уроку по произведению Виктора Голявкина "Мой добрый папа"

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)»

Смысловое чтение Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)

Смысловое чтение

Тема. В.В. Голявкин

«Мой добрый папа»

(фрагмент)

В. В. Голявкин (1929 – 2001 гг) - русский советский писатель, художник.

В. В. Голявкин (1929 – 2001 гг) - русский советский писатель, художник.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств).

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств).

Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко.
  • Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко.
Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
  • Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
Словарная работа Соната  — инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объеди­нённых общим замыслом. Сонатина  — небольшая и технически не трудная соната ; циклическое произведение, в котором ведущая первая часть выдержана в сонатной форме. Сонатина часто используется в учебно-педагогической практике (сонатины М. Клементи, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и др.). Папаха  — высокая меховая шапка. Шашка — холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.

Словарная работа

Соната — инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объеди­нённых общим замыслом.

Сонатина — небольшая и технически не трудная соната ; циклическое произведение, в котором ведущая первая часть выдержана в сонатной форме. Сонатина часто используется в учебно-педагогической практике (сонатины М. Клементи, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и др.).

Папаха — высокая меховая шапка.

Шашка — холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.

Кобура  — футляр для пистолета или револьвера. Появился в кавале­рии и сначала прикреплялся к седлу. Гражданская война — вооружённое противостояние в 1917—1922 го­дах организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Рос­сийской империи (буржуазные республики, областные государственные образования). Труд пропал даром — оказался безрезультатным. Отпускает конфеты — продаёт конфеты.

Кобура — футляр для пистолета или револьвера. Появился в кавале­рии и сначала прикреплялся к седлу.

Гражданская война — вооружённое противостояние в 1917—1922 го­дах организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Рос­сийской империи (буржуазные республики, областные государственные образования).

Труд пропал даром — оказался безрезультатным.

Отпускает конфеты — продаёт конфеты.

Муцио Клементи (1752—1832) — итальянский пианист, педагог, дирижёр и композитор, один из создателей классической фортепианной сонаты. Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне, гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных сочинений.

Муцио Клементи (1752—1832) — итальянский пианист, педагог, дирижёр и композитор, один из создателей классической фортепианной сонаты. Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне, гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных сочинений.

Я не хочу обедать Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса - моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю.

Я не хочу обедать

Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса - моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю.

Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле. - Ах, Клементи, Клементи, - говорит мама. - Счастье играть Клементи! — Клементи, Клементи! - говорит папа. - Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи. Папа мой - музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке.

Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле.

- Ах, Клементи, Клементи, - говорит мама. - Счастье играть Клементи! — Клементи, Клементи! - говорит папа. - Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.

Папа мой - музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке.

Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа. Но папа любит Клементи. А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи! Я играю. И спрашиваю: - Не хватит? - Играй ещё, - говорит мама. Играй, играй, - говорит папа.  Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа. Но папа любит Клементи.

А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!

Я играю. И спрашиваю:

- Не хватит?

- Играй ещё, - говорит мама.

  • Играй, играй, - говорит папа.

Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

- Ну, всё, - говорю я, - всё сыграл. - Ещё разик, - просит папа. - Больше не буду, - говорю я. - Ну пожалуйста, - говорит мама. - Не буду, - говорю я, - не буду! - Ты смотри мне! - говорит папа. Я пробую встать. Убираю ноты. - Я сотру тебя в порошок! - кричит папа. - Не надо так, - говорит мама. Папа волнуется: - Я учился... я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру! Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит.

- Ну, всё, - говорю я, - всё сыграл.

- Ещё разик, - просит папа.

- Больше не буду, - говорю я.

- Ну пожалуйста, - говорит мама.

- Не буду, - говорю я, - не буду!

- Ты смотри мне! - говорит папа.

Я пробую встать. Убираю ноты.

- Я сотру тебя в порошок! - кричит папа.

- Не надо так, - говорит мама.

Папа волнуется:

- Я учился... я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру!

Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит.

Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа. - Не буду играть, - говорю я, - и всё! - Посмотрим, - говорит папа. - Пожалуйста, - говорю я. - Посмотрим, - говорит папа. В третий раз я играю Клементи. Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно. На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис - младший брат. Он плачет - братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.

- Не буду играть, - говорю я, - и всё!

- Посмотрим, - говорит папа.

- Пожалуйста, - говорю я.

- Посмотрим, - говорит папа.

В третий раз я играю Клементи.

Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно.

На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис - младший брат. Он плачет - братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

- Ничего. Новый дом построим. Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша - папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно. Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.

- Ничего. Новый дом построим.

Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша - папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно.

Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.

Беседа — О ком рассказывается в этой главе? — О каких событиях жизни папы мальчик знает по его рассказам и по фотографиям? – Почему папа заставлял мальчика играть на рояле музыку М. Клементи? — Почему Петя говорит именно так: «Папа мой — музыкант, зато раньше он был военный»?

Беседа

— О ком рассказывается в этой главе?

— О каких событиях жизни папы мальчик знает по его рассказам и по фотографиям?

– Почему папа заставлял мальчика играть на рояле музыку М. Клементи?

— Почему Петя говорит именно так: «Папа мой — музыкант, зато раньше он был военный»?

Рефлексия Продолжите предложения. Сегодня я узнал(а)... Мне было интересно. Я понял(а), что. Теперь я могу.

Рефлексия

Продолжите предложения.

Сегодня я узнал(а)...

Мне было интересно.

Я понял(а), что.

Теперь я могу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!