Сложные слова с соединительными гласными и без них. К. Ушинский «Спор деревьев»
Поспорили деревья: кто из них лучше?
Словарная работа.
- - смотрится в небо – asmana tarap seredýär;
- - спорить – jedel etmek;
- - вырезные листья – nagyşly ýapraklar;
- - в три обхвата – üç gujak;
- - молвить (говорить) – gürlemek;
- - гнуться – egilmek;
- - жёлуди – gozalar;
- - иглистый – tikenli;
- - хвалиться – öwünmek;
- - топить – ýakmak;
- - изба – agaçlardan (pürslerden) ýasalan öý.
– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою .
Вот дуб говорит:
листья у меня вырезные
верхушка в небо смотрится
Услышала яблоня , как дуб
хвастается, и молвила:
– Не хвастайся много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё то румяное яблочко и на столе бывает.
румяное яблочко
Слушает сосенка,
иглистой верхушкой качает.
– Не спешите, – говорит, – хвалиться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голые, а на мне останутся зелёные колючки; без меня трудно людям жить в холодной стороне: я им печки топлю, и избы строю.
печка, дрова
изба
- Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?
- Нет.
- Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.
- Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?
- Можно.
- Какова главная мысль текста?
- Этот спор был ненужным. Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.
- Вот над чем надо задуматься, читая текст.
итог
Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И берёзки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живём –
Это наш огромный дом!
Запишите данные словосочетания и объясните их значение.
Всем деревьям царь ; ствол в три обхвата; верхушка смотрится в небо; вырезные листья; не кланяется бурям; не гнётся перед грозой; румяное яблочко; на столе бывает; жить в холодной стороне.
- Прочитайте следующие пословицы и поговорки. Объясните, как вы их поняли. Выучите их наизусть.
1. Посадивший дерево – будет жить вечно!
2. Тот, кто не любит свою землю, не сможет любить Родину!
3. Нет леса – посади, мало леса – береги, много леса – не руби.
4. Уничтожишь природу – уничтожишь жизнь.
Правило
- В русском языке имеются слова, состоящие из двух (нескольких) корней. Эти слова называются сложными . Например: нефть, проводить – нефтепровод; газ, проводить – газопровод.
- Гласные о и е в сложных словах являются соединительными (они соединяют корни слов). В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о , а после мягких
- согласных, шипящих (ж, ш, ч, щ) и буквы и пишется соединительная гласная е .
- Например: вода, падать – водопад; путь, шествовать – путешественник; пеший, ходить – пешеход;
птица, фабрика – птицефабрика.
- Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Государственный, университет – госуниверситет.
Образуйте и запишите сложные слова. Объясните их значение. Подчеркните соединительные гласные.
Снег, падать- снег о пад; лист, падать- лист о пад; пар, возить- пар о воз; пар, ходить-пар о ход; сам, летать; сад, водить; пчела, водить; овощи, водить; экскурсия, водить; вода, проводить; рыба, ловить; общий, жить; луна, ходить; язык, ведать.
Домашняя работа.
- 1) Задание 8, с. 119 - записать, какие вы знаете ещё удивительные деревья, растущие в Туркменистане.
- 2)Нарисовать их.
ДО СВИДАНИЯ