СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложности русской пунктуации. Запятая перед союзом КАК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале дана теоретическая таблица и карточки, представляющие этапы работы над освоением пунктограммы в ходе изучения конкретных тем в 8 и 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Сложности русской пунктуации. Запятая перед союзом КАК»


Запятая перед союзом КАК

Ставится

Не ставится

1.В сочетаниях «не кто иной, как», «не что иное, как»

Не кто иной, как мой товарищ.

1.В значении - в качестве

  Пьесу восприняли как призыв к борьбе. (Восприняли в качестве призыва к борьбе)

2.После указательных слов: так, такой, такие, тот

Так красиво, как в прошлый раз, ей станцевать не удалось.

2. Выражения «как можно», «как всегда» никогда не обособляются

  Кросс нужно пробежать как можно быстрее.

3.Перед сочетанием «как и» запятая ставится всегда

В комнате, как и во всём доме, было уютно.


3. Союз «как… ,так и» пишем без запятой перед как, но перед «так и» запятая всегда ставится

Я люблю как зимой, так и летом здесь отдыхать.

4.Всегда обособляется «как один», «как правило»

Все, как один, встали на его защиту


4. Во фразеологизмах никогда запятая не ставится

  Ждать как манны небесной. Гол как сокол. Белый как снег.

5.В приложении есть значение причины, можно составить вопрос и дать ответ.

Пётр, как лучший охотник, был выбран старшим.(Почему Пётр был выбран старшим? Потому что он лучший охотник.)

5.Составные союзы в начале предложения запятой не разделяются. «С той поры как», «До тех пор как», «С того времени как»

В то время как мы трудимся, многие отдыхают.

6.Сравнение (сравнительный оборот) выражено словосочетанием или словом, к которому задаём вопрос от сказуемого.

Принц был красив, как весенний день.

6. Приравнивание. Запятой между подлежащим и сказуемым быть не может.

Она как роза. Наш двор как сад.


7.Вводные конструкции



Запятая перед союзом КАК

Ставится

Не ставится

1.В сочетаниях «не кто иной, как», «не что иное, как»

Не кто иной, как мой товарищ.

1.В значении - в качестве

  Пьесу восприняли как призыв к борьбе. (Восприняли в качестве призыва к борьбе)

2.После указательных слов: так, такой, такие, тот

Так красиво, как в прошлый раз, ей станцевать не удалось.

2. Выражения «как можно», «как всегда» никогда не обособляются

  Кросс нужно пробежать как можно быстрее.

3.Перед сочетанием «как и» запятая ставится всегда

В комнате, как и во всём доме, было уютно.


3. Союз «как… ,так и» пишем без запятой перед как, но перед «так и» запятая всегда ставится

Я люблю как зимой, так и летом здесь отдыхать.

4.Всегда обособляется «как один», «как правило»

Все, как один, встали на его защиту


4. Во фразеологизмах никогда запятая не ставится

  Ждать как манны небесной. Гол как сокол. Белый как снег.

5.В приложении есть значение причины, можно составить вопрос и дать ответ.

Пётр, как лучший охотник, был выбран старшим.(Почему Пётр был выбран старшим? Потому что он лучший охотник.)

5.Составные союзы в начале предложения запятой не разделяются. «С той поры как», «До тех пор как», «С того времени как»

В то время как мы трудимся, многие отдыхают.

6.Сравнение (сравнительный оборот) выражено словосочетанием или словом, к которому задаём вопрос от сказуемого.

Принц был красив, как Бог.

6. Приравнивание. Запятой между подлежащим и сказуемым быть не может.

Она как роза. Наш двор как сад.


7.Вводные конструкции




Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»


Тема: Обстоятельство. 8 класс


Теория: Обстоятельство образа действия может быть выражено сравнительным оборотом с союзом КАК.

Сравнительный оборот зависит от сказуемого и состоит из слова или словосочетания.


Цель: учиться видеть сравнительный оборот, правильно задавать вопрос, выделять знаками препинания.


Практика. Расставить знаки препинания. Выделить сравнительный оборот графически.


1.Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.

2.Пропал бесславно как подлая собака.

3.Ваня глядел на меня светлыми как небушко глазами чуть-чуть улыбаясь.

4.Угас как светоч дивный гений увял торжественный венок.

5.Он весь составлен из костей, мускулов и нервов как кровная английская лошадь.

6.Что за ветреность такая! Вдруг вбежала как угорелая кошка.

7.Она была высокая тоненькая глаза чёрные как у горной серны так и заглядывали к вам в душу.


Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»


Тема: Обстоятельство. 8 класс


Теория: Обстоятельство образа действия может быть выражено сравнительным оборотом с союзом КАК.

Сравнительный оборот зависит от сказуемого и состоит из слова или словосочетания.


Цель: учиться видеть сравнительный оборот, правильно задавать вопрос, выделять знаками препинания.


Практика. Расставить знаки препинания. Выделить сравнительный оборот графически.


1.Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.

2.Пропал бесславно как подлая собака.

3.Ваня глядел на меня светлыми как небушко глазами чуть-чуть улыбаясь.

4.Угас как светоч дивный гений увял торжественный венок.

5.Он весь составлен из костей, мускулов и нервов как кровная английская лошадь.

6.Что за ветреность такая! Вдруг вбежала как угорелая кошка.

7.Она была высокая тоненькая глаза чёрные как у горной серны так и заглядывали к вам в душу.





Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс


Теория: Перед составным именным сказуемым при отсутствии глагола-связки может стоять союз КАК. В этом случае ни тире, ни запятой перед КАК ставить не нужно.

К сказуемому задаём вопрос от подлежащего ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КТО ЭТО ТАКОЙ? Другого сказуемого в предложении нет.


Сравнительный оборот зависит от сказуемого и состоит из слова или словосочетания. Задаём вопрос КАК?


Цель: учиться отличать сравнительный оборот от составного именного сказуемого с союзом КАК.


Практика. Расставить знаки препинания. Выделить сравнительный оборот и сказуемое с союзом КАК графически.


1.Каждый вздох как радости глоток.

2.В хорошем рассказе как на военном корабле не должно быть ничего лишнего.

3.Вот капля как шляпка гвоздя упала.

4.Большая душа как большой костёр издалека видна.

5.Каждое восклицание как пистолетный выстрел.



Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»


Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс


Теория: Перед составным именным сказуемым при отсутствии глагола-связки может стоять союз КАК. В этом случае ни тире, ни запятой перед КАК ставить не нужно.

К сказуемому задаём вопрос от подлежащего ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КТО ЭТО ТАКОЙ? Другого сказуемого в предложении нет.

Сравнительный оборот зависит от сказуемого и состоит из слова или словосочетания. Задаём вопрос КАК?


Цель: учиться отличать сравнительный оборот от составного именного сказуемого с союзом КАК.


Практика. Расставить знаки препинания. Выделить сравнительный оборот и сказуемое с союзом КАК графически.


1.Каждый вздох как радости глоток.

2.В хорошем рассказе как на военном корабле не должно быть ничего лишнего.

3.Вот капля как шляпка гвоздя упала.

4.Большая душа как большой костёр издалека видна.

5.Каждое восклицание как пистолетный выстрел.


Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»

Тема: Обособленные приложения. 8 класс


Теория: Приложение может быть выражено словом или словосочетанием с союзом КАК.

Такое приложение выделяется запятыми, если оно имеет дополнительный оттенок причины.

Не выделяется запятыми, если имеет значение «в качестве».


Цель: учиться определять значение приложений с союзом КАК, выделять их знаками препинания.

Практика. Определить дополнительное значение приложения. Расставить знаки препинания.


1.Лев Толстой как великий писатель известен во всём мире.

2.Пётр I не считал для себя позорным работать как простой плотник.

3.Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених.

4.Серёжа как лучший математик класса поедет на олимпиаду.

5.Я сохраню это письмо как память.

6.Её как южанку страшно пугали полярные холода Якутии.

7.Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей.



Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»

Тема: Обособленные приложения. 8 класс


Теория: Приложение может быть выражено словом или словосочетанием с союзом КАК.

Такое приложение выделяется запятыми, если оно имеет дополнительный оттенок причины.

Не выделяется запятыми, если имеет значение «в качестве».


Цель: учиться определять значение приложений с союзом КАК, выделять их знаками препинания.

Практика. Определить дополнительное значение приложения. Расставить знаки препинания.


1.Лев Толстой как великий писатель известен во всём мире.

2.Пётр I не считал для себя позорным работать как простой плотник.

3.Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених.

4.Серёжа как лучший математик класса поедет на олимпиаду.

5.Я сохраню это письмо как память.

6.Её как южанку страшно пугали полярные холода Якутии.

7.Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей.



Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»

Тема: Придаточные сравнительные. 9 класс


Теория: Придаточные сравнительные предложения имеют грамматическую основу. Они зависят от главного предложения в составе сложноподчинённого. Отвечают на вопрос КАК? В СРАВНЕНИИ С ЧЕМ?


Цель: учиться отличать придаточные предложения с союзом КАК от других конструкций (сравнительных оборотов, приложений, сказуемых, вводных конструкций), выделять их знаками препинания.


Практика. Определить, что присоединяет союз КАК – придаточное сравнительное или сравнительный оборот. Расставить знаки препинания.


1.Азовское море цветёт в начале августа как цветут реки и пруды.

2.Человеку нельзя жить без родины как нельзя жить без сердца.

3.Звук метронома как звук взволнованного сердца раздавался в тишине.

4.На деревьях лежали пушистые хлопья как распустившиеся белые листья.

5.Звёзды бились и сверкали серебряной чешуёй как бьётся в сетях пойманная хамса.




Освоение правила «Запятая перед союзом КАК»

Тема: Придаточные сравнительные. 9 класс


Теория: Придаточные сравнительные предложения имеют грамматическую основу. Они зависят от главного предложения в составе сложноподчинённого. Отвечают на вопрос КАК? В СРАВНЕНИИ С ЧЕМ?


Цель: учиться отличать придаточные предложения с союзом КАК от других конструкций (сравнительных оборотов, приложений, сказуемых, вводных конструкций), выделять их знаками препинания.


Практика. Определить, что присоединяет союз КАК – придаточное сравнительное или сравнительный оборот. Расставить знаки препинания.


1.Азовское море цветёт в начале августа как цветут реки и пруды.

2.Человеку нельзя жить без родины как нельзя жить без сердца.

3.Звук метронома как звук взволнованного сердца раздавался в тишине.

4.На деревьях лежали пушистые хлопья как распустившиеся белые листья.

5.Звёзды бились и сверкали серебряной чешуёй как бьётся в сетях пойманная хамса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!