СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с параллельным и последовательным подчинением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчинённые предложения с параллельным и  последовательным подчинением/

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с параллельным и последовательным подчинением»

Тринадцатое марта  Классная работа  Сложноподчинённые предложения с параллельным и последовательным подчинением Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1»

Тринадцатое марта Классная работа Сложноподчинённые предложения с параллельным и последовательным подчинением

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

В сложноподчинённых предложениях с   параллельным (неоднородным) подчинением   все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению.  ( Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). 1 - е придаточное отвечает на вопрос ( Когда? ) со значением времени;   2 - е отвечает на вопрос ( Что? ) — изъяснительное.
  • В сложноподчинённых предложениях с   параллельным (неоднородным) подчинением   все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению.
  • ( Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
  • 1 - е придаточное отвечает на вопрос ( Когда? ) со значением времени;   2 - е отвечает на вопрос ( Что? ) — изъяснительное.
Параллельными будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся  к разным словам   в общем главном предложении. [Не поймёшь сразу, (Что?) (чем пахнет майское утро), но чувствуешь], (Что?) (что необыкновенно счастлив). Оба придаточных — изъяснительные, но они относятся к разным словам главного предложения.
  • Параллельными будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся  к разным словам   в общем главном предложении.
  • [Не поймёшь сразу, (Что?) (чем пахнет майское утро), но чувствуешь], (Что?) (что необыкновенно счастлив).
  • Оба придаточных — изъяснительные, но они относятся к разным словам главного предложения.
В сложноподчинённых предложениях  с последовательным подчинением   1 -е придаточное относится к главному,  2 -е придаточное — к  1 -му,  3 -е — ко  2 -му и т. д.  [ Володя возвращался домой в том приподнятом настроении], (Каком?) (когда он знает), (Что?) (что победил в себе слабость). [   ] , ← ( 1  когда... ), ← ( 2  что... ).
  • В сложноподчинённых предложениях  с последовательным подчинением   1 -е придаточное относится к главному,  2 -е придаточное — к  1 -му,  3 -е — ко  2 -му и т. д.
  • [ Володя возвращался домой в том приподнятом настроении], (Каком?) (когда он знает), (Что?) (что победил в себе слабость).
  • [   ] , ← ( 1  когда... ), ← ( 2  что... ).
При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово .  [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
  • При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово .
  • [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
Запятая ставится между союзами / союзными словами только в том случае, если после второго придаточного не стоит указательное слово   то . Если указательное слово   то   стоит, то запятая между союзами / союзными словами не ставится . ср.: [ Слепой знал],   1 (что,   2 ( если он протянет руку в окно ), __   с кустов посыплется роса). — [Слепой знал],   1 ( что   2 ( если он протянет руку в окно),   то   с кустов посыплется роса).
  • Запятая ставится между союзами / союзными словами только в том случае, если после второго придаточного не стоит указательное слово   то .
  • Если указательное слово   то   стоит, то запятая между союзами / союзными словами не ставится .
  • ср.: [ Слепой знал],   1 (что,   2 ( если он протянет руку в окно ), __   с кустов посыплется роса). — [Слепой знал],   1 ( что   2 ( если он протянет руку в окно),   то   с кустов посыплется роса).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны   комбинации  связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т. д. [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов). Параллельное и однородное подчинение.
  • В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны   комбинации  связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т. д.
  • [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов).
  • Параллельное и однородное подчинение.
Докажи, что данные предложения — с последовательным подчинением.  «Бывают случаи, когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние, так как сливается с другими книгами, ей подобными».   [Бывают случаи], ( Какие ?) (когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние), ( По какой причине ?), (так как сливается с другими книгами, ей подобными).
  • Докажи, что данные предложения — с последовательным подчинением.

  • «Бывают случаи, когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние, так как сливается с другими книгами, ей подобными».
  •  
  • [Бывают случаи], ( Какие ?) (когда мирно стоящая на полке книга теряет своё обаяние), ( По какой причине ?), (так как сливается с другими книгами, ей подобными).
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён. Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка.
  • Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён.
  • Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка.
Докажи, что данные предложения — с параллельным подчинением. Если придаточные относятся к разным словам главного предложения, то вписывай только те слова, к которым относятся придаточные. «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное» [я чувствую], ( При каком условии ?) (когда у меня в руках новая книга); [я чувствую], ( Что ?) (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
  • Докажи, что данные предложения — с параллельным подчинением. Если придаточные относятся к разным словам главного предложения, то вписывай только те слова, к которым относятся придаточные.
  • «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное»
  • [я чувствую], ( При каком условии ?) (когда у меня в руках новая книга);
  • [я чувствую], ( Что ?) (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
Если вы не поможете мне, то я не знаю, что мне делать.  Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему летний тёплый воздух недвижим.
  • Если вы не поможете мне, то я не знаю, что мне делать.

  • Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймёшь, почему летний тёплый воздух недвижим.
Измени предложение таким образом, чтобы запятая при стечении союзов не ставилась и наоборот. Не забудь о знаках препинания! У моего двоюродного брата Мишки такой характер], (что (если уж ему что-нибудь втемяшится в голову), то он доведёт дело до конца). — [У моего двоюродного брата Мишки такой характер], (что, (если уж ему что-нибудь втемяшится в голову), он доведёт дело до конца.
  • Измени предложение таким образом, чтобы запятая при стечении союзов не ставилась и наоборот. Не забудь о знаках препинания!
  • У моего двоюродного брата Мишки такой характер], (что (если уж ему что-нибудь втемяшится в голову), то он доведёт дело до конца). —
  • [У моего двоюродного брата Мишки такой характер], (что, (если уж ему что-нибудь втемяшится в голову), он доведёт дело до конца.
Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, то зверь тревожно нюхал воздух. Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо.
  • Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, то зверь тревожно нюхал воздух.
  • Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо.
Тренировочные упражнения У.273

Тренировочные упражнения

  • У.273
Дома У.284 (у), 283 письм.

Дома

  • У.284 (у), 283 письм.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!