Базовый учебник : Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений (Л.А Тростенцова и др.: науч.ред. Н. М. Шанский).-М.:Просвещение 2016
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Формируемые компетенции |
1.Мобилизующий момент. Самоопределение к деятельности Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Включение в деловой ритм. Корень учения гороек, да …. | Подготовка к работе Корень учения горек, да плод его сладок | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии Цель этапа: подготовить мышления учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Списать предложения, обозначить основы, определить тип придаточного И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. Это был сильный стук, какой заставил всех вздрогнуть. Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью. Со стороны дома, откуда послышался громкий стук захлопнувшейся двери, нам навстречу шёл человек в низко надвинутой шляпе. Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) | Выполняют задание индивидуально: списывают, подчеркивают основы, определяют тип придаточных, обсуждают последнее предложение. (Оно отличается от определительных) Отдельные обучающиеся выполняют задания на карточках. (Приложение) | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений , использование критериев для обоснования своего суждения Регулятивные: выполнение пробного учебного действия , фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения | коммуникативная |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Создаёт проблемную ситуацию. Вид каких предложений вы затруднились определить? Учитель ведёт проблемный диалог: На какой вопрос отвечают придаточные определительные? От какого слова в главном предложении задаётся вопрос к придаточному определительному? При помощи чего придаточные определительные присоединяются к главному предложению? Где по отношению к главному предложению может находиться придаточное определительное? На какой вопрос отвечает придаточное в последнем предложении? От какого слова в главном предложении задаётся вопрос к придаточному? | Предполагается, что с данными предложениями испытывают затруднения. Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Вступают в проблемный диалог с учителем. Пытаются дать названия таким предложениям, выдвигают версии названий, обосновывая их. Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. | Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
4.Построение проекта – выхода из затруднения – открытие нового знания Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить алгоритм определения СПП с придаточным изъяснительным, опираясь на материал параграфа 23. | Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи. Цель: познакомиться с ….. предложениями, научиться их отличать от …. Составляют план выхода из затруднения | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ,подведение под поняти ,определение основной и второстепенной информации постановка и формулирование проблемы ,структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные: планирование, прогнозирование волевая саморегуляция. Коммуникативные: Речевое сотрудничество во время совместной деятельности, владение культурой аргументации. | |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Предлагает поработать в парах, используя алгоритм определения предложения с придаточным изъяснительным 1) внимательно читаем предложение; 2) находим грамматические основы 3) определяем, на какой вопрос отвечаю придаточные (если косвенных падежей – изъяснительное) 4)от какого слова задаётся вопрос к придаточному? (если от глагола –изъяснительное) | Работают в группах Используют алгоритм – Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Вопрос к придаточному изъяснительному задаётся от глагола со значением речи, мысли, чувства, действия в главном предложении. Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов. Придаточное изъяснительное по отношению к главному может находиться после главного предложения, перед главным предложением или внутри его | Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепочки рассуждения, доказательств Регулятивные : волевая саморегуляция познавательная инициатива | языковая |
6. Первичное закрепление нового материала Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Устанавливает осознанность ситуации. Предлагает выполнить упражнение 117 (1-5 пр.) | Выполняют упр. 117 с проговариванием алгоритма способа действия вслух. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные:выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. | |
Физкультминутка | | Выполняют физические упражнения | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает выполнить упр.117 (6-13) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. упр.117 (6-13) | Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности. самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | |
8. Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Что нового я узнал Чему я научился Где мне пригодятся полученные знания За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что … | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка | лингвистическая |
9 Домашнее задание | Домашнее задание Упр.108, 119 | Записывают домашнее задание | | |