СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными План урока Отарбаева Зина Найзабековна Учительница русского языка и литературы Жамбылская область, Шуский район,село Байдибек Средняя школа имени Маншук Маметовой с миницентром

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчиненные предложения  с придаточными  обстоятельственными   План урока

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными План урока Отарбаева Зина Найзабековна Учительница русского языка и литературы Жамбылская область, Шуский район,село Байдибек Средняя школа имени Маншук Маметовой с миницентром»

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Отарбаева Зина Найзабековна

Учительница русского языка и литературы

Жамбылская область, Шуский район,село Байдибек

Средняя школа имени Маншук Маметовой с миницентром

Предмет: Русский язык

Класс: 11


І-этап. Актуализация

«Мостик»

Следующие задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполните дома к началу сегодняшнего урока.

1. Какие предложения называются сложноподчинёнными?

Ответ: СПП называются такие предложения, которые состоят из двух или более неравноправных частей: главного предложения и придаточного предложения.

2.Какие типы придаточных предложений, вы знаете? Перечислите их.

Ответ: Придаточные предложения бывают придаточными изъяснительными , придаточными определительными, придаточными обстоятельственными.

3.На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Ответ: Придаточные определительные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

4. Какими союзами или союзными словами присоединяются придаточные определительные к главному предложению?

Ответ: Придаточные определительные предложения присоединяются к главному с помощью союзных слов какой, который, что, где, куда, откуда, когда.

5. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

Ответ: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы.

6. Какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

Ответ: Придаточные изъяснительные присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, как будто, словно; союзных слов что, кто, какой, где, куда, как.


II – этап. Самостоятельное усвоение темы

Теория

Для формирования знаний:

1.Узнавание

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу),отвечающие на вопросы:кто?что?где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить рассказать, показать, назвать и т.д

1. Определите вид придаточного предложения.

1.Мы ходим в школу, чтобы получить знания.

Ответ: СПП с придаточным цели

2. Когда он первый раз открыл глаза, его улыбку встретила гроза.

Ответ: СПП с придаточным времени

3. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

Ответ: СПП с придаточным условия

Работа с текстом.

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Определите смысл стихотворения. Скажите ó чем?

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий.

Ответ: Нельзя лениться, нужно всегда быть трудолюбимым.

2.Понимание (описать,обьяснить, определить признаки,сформулировать подругому).Это задания с применением вопросов: почему?зачем?обьясни, найдипричину…,докажи, придумай и т.д


1. К чему относятся придаточные обстоятельственные?

Ответ:Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному предложению.

2. При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные обстоятельственные?

Ответ: Они присоединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные ?

Ответ: Они могут стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных членов

3.Анализ (Определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести экспримент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)

Сравни два предложения.

Определи различие и общее между ними.

1.Стало известно, что лето будет жаркое.

2. Яблони не расцвели, потому что ударил мороз.

Общее: имеют придаточную часть
Различие: имеют разные виды с придаточными обстоятельственными

4.Синтез а) соединение частей по-новому: создать, проидумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…. Классифицируй(заполни таблицу, начерти опорную блок-схему.

1. Составить логико-смысловую конструкцию.

Составь блок-схему.

Сложноподчиненные предложения



СПП с придаточными СПП с придаточными

определительными изъяснительными

СПП с придаточными обстоятельственными

5. Практическая часть

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. На какие вопросы отвечают придаточные предложения?

1. Я к вам пришёл, чтобы облегчить душу.

2.Голос её, когда она говорит поёт и звенит.

1 уровень (5 баллов)

ІІІ этап обратной связи (оценивание) 12+3 минут


Задание №1. Ответьте на вопросы.

1.Назовите виды СПП?

Ответ: Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные

2. На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

Ответ: Отвечают на вопросы где, куда, откуда, когда, потому что, чтобы, если, хотя, пускай.

3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные?

Ответ: Они могут стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных членов

Практика

1.Сделай вывод: В чём отличие придаточные обстоятельственные предложения от придаточных изъяснительных?

Ответ: Придаточные обстоятельственные отличаются от придаточных изъяснительных в том что отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изъяснительные отвечают на падежные вопросы.

Результат:

Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)


2-уровень (+4 балла)

Теория:

2. Понимание (описать,объяснить, определить признаки, сформулировать по другому). Это задания с применением вопросов: почему?зачем?объясни, найди причину…, докажи, придумай и т.д

3. Анализ (Определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести экспримент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)

ІІІ этап

1. К чему относятся придаточные обстоятельственные?

Ответ:Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному предложению.

2. При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные обстоятельственные?

Ответ: Они присоединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные ?

Ответ: Они могут (находиться) стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных предложений.

Цифровой тест «1», «0»-неверно

1

[О и О] –схема сложноподчиненного предложения.

0

2

Слово пунктуация произошло от пунктуальный.

0

3

Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.

1

4

Придаточное предложение может стоять только после главного.

0

5

Придаточное всегда поясняет всё главное предложение.

0

6

Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

1

7

Союзное слово можно заменить словом из главного предложения.

1

8

Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

0

9

Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

0

10

Придаточные определительные предложения отвечают на вопросы определения.

1



Практика

5 Применение (в изменененной ситуации) №..№.. задач или упражнений указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель сами придумайте задания на применение в измененной ситуации

Задание: Составьте СПП, используя конструкции из правого и левого столбиков.

Владеть собой, сохранять хладнокровие в любых ситуациях.

Объективно оценивать свои поступки.

Сохранить чувство собственного достоинства.

Быть уверенным в себе

Надо воспитывать в себе выдержку.


Надо уметь критически относиться к себе.

Нельзя никогда изменять своим принципам.

Необходимо много и постоянно работать над собой


Ответы: 1.Для того чтобы владеть собой, сохранять хладнокровие в любых ситуациях, надо воспитывать в себе выдержку. 2. Чтобы объективно оценивать свои поступки, надо уметь критически относиться к себе. 3. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, нельзя никогда изменять своим принципам. 4. Чтобы быть уверенным в себе, необходимо много и постоянно работать над собой.

Результат:

Формирование 2-уровня компетентности (5+4=9 баллов=»хор.»)



3-уровень (+3 балла)

Теория

4 Синтез а)Задание на синтез (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему….., классифируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, состав ребус и т.д.) б) Сделай вывод. Обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Запишите СПП, вставляя подходящие по смыслу союзы или союзные слова. Подчеркните грамматические основы. Определите тип придаточного.

1.То сердце не научится любить, … устало ненавидеть.

Ответ: (Которое определительное).



2.Тёплая дружба и преданность становятся счастьем, … каждый понимает другого.

Ответ: (Если-обстоятельственное условия).



3.Мудрость доброты заключается в том, … она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

Ответ: (Что-изъяснительное).

Практика

6 Оценка (рефлексия). Вырази свое мнение по отношению к событием имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти



Для чего в русском языке нужны придаточные обстоятельственные?

Ответ: Придаточные обстоятельственные нужны для обогащения речи а также пояснения смысла главного предложения.

Результат: Формирование 3-уровня компетентности (9+3=12 баллов =»отл.») = полной компетенции по данной теме






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!