СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные слова . К. Ушинский "" Спор деревьев""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок " Сложные слова . К. Ушинский "" Спор деревьев"  разработан для 6 класса школ с туркменским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова . К. Ушинский "" Спор деревьев""»

 Сложные слова с соединительными гласными и без них.  К. Ушинский «Спор деревьев»

Сложные слова с соединительными гласными и без них. К. Ушинский «Спор деревьев»

Поспорили деревья:  кто из них лучше?

Поспорили деревья: кто из них лучше?

Словарная работа. - смотрится в небо – asmana tarap seredýär; - спорить – jedel etmek; - вырезные листья – nagyşly ýapraklar; - в три обхвата – üç gujak; - молвить (говорить) – gürlemek; - гнуться – egilmek; - жёлуди – gozalar; - иглистый – tikenli; - хвалиться – öwünmek; - топить – ýakmak; - изба – agaçlardan (pürslerden) ýasalan öý.

Словарная работа.

  • - смотрится в небо – asmana tarap seredýär;
  • - спорить – jedel etmek;
  • - вырезные листья – nagyşly ýapraklar;
  • - в три обхвата – üç gujak;
  • - молвить (говорить) – gürlemek;
  • - гнуться – egilmek;
  • - жёлуди – gozalar;
  • - иглистый – tikenli;
  • - хвалиться – öwünmek;
  • - топить – ýakmak;
  • - изба – agaçlardan (pürslerden) ýasalan öý.
– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою .   Вот дуб говорит:

– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою .

Вот дуб говорит:

листья у меня вырезные верхушка в небо смотрится

листья у меня вырезные

верхушка в небо смотрится

Услышала яблоня , как дуб  хвастается, и молвила: – Не хвастайся много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё то румяное яблочко и на столе бывает.

Услышала яблоня , как дуб

хвастается, и молвила:

– Не хвастайся много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё то румяное яблочко и на столе бывает.

румяное яблочко

румяное яблочко

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Не спешите, – говорит, – хвалиться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голые, а на мне останутся зелёные колючки; без меня трудно людям жить в холодной стороне: я им печки топлю, и избы строю.

Слушает сосенка,

иглистой верхушкой качает.

– Не спешите, – говорит, – хвалиться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голые, а на мне останутся зелёные колючки; без меня трудно людям жить в холодной стороне: я им печки топлю, и избы строю.

печка, дрова изба

печка, дрова

изба

- Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу? - Нет. - Уважительно, по-доброму относиться друг к другу. - Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя? - Можно. - Какова главная мысль текста? - Этот спор был ненужным. Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям. - Вот над чем надо задуматься, читая текст.

- Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

- Нет.

- Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

- Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

- Можно.

- Какова главная мысль текста?

- Этот спор был ненужным. Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

- Вот над чем надо задуматься, читая текст.

итог Все нужны на свете: И взрослые, и дети; И жучки, и паучки, И берёзки, и грибки, И травинка, и лесок, Птичек звонкий голосок. На планете все живём – Это наш огромный дом!

итог

Все нужны на свете:

И взрослые, и дети;

И жучки, и паучки,

И берёзки, и грибки,

И травинка, и лесок,

Птичек звонкий голосок.

На планете все живём –

Это наш огромный дом!

Запишите данные словосочетания и объясните их значение.   Всем деревьям царь ; ствол в три обхвата; верхушка смотрится в небо; вырезные листья; не кланяется бурям; не гнётся перед грозой; румяное яблочко; на столе бывает; жить в холодной стороне. Прочитайте следующие пословицы и поговорки. Объясните, как вы их поняли. Выучите их наизусть. 1. Посадивший дерево – будет жить вечно! 2. Тот, кто не любит свою землю, не сможет любить Родину! 3. Нет леса – посади, мало леса – береги, много леса – не руби. 4. Уничтожишь природу – уничтожишь жизнь.

Запишите данные словосочетания и объясните их значение.

Всем деревьям царь ; ствол в три обхвата; верхушка смотрится в небо; вырезные листья; не кланяется бурям; не гнётся перед грозой; румяное яблочко; на столе бывает; жить в холодной стороне.

  • Прочитайте следующие пословицы и поговорки. Объясните, как вы их поняли. Выучите их наизусть.

1. Посадивший дерево – будет жить вечно!

2. Тот, кто не любит свою землю, не сможет любить Родину!

3. Нет леса – посади, мало леса – береги, много леса – не руби.

4. Уничтожишь природу – уничтожишь жизнь.

Правило В русском языке имеются слова, состоящие из двух (нескольких) корней. Эти слова называются сложными . Например: нефть, проводить – нефтепровод; газ, проводить – газопровод. Гласные о и е в сложных словах являются соединительными (они соединяют корни слов). В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о , а после мягких согласных, шипящих (ж, ш, ч, щ) и буквы и пишется соединительная гласная е . Например: вода, падать – водопад; путь, шествовать – путешественник; пеший, ходить – пешеход; птица, фабрика – птицефабрика. Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Государственный, университет – госуниверситет.

Правило

  • В русском языке имеются слова, состоящие из двух (нескольких) корней. Эти слова называются сложными . Например: нефть, проводить – нефтепровод; газ, проводить – газопровод.
  • Гласные о и е в сложных словах являются соединительными (они соединяют корни слов). В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о , а после мягких
  • согласных, шипящих (ж, ш, ч, щ) и буквы и пишется соединительная гласная е .
  • Например: вода, падать – водопад; путь, шествовать – путешественник; пеший, ходить – пешеход;

птица, фабрика – птицефабрика.

  • Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Государственный, университет – госуниверситет.
Образуйте и запишите сложные слова. Объясните их значение.  Подчеркните соединительные гласные. Снег, падать- снег о пад; лист, падать- лист о пад; пар, возить- пар о воз; пар, ходить-пар о ход; сам, летать; сад, водить; пчела, водить; овощи, водить; экскурсия, водить; вода, проводить; рыба, ловить; общий, жить; луна, ходить; язык, ведать.

Образуйте и запишите сложные слова. Объясните их значение. Подчеркните соединительные гласные.

Снег, падать- снег о пад; лист, падать- лист о пад; пар, возить- пар о воз; пар, ходить-пар о ход; сам, летать; сад, водить; пчела, водить; овощи, водить; экскурсия, водить; вода, проводить; рыба, ловить; общий, жить; луна, ходить; язык, ведать.

 Домашняя работа. 1) Задание 8, с. 119 - записать, какие вы знаете ещё удивительные деревья, растущие в Туркменистане. 2)Нарисовать их.

Домашняя работа.

  • 1) Задание 8, с. 119 - записать, какие вы знаете ещё удивительные деревья, растущие в Туркменистане.
  • 2)Нарисовать их.
ДО СВИДАНИЯ

ДО СВИДАНИЯ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!