СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные имена прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложные имена прилагательные»

Урок русского языка в 6 классе. Урок № _______ дата ____________

Учитель: Зеркаль Н.О.

Тема урока: Сложные имена прилагательные

Цели урока: Закрепить умения определять способы словообразования. Формировать умения написания сложных прилагательных. Прививать интерес к языку.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планировать последовательность действий и при необходимости изменять их.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка.

Познавательные: знать продуктивные способы образования и написания имени прилагательного и его морфологические признаки.

Коммуникативные: уметь при анализе давать объяснение языковых явлений и фактов.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

I.Организационный момент.

Цель: мотивация учебной деятельности.

Объясните значение пословицы:

Живое слово дороже мёртвой буквы.

- Можно ли данную пословицу применить к нашему уроку?

Желаю вам научиться ясно и чётко излагать свои мысли. Удачи!

II. Повторение.

Цель: повторить изученные орфограммы.

Коллективная работа по теме «Имя прилагательное».

Задание: составить словесный портрет прилагательного, его биографию. Какой ряд быстрее это сделает. Как только работа будет выполнена, вся группа поднимает руку. Один из учащихся читает написанное (если определение прилагательного не дописано, то ученик добавляет сведения сам).

- Как вы оцените свою работу?

- Какую оценку поставите себе? Почему?

III. Сообщение темы и цели урока.

Цель: подвести к формулировке темы урока.

Работа с прилагательными.

На доске: разноцветный, белоголовый, бело-синий, юго-западный.

- Слова какой части речи записаны на доске?

- Из скольких корней состоят эти прилагательные?

- Какие это прилагательные?

- Как мы озаглавим урок? На какой вопрос мы сегодня должны будем получить ответ на уроке?

На доске вопрос (записан на доске): Как образуются и пишутся сложные имена прилагательные?

- Что мы будем изучать?

IV. Новый материал.

Цель: знакомство с новой темой.

Через дефис:

  1. Обозначают оттенки цветов: ярко-белый, чёрно-красный.

  2. Может быть заменено словом с союзом и: машинно-тракторный завод (машинный и тракторный)

  3. Образовано от сложного существительного, пишущихся через дефис: северо-восточный (северо-восток)

  4. Усиленное значение: белый-белый теплоход.

Слитно:

  1. Если образованы из словосочетаний: широкоэкранный (широкий экран)

  2. Образованы от пишущихся слитно сложных имён существительных: пароход – пароходный

  3. Употребляемые в качестве терминов и образованы из 2-3 основ: индоевпропейские языки, глухонемой.

ПРИМЕЧАНИЕ. Слож.прилагательные, в состав которых входят наречия, пишутся раздельно: чисто русский, прямо проиивоположный

V. Тренировочные упражнения.

Цель: закрепить изученную орфограмму.

Упражнение 351 (устно). Значение каких слов можно объяснить через значение сочетания слов?


Упражнение 352 (устно). Дайте толкование лексического значения сложных прилагательных.


Упражнение 353 (устно). Определите, каким способом образованы имена прилагательные.

Круглолицый – круглое лицо, русско-чешский – русский и чешский, дальневосточный – дальний восток, доброжелательный – желающий добра, кисло-сладкий – кислый и сладкий, новогодний – Новый год.


Упражнение 354 (устно). Какие прилагательные образованы способом сложения, а какие – суффиксальным способом.

Сложение: горько-соленый, черноморский, железнодорожный, яснополянский, российско-польский, малолетний, многодетный, легковесный, темно-синий, многонациональный.

Суффиксальный: волгоградский (Волгоград), благоразумный (благоразумие)


Физкультминутка.


Работа в парах. Образуйте сложные имена прилагательные из выделенных числительных (заранее записаны на доске):

поездка на 3 дня (трехдневная поездка),

дом из 17 этажей (семнадцатиэтажный дом),

обучение в течение 4 лет (четырехлетнее обучение),

дерево в 2 метра (двухметровое дерево).


Упражнение 355 (письменно).

На базе сочетания независимых слов

На базе словосочетания

Литературно-музыкальный вечер Фарфоро-фаянсовый завод

Общественно-политический Сине-желтый

Серебристо-зелёный Естественно-научный

Правобережный

Внешнеторговый

Древнерусский


Чтение и объяснение правила! стр.28 пример упр.358

VI. Рефлексия.

Цель: подведение итогов.

Вернёмся к нашему вопросу, заданному в начале урока.

- Как образуются и пишутся сложные имена прилагательные?

Объявление оценок за урок.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 356 Проанализируйте слова, данные в скобках. По какому признаку сгруппированы словосочетания?

  1. Плодово-ягодные растения, бледно-желтый цветок, темно-синий костюм, физико-математическая школа, историко-филологический очерк.

  2. Восточносибирский морозы, нефтедобывающие компании, первобытнообщинный строй, горнолыжный курорт, легкоатлетические соревнования, морозоустойчивый материал, жаропонижающие лекарства, водоплавающие птицы.


Упражнение 376 Замените выделенные слова прилагательными и запишите словосочетания.

Картофелеуборочный комбайн, болеутоляющие лекарства, быстроходный катер, длинноволосая девушка, высококачественные товары, морозостойкие растения, садово-огородные культуры, десятиэтажный дом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!