| І-этап. Актуализация |
«Мостик» | Следующие задания на повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы, выполните дома к началу сегодняшнего урока. 1. Какие предложения называются сложноподчинёнными? Ответ: СПП называются такие предложения, которые состоят из двух или более неравноправных частей: главного предложения и придаточного предложения. 2.Какие типы придаточных предложений, вы знаете? Перечислите их. Ответ: Придаточные предложения бывают придаточными изъяснительными , придаточными определительными, придаточными обстоятельственными. 3.На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Ответ: Придаточные определительные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? 4. Какими союзами или союзными словами присоединяются придаточные определительные к главному предложению? Ответ: Придаточные определительные предложения присоединяются к главному с помощью союзных слов какой, который, что, где, куда, откуда, когда. 5. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? Ответ: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. 6. Какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению? Ответ: Придаточные изъяснительные присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, как будто, словно; союзных слов что, кто, какой, где, куда, как. |
| II – этап. Самостоятельное усвоение темы |
Теория | Для формирования знаний: |
1.Узнавание Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу),отвечающие на вопросы:кто?что?где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить рассказать, показать, назвать и т.д | 1. Определите вид придаточного предложения. 1.Мы ходим в школу, чтобы получить знания. Ответ: СПП с придаточным цели 2. Когда он первый раз открыл глаза, его улыбку встретила гроза. Ответ: СПП с придаточным времени 3. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. Ответ: СПП с придаточным условия Работа с текстом. Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Определите смысл стихотворения. Скажите ó чем? Не позволяй душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Н. Заболоцкий. Ответ: Нельзя лениться, нужно всегда быть трудолюбимым. |
2.Понимание (описать,обьяснить, определить признаки,сформулировать подругому).Это задания с применением вопросов: почему?зачем?обьясни, найдипричину…,докажи, придумай и т.д | 1. К чему относятся придаточные обстоятельственные? Ответ:Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному предложению. 2. При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные обстоятельственные? Ответ: Они присоединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные ? Ответ: Они могут стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных членов |
3.Анализ (Определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести экспримент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) | Сравни два предложения. Определи различие и общее между ними. 1.Стало известно, что лето будет жаркое. 2. Яблони не расцвели, потому что ударил мороз. Общее: имеют придаточную часть Различие: имеют разные виды с придаточными обстоятельственными |
4.Синтез а) соединение частей по-новому: создать, проидумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…. Классифицируй(заполни таблицу, начерти опорную блок-схему. | 1. Составить логико-смысловую конструкцию. Составь блок-схему. Сложноподчиненные предложения
СПП с придаточными СПП с придаточными определительными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными |
5. Практическая часть | Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. На какие вопросы отвечают придаточные предложения? 1. Я к вам пришёл, чтобы облегчить душу. 2.Голос её, когда она говорит поёт и звенит. |
1 уровень (5 баллов) | ІІІ этап обратной связи (оценивание) 12+3 минут |
| Задание №1. Ответьте на вопросы. 1.Назовите виды СПП? Ответ: Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные 2. На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные? Ответ: Отвечают на вопросы где, куда, откуда, когда, потому что, чтобы, если, хотя, пускай. 3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные? Ответ: Они могут стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных членов |
Практика | 1.Сделай вывод: В чём отличие придаточные обстоятельственные предложения от придаточных изъяснительных? Ответ: Придаточные обстоятельственные отличаются от придаточных изъяснительных в том что отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изъяснительные отвечают на падежные вопросы. |
Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.) | |
2-уровень (+4 балла) |
Теория: 2. Понимание (описать,объяснить, определить признаки, сформулировать по другому). Это задания с применением вопросов: почему?зачем?объясни, найди причину…, докажи, придумай и т.д 3. Анализ (Определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести экспримент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) | ІІІ этап 1. К чему относятся придаточные обстоятельственные? Ответ:Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному предложению. 2. При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные обстоятельственные? Ответ: Они присоединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 3. Где могут стоять придаточные обстоятельственные ? Ответ: Они могут (находиться) стоять после главных предложений, перед ними или в середине главных предложений. Цифровой тест «1», «0»-неверно 1 | [О и О] –схема сложноподчиненного предложения. | 0 | 2 | Слово пунктуация произошло от пунктуальный. | 0 | 3 | Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. | 1 | 4 | Придаточное предложение может стоять только после главного. | 0 | 5 | Придаточное всегда поясняет всё главное предложение. | 0 | 6 | Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов. | 1 | 7 | Союзное слово можно заменить словом из главного предложения. | 1 | 8 | Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. | 0 | 9 | Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части. | 0 | 10 | Придаточные определительные предложения отвечают на вопросы определения. | 1 |
|
Практика 5 Применение (в изменененной ситуации) №..№.. задач или упражнений указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель сами придумайте задания на применение в измененной ситуации | Задание: Составьте СПП, используя конструкции из правого и левого столбиков. Владеть собой, сохранять хладнокровие в любых ситуациях. Объективно оценивать свои поступки. Сохранить чувство собственного достоинства. Быть уверенным в себе | Надо воспитывать в себе выдержку. Надо уметь критически относиться к себе. Нельзя никогда изменять своим принципам. Необходимо много и постоянно работать над собой | Ответы: 1.Для того чтобы владеть собой, сохранять хладнокровие в любых ситуациях, надо воспитывать в себе выдержку. 2. Чтобы объективно оценивать свои поступки, надо уметь критически относиться к себе. 3. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, нельзя никогда изменять своим принципам. 4. Чтобы быть уверенным в себе, необходимо много и постоянно работать над собой. |
Результат: Формирование 2-уровня компетентности (5+4=9 баллов=»хор.») |
|
3-уровень (+3 балла) |
Теория 4 Синтез а)Задание на синтез (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему….., классифируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, состав ребус и т.д.) б) Сделай вывод. Обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д. | Запишите СПП, вставляя подходящие по смыслу союзы или союзные слова. Подчеркните грамматические основы. Определите тип придаточного. 1.То сердце не научится любить, … устало ненавидеть. Ответ: (Которое определительное).
2.Тёплая дружба и преданность становятся счастьем, … каждый понимает другого. Ответ: (Если-обстоятельственное условия).
3.Мудрость доброты заключается в том, … она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. Ответ: (Что-изъяснительное). |
Практика 6 Оценка (рефлексия). Вырази свое мнение по отношению к событием имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти |
Для чего в русском языке нужны придаточные обстоятельственные? Ответ: Придаточные обстоятельственные нужны для обогащения речи а также пояснения смысла главного предложения. |
Результат: Формирование 3-уровня компетентности (9+3=12 баллов =»отл.») = полной компетенции по данной теме |