Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 44 им. Деева В. Н.
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей иностранных языков «30» августа 2022 г. Руководитель МО Микеева Н. Г. __________________ | Заместитель директора по ВР Разумова В.А. (5-11) ________________________ | Директор МБОУ гимназия №44 Л.С. Жуковская-Латышева ______________________ Приказ №147 от 31.08.2022г. |
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Сложности английской
грамматики»
Направление: Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
Возраст школьников: 15-16 лет (9 АБГР)
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Разработчик: учитель иностранных языков Загайнова Ю.С.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2015 (стандарты второго поколения).
Курс «Трудности английской грамматики» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, предусматривает углубленное изучение тем по грамматике образовательного стандарта, а также способствует формированию у учащихся умений и навыков выполнять грамматические упражнения разных уровней сложности. Уровень владения английским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся государство и школа согласно федеральному компоненту государственного стандарта по иностранным языкам. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Цели и задачи обучения.
Задачи преподавания кружка – развитие и образование учащихся 8 классов образовательных учреждений с целью углубленного изучения английской грамматики.
В процессе обучения по курсу «Трудности английской грамматики» реализуются следующие цели:
овладение новыми языковыми средствами, т.е. грамматическими, в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
развитие желания и умений самостоятельного изучения английской грамматики доступными школьниками способами (с помощью справочников);
развитие специальных учебных умений (умение пользоваться словарями и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком (грамматикой);
развитие и воспитание школьников понимания роли изучения английской грамматики с целью международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры, осознания важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации, воспитания толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данной темы обучающиеся:
правильно употреблять артикли, образовывать наречия, существительные
распознавать и образовывать существительные с помощью суффиксов -ment, -our
правильно употреблять структуры настоящего длительного времени, прошедшего завершенного времени
образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов -ive, -ic, -ful, -ous, -ing, -able;
правильно употреблять структуры настоящего завершенного и прошедшего времени в биографиях, прошедшего длительного и простого прошедшего;
образовывать новые слова с помощью суффиксов –ic, -ism
правильно употреблять структуры прошедшего завершенного и согласовывать видовременные формы в повествовании;
образовывать новые слова с помощью суффиксов –ic, -ism (суффиксы для образования абстрактных понятий)
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале
получат возможность научиться:
использовать языковую догадку в процессе чтения
делать выписки из текста с целью их использования в устных высказываниях;
составлять план устного или письменного сообщения;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ze/-ise
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.)
Имена существительные при помощи суффиксов -or/ -er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing
имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive
наречия при помощи суффикса -ly
имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-
числительные при помощи суффиксов -teen, -ty; -th
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее суще-реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные:
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей раз личных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной деятельности «Трудности английской грамматики» будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.
Программа ориентирована на личность ребёнка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор обучающихся: обучающийся получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и её жителях. Обучающийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами. Изучение обучающимися грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
-в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Безличные предложения. | 1 | | |
2 | Определенный и неопределенный артикли. | 3 | | |
3 | Прошедшее время. | 9 | | 2 |
4 | Настоящее время. | 1 | | |
5 | Условные предложения. | 4 | | 1 |
6 | Неисчисляемые существительные. | 1 | | |
7 | Косвенная речь. | 7 | | 1 |
8 | Сложное дополнение. | 1 | | |
9 | Пассивный залог | 1 | | |
10 | Глагольные конструкции. | 2 | | |
11 | Устойчивые сочетания. | 2 | | |
12 | Повторение и обобщение. | 2 | | |
Содержание обучения.
1. Безличные предложения. (1ч.)
Предложения типа It is…
2. Определенный и неопределенный артикли. (3ч.)
Определенный артикль с уникальными объектами, с новыми географическими названиями - 3ч.
3. Прошедшее время. (9ч.)
Прошедшее простое время - 1ч. Прошедшее длительное время - 5ч. Прошедшее завершенное время - 3ч.
4. Настоящее время. (1ч.)
Настоящее завершенное и настоящее завершенное продолженное времена с for и since.
5. Условные предложения. (4ч.)
Условные предложения I, II, III типа. – 4ч.
6. Неисчисляемые существительные. (1ч.)
Употребление неисчисляемых существительных. – 1ч.
7. Косвенная речь. (7ч.)
Утвердительные предложения в косвенной речи – 1ч. Отрицательные предложения в косвенной речи – 1ч. Вопросительные предложения в косвенной речи – 1ч. Повелительные предложения в косвенной речи – 1ч. Согласование времен. Косвенная речь – 3ч.
8. Сложное дополнение. (1ч.)
Предложения типа I saw Ann buy the flowers.
9. Пассивный залог (1ч.)
Пассивный залог в настоящем простом, прошедшем простом, будущем простом временах.
10. Глагольные конструкции. (2ч.)
Конструкция глагол+глагол+ing – 1ч.
Конструкция типа make somebody do something – 1ч.
