СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочиненное предложение 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненное предложение 9 класс»

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

1-2 урок Вспомним! Сложные предложения Союзные (части связаны союзами и союзными словами) Бессоюзные (части связаны при помощи интонации) Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами) Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами

1-2 урок Вспомним!

Сложные предложения

Союзные (части связаны союзами и союзными словами)

Бессоюзные (части связаны при помощи интонации)

Сложносочиненные (части связаны сочинительными союзами)

Сложноподчиненные (части связаны подчинительными союзами и союзными словами

Подумай Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени. Какое это предложение по количеству грамматических основ? Каким союзом связаны части сложного предложения? Можно ли от одной части предложения задать вопрос к другой части?

Подумай

Солнце уже пряталось, и на поляне растянулись вечерние тени.

  • Какое это предложение по количеству грамматических основ?
  • Каким союзом связаны части сложного предложения?
  • Можно ли от одной части предложения задать вопрос к другой части?
Запомни! Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами. Пример: Небо было пасмурно, но дождя не было.

Запомни!

Сложносочиненное предложение –

это такое сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами.

Пример:

Небо было пасмурно, но дождя не было.

По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы 1. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами 2. и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами 3. или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то  Будет очень жарко, или разразится гроза. Сложносочиненные предложения с противительными союзами а, да (в значении но), но, зато, однако, однако же, всё же    Красота приглядится, а ум пригодится.

По союзам и по значению ССП делятся на 3 группы

1.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

2.

и, да (в значении и), не только...но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

3.

или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то

Будет очень жарко, или разразится гроза.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

а, да (в значении но), но, зато, однако, однако же, всё же

Красота приглядится, а ум пригодится.

1.  Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (в значении и),  не только...но и, Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. также,  тоже, и…и,  ни…ни, как…так и

1.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

и, да (в значении и),

не только...но и,

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

также,

тоже,

и…и,

ни…ни,

как…так и

2.  Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, или…или, Будет очень жарко, или разразится гроза.  либо,  либо…либо, то…то,  то ли…то ли, не то…не то

2.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

или,

или…или,

Будет очень жарко, или разразится гроза.

либо,

либо…либо,

то…то,

то ли…то ли,

не то…не то

3. Сложносочиненные предложения с противительными союзами а, да (в значении но), Красота приглядится, а ум пригодится.  но,  зато,  однако,  однако же, всё же

3.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

а,

да (в значении но),

Красота приглядится, а ум пригодится.

но,

зато,

однако,

однако же,

всё же

3-4 урок   Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов 1. Соединительные: одновременность  последовательность, причина  присоединительные  Собака лаяла, и ворона каркала. Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.  Все пошли гулять на улицу, и я тоже пошёл.

3-4 урок Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов

1. Соединительные:

  • одновременность
  • последовательность, причина
  • присоединительные

Собака лаяла, и ворона каркала.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Все пошли гулять на улицу, и я тоже пошёл.

Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов 2. Разделительные: Взаимоисключение чередование  Будет очень жарко, или разразится гроза.  То ли солнце светит, то ли дождь идет.

Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов

2. Разделительные:

  • Взаимоисключение
  • чередование

Будет очень жарко, или разразится гроза.

То ли солнце светит, то ли дождь идет.

Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов 3. Противительные: сопоставление, Противопоставление  Печка топилась, но ещё не грела хорошо. Красота приглядится, а ум пригодится.

Смысловые отношения между частями в СПП выражаются при помощи союзов

3. Противительные:

  • сопоставление,
  • Противопоставление

Печка топилась, но ещё не грела хорошо.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?  Вот идет Ермил к лошади,  а  лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)  ССП с противительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

  • Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

ССП с противительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?  2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)  СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?    3 . Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)  СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

3 . Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение? 4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.) СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?  5 . Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.) ССП с противительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

5 . Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил

свою.(Короленко В.)

ССП с противительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?  6. То  падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то  шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов) СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

СПП с разделительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?   7 . Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.  Паустовский К.Г.  СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение? 7 . Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. Паустовский К.Г. СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?  8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была.  СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была.

СПП с соединительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение? 9 .В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.) ССП с противительными союзами

Определите к какой группе можно отнести данное предложение?

9 .В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)

ССП с противительными союзами

5-6 урок Знаки препинания в СПП

5-6 урок

Знаки

препинания

в СПП

Знаки препинания в сложносочиненном предложении Запятая ставится Перед одиночным союзом: Солнце село, и мне уже пора было идти домой.  2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах: Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая ставится

  • Перед одиночным союзом:

Солнце село, и мне уже пора было идти домой.

2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:

Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто-нибудь задавал ему вопросы.

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются  Общий второстепенный член: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются

  • Общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются   2. Общее вводное слово: К счастью, зима была снежной и весна наступила рано.

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются

2. Общее вводное слово:

К счастью, зима была снежной и весна наступила рано.

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются 3. Общую вопросительную или восклицательную интонацию: Но где мой дом и где рассудок мой!

Запятая не ставится, если в ССП предложении имеются

3. Общую вопросительную или восклицательную интонацию:

Но где мой дом и где рассудок мой!

Выполни задания Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания. 1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада. 2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться. 3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью. 4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово. 6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне. 7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. 8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне. 9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.

Выполни задания

Укажите, где имеются ССП и где – предложения с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания.

1. Ветерок перебирает пеструю листву и в нем уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада.

2. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

3. Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.

4. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения.

5. Бурлила мутная вода почуяв близкие оковы и вдаль куда-то облака осенний ветер гнал сурово.

6. Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это не понравилось Анне Павловне.

7. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь.

8. Ночью дождь утих и мир оцепенел в покое и сне.

9. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.

Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания. 1. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины. 2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. 3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. 4. Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. 5. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. 6. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. 7. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса. 8. На строительной площадке работал кран и забивали в землю бетонные сваи.

Укажите ССП, в которых есть общий второстепенный член. Расставьте знаки препинания.

  • 1. Справа и слева непролазно лежали вывернутые с корнем ели и сосны и одиноко стояли обгорелые снизу осины.
  • 2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
  • 3. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
  • 4. Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться.
  • 5. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
  • 6. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
  • 7. Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных голоса.
  • 8. На строительной площадке работал кран и забивали в землю бетонные сваи.

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

1. Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6) нужны два десятка белых бумажных скатертей.

2. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, (1) как пуговица, (2) завязью. Ландыши и завязь мы сорвали и выбросили, (3) но их длинные корни забрали: их можно было посадить в горшок с землей, (4) поливать теплой водой, (5) и тогда бы в январе вырос настоящий цветок ландыша.

3. Он любит читать детективы, (1) и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке… Мы завтра будем на практике, (2) там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, (3) а ей тоже хочется вкусненького.

4. Вдруг вспыхивает солнечный луч, (1) и Сережка забывает, (2) что минуту назад он был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3) и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!