СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносокращённые слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

6Г русский язык

Тема: Сложносокращённые слова.

Цели: 

  1. Обучающая: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
  2. Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению

УУД:

  • Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)     
  • Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
  • Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
  • Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий

                                                                                                                               

Ход урока.

  1.  Организационный момент. 
  2. Актуализация знаний. Лингвистическая загадка.

Может ли водоросль расти на суше?

– Ответ найдите в слове.

  1. Закрепление пройденного материала. Работа с сигнальными картами.

– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую.

Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление.

  1. Работа с теоретическим материалом.

– Что такое сложное слово?

– На с. 75 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова.

– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?

– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.

– Как зовут заведующего?

– Виктор Николаевич.

– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?

– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.

– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.

– И правда, дельно получилось.

– Ай да Цыган!

– И в самом деле, надо будет Викниксором величать

 – Как определить род сложносокращенных слов?

4. Упражнения 173 – 175.

5. Работа с «раскладушками» (по группам).

Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.

6. Слово учителя «Из истории сложносокращенных слов».

7. Итог урока.

– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:

Ленгорметаллоремпромсоюз

Ленгоршвейтрикотажпромсоюз

Ростглавстанкоинструментснабсбыт

– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: подготовиться к диктанту (упражнение 176). Принести политическую карту России

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!