11. Устойчивые сочетания. (2ч.)
Устойчивое сочетание с глаголом do и make – 1ч.
Устойчивое сочетание be / get used to something / to doing something – 1ч.
12. Повторение и обобщение. (2ч.)
В результате освоения курса ученик должен уметь:
- определенный артикль с уникальными объектами, с новыми географическими названиями;
- неисчисляемые существительные;
- сложные дополнения типа I saw Ann buy the flowers.
- глагольные формы во времени группы Past, настоящее завершенное и настоящее завершенное продолженное времена с for и since;
- косвенную речь в утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
-условные сложноподчиненные предложения I,II,III типов;
- безличные предложения с It is…
вести разговор в стандартных ситуациях общения, поддержать его, расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, опираясь на изученный и усвоенный грамматический материал.
Формы контроля.
В процессе обучения применяется текущий (тесты) контроль.
Формы проведения занятий:
− лекция;
− тренировочные упражнения;
− видеоурок;
− презентация.
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий для проведения уроков.
1. Методические таблицы.
2. Раздаточный материал.
Дополнительные обобщающие материалы.
1. Мёрфи Реймонд, English Grammar in Use.-Cambridge: Cambridge University Press, 2019
2. Голицинский Ю.Б. Грамматика. Английский язык. – СПб.: КАРО, 2019.
3. Дроздова Т.Ю., Берестова А.И., Маилова В.Г. English Grammar. Reference and Practice, - СПб.: Антология, 2008.
4. Некрасова Е.В. Английский язык. Уникальный курс эффективного и быстрого изучения грамматики, - М.: Эксмо, 2008.
5. Качалова К. Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка.-Спб.: Каро, 2016.
Интернет-ресурсы:
1. www. InTouchclub.net
2. http:// school-collection. edu. Ru
3. www. ipt-distant.tepi.ru
4. https://en.islcollective.com
Календарно-тематическое планирование
кружка по английскому языку
«Сложности английской грамматики»
для 9 класса
Годовое количество часов 33
Количество часов в неделю 1
Учебный год 2022-2023
№ урока | Дата План Факт | Содержание (тема урока) | Количество часов | Примечание |
1 | | | Безличные предложения с It is… | 1 | |
2 | | | Определенный и неопределенный артикли. | 3 | |
Определенный артикль с существительными, единственными в своем роде. | 1 |
3 | | | Артикль с географическими названиями. | 1 | |
4 | | | Употребление артиклей. | 1 | |
5 | | | Прошедшее длительное время. | 6 | |
Образование утвердительных предложений в прошедшем длительном времени. | 1 |
6 | | | Образование отрицательных предложений в прошедшем длительном времени. | 1 | |
7 | | | Образование вопросительных предложений в прошедшем длительном времени. | 1 | |
8 | | | Употребление прошедшего длительного времени. | 1 | |
9 | | | Тест по теме «Прошедшее длительное время». | 1 | |
10 | | | Прошедшее простое, прошедшее длительное и настоящее длительное времена. | 1 | |
11 | | | Настоящее время. | 1 | |
Слова for и since в настоящем завершенном и настоящем завершенном длительном временах. | 1 |
12 | | | Прошедшее завершенное время. | 3 | |
Образование утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений в прошедшем завершенном времени. | 1 |
13 | | | Употребление прошедшего простого, длительного и завершенного времен. | 1 | |
14 | | | Тест по теме «Прошедшее время». | 1 | |
15 | | | Условные предложения. | 4 | |
Повторение условных предложений I и II типа. | 1 |
16 | | | Условные предложения II и III типа. | 1 | |
17 | | | Условные предложения I, II, III типов. | 1 | |
18 | | | Тест по теме «Условные предложения I, II, III типов». | 1 | |
19 | | | Устойчивое сочетание be / get used to something / to doing something | 1 | |
20 | | | Употребление неисчисляемых существительных | 1 | |
21 | | | Повторение конструкции глагол+глагол+ing | 1 | |
22 | | | Косвенная речь. | 7 | |
Образование утвердительных предложений в косвенной речи. | 1 |
23 | | | Образование отрицательных предложений в косвенной речи. | 1 | |
24 | | | Образование вопросительных предложений в косвенной речи. | 1 | |
25 | | | Образование повелительных предложений, запретов в косвенной речи. | 1 | |
26 | | | Согласование времен. Косвенная речь. | 1 | |
27 | | | Согласование времен. Косвенная речь. | 1 | |
28 | | | Тест по теме «Согласование времен. Косвенная речь». | 1 | |
29 | | | Сложное дополнение. | 1 | |
30 | | | Употребление пассивного залога в настоящем простом, прошедшем простом и будущем простом временах. | 1 | |
31 | | | Конструкция типа make somebody do something | 1 | |
32 | | | Устойчивые сочетания с глаголом do и make | 1 | |
33 | | | Повторение и систематизация изученного материала. | 1 | |