ВСЯКИЙ ТРУД ВАЖЕН, ИБО ОБЛАГОРАЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА. ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН СТАРАТЬСЯ ДЕЛАТЬ СВОЁ ДЕЛО ХОРОШО, ТАК КАК УСПЕХ В УЧЁБЕ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ УЧИТЕЛЯ, НО И ВО МНОГОМ ОТ САМОГО УЧЕНИКА.
«НА СВЕТЕ НИ ЕДИНОМУ УМУ, ИМЕВШЕМУ УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРЫТЬ, ГЛАЗА НЕ УДАЛОСЬ ОТКРЫТЬ ТОМУ, КТО САМ НЕ СОБИРАЛСЯ ИХ ОТКРЫТЬ»
( Губерман)
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
ЭПИГРАФ урока:
«ЕСЛИ ТЫ СУМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ СЕБЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОИСТИНЕ МУДР» Антуан де Сