СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Цель урока:создать условия для освоения понятия "придаточные изъяснительные". 

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»

Попкова Эльза Евгеньевна

МБОУ СОШ №64

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

Класс 9

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Тип урока: урок открытия нового знания

Базовый учебник : Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений (Л.А Тростенцова и др.: науч.ред. Н. М. Шанский).-М.:Просвещение 2016


Технологическая карта урока

Цель урока

Создать условия для изучения СПП с придаточным изъяснительным

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение «придаточные изъяснительные», отличать СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными определительными по структурным особенностям; выявить способы присоединения придаточного изъяснительного к главному. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа: определяющей роли родного языка вразвитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Метод проблемного изложения; частично поисковый метод; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы


Оборудование

Проектор

Наглядно-демонстрационный материал

распечатанные тексты, ключи для самопроверки

Основные понятия

Придаточные изъяснительные





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Формируемые компетенции

1.Мобилизующий момент. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Включение в деловой ритм. Корень учения гороек, да ….

Подготовка к работе

Корень учения горек, да плод его сладок

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Цель этапа: подготовить мышления учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии


Списать предложения, обозначить основы, определить тип придаточного

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.

Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть.

Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью.

Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе.

Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский)

Выполняют задание индивидуально: списывают, подчеркивают основы, определяют тип придаточных, обсуждают последнее предложение. (Оно отличается от определительных)

Отдельные обучающиеся выполняют задания на карточках. (Приложение)





Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

извлечение необходимой информации из текстов

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность,

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

учет разных мнений ,

использование критериев для обоснования своего суждения

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия ,

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения




коммуникативная

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Создаёт проблемную ситуацию. Вид каких предложений вы затруднились определить?

Учитель ведёт проблемный диалог:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные?

От какого слова в главном предложении задаётся вопрос к придаточному определительному?


При помощи чего придаточные определительные присоединяются к главному предложению?

Где по отношению к главному предложению может находиться придаточное определительное?

На какой вопрос отвечает придаточное в последнем предложении?

От какого слова в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?




Предполагается, что с данными предложениями испытывают затруднения.

Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский)

Вступают в проблемный диалог с учителем.

Пытаются дать названия таким предложениям, выдвигают версии названий, обосновывая их.

Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока.


Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации

постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций





4.Построение проекта – выхода из затруднения – открытие нового знания


Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.







Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить алгоритм определения СПП с придаточным изъяснительным, опираясь на материал параграфа 23.

Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи.

Цель: познакомиться с ….. предложениями, научиться их отличать от ….

Составляют план выхода из затруднения

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации

постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Регулятивные: планирование, прогнозирование волевая саморегуляция.

Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации.


5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще


Предлагает поработать в парах, используя алгоритм определения предложения с придаточным изъяснительным

1) внимательно читаем предложение;

2) находим грамматические основы


3) определяем, на какой вопрос отвечаю придаточные (если косвенных падежей – изъяснительное)


4)от какого слова задаётся вопрос к придаточному? (если от глагола –изъяснительное)


Работают в группах

Используют алгоритм –

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

Вопрос к придаточному изъяснительному задаётся от глагола со значением речи, мысли, чувства, действия в главном предложении.

Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов.

Придаточное изъяснительное по отношению к главному может находиться после главного предложения, перед главным предложением или внутри его

Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств



Регулятивные : волевая саморегуляция познавательная инициатива 


языковая

6. Первичное

закрепление нового материала


Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач




Устанавливает осознанность ситуации. Предлагает выполнить упражнение 117 (1-5 пр.)





Выполняют упр. 117 с проговариванием алгоритма способа действия вслух.


Регулятивные: самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные:выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.


Физкультминутка


Выполняют физические упражнения



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает выполнить упр.117 (6-13)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. упр.117 (6-13)


Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности.

самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,

что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.




8. Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Что нового я узнал

Чему я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что …

Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения.

Регулятивные: самооценка

лингвистическая

9 Домашнее задание

Домашнее задание

Упр.108, 119


Записывают домашнее задание







































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!