СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные предложения с разными видами связи ( На основе произведений о ВОв)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения с разными видами связи ( На основе произведений о ВОв)»

Тема: Сложные предложения с разными видами связи. (На основе произведений о ВОв)

Класс: 9

  • Цель: углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи.

  • Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; закрепить умение составлять схемы сложных предложений с разными видами связи.

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, воевавшим на Великой Отечественной войне; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – практикум.

Ход урока

І.Организационный момент.

Учащиеся приветствуют учителя. Записывают дату в тетрадь.

 ІІ.Мотивационный момент.

Четверостишие записано на доске или слайде. Работа ведется в группах.

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.

- Прочитайте четверостишие и скажите, о каком событии идёт речь? (ответы учащихся)

- О Великой Отечественной войне. Сколько здесь предложений? (ответы учащихся)

- Одно сложное предложение. Найдите грамматические основы. Сколько здесь простых предложений? (ответы учащихся)

-Три простых предложения.1.Нет; 2.Не памятен был герой; 3.Глаза глядят.

-Какая связь между предложения? (ответы учащихся)

- Между 1-ым и 2-ым предложением –починительная, а между 2-ым и 3-им -сочинительная. При помощи чего связаны предложения? (ответы учащихся)

-Указательного слова ТАКОЙ, подчинительного союза ГДЕ и сочинительного союза И.Теперь попробуйте начертить схему этого предложения?

I II

,

ІІІ.Актуализация знаний.

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются сложными?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

-Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)


ІV.Закрепление изученного.

1.Прочитайте текс. Найдите и запишите предложение с разными видами связи, расставьте знаки препинания, составьте схему(знаки препинания не расставлены).

Синцов сорвался с места бежать к машине. В эту секунду раздался рев пикирующего самолета. Синцов привычно бросился на землю успев почувствовать душный запах нагретого асфальта. Когда пролежав несколько секунд он повернул голову на дороге не было ни грузовика ни стоявшего рядом с ним пограничника. Бомба прямым попаданием ударила в машину на асфальте дымилась воронка кругом лежали куски изогнутого железа а по шоссе навстречу Синцову катилось оторванное колесо. Прокатившись еще несколько шагов словно оно хотело подъехать к самым его ногам колесо покачнулось и упало скрежетнув железом по асфальту.

Синцов стоял один на Минском шоссе мимо него неслись машины и на душе у него была такая тоска что только перешедшая все границы усталость помешала ему закричать или разрыдаться.(К.Симонов «Живые и мёртвые»)

(Синцов стоял один на Минском шоссе, мимо него неслись машины, и на душе у него была такая тоска, что только перешедшая все границы усталость помешала ему закричать или разрыдаться.)


I II III

, и

2.Тест. Самопроверка.

 1.Определите тип придаточного.

И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги
Из камня его гимнастёрка,
Из камня его сапоги.

 А.Определительное

Б.Изъяснительное

В.Обстоятельственное

2. Определите вид подчинительной связи в предложении: 

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

А.Однородное подчинение

Б.Последовательное подчинение

3. Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении на месте скобок? 

По мягкому снегу идти было еще ничего, но () как только он ступил на твердый, обдутый ветрами, покрытый ледком горб дороги, боль стала такой нестерпимой, что он остановился, не решаясь сделать еще хотя бы шаг. .(Полевой Б.)

А.Да, запятая нужна.
Б. Нет, запятая не нужна.


4.  Какой вид связи отсутствует в данном предложении:

 Она не солгала Синцову, она и в самом деле не могла отделить своих мыслей о дочке от мыслей о самой себе: дочь надо найти и отправить сюда, а самой остаться вместе с ним на войне. (Симонов К.)

А. Союзная сочинительная

Б. Союзная подчинительная

В. Бессоюзная

5.  Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

А. Маша сама не знала толком, чем может помочь ей этот Полынин, но ровно через час была у подъезда большого военного дома. (Симонов К.)

Б. Унт не слезал, и каждый рывок заставлял стонать.(Полевой Б.)

В.Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (Берёзко Г.)

6.Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

А.Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (Берёзко Г.)

Б.Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

В. Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (Берёзко Г.)

7. Найдите предложение, соответствующее схеме.

( ), [ ] и [ ] СПП с придаточным времени.

А. Покуда тучи над землей еще теснятся,

Для нас покоя нет и нет пути назад.

Б. Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

В. Но тот, кто эту землю спас,
Остались жить в сердцах у нас

(1в 2а 3а 4б 5в 6в 7а)

3. Запишите под диктовку предложение, определите его вид и составьте схему:

В пути стало немного спокойнее, только порой казалось, что машина идет слишком медленно, и я ловил себя на том, что мысленно ругаю шофера, хотя на более трезвый взгляд ехали мы обычно, как и все тут ездят. (В.Быков «Обелиск»)


I II III

, только ,

V.Рефлексия.

Ответьте на вопросы.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен


VІ. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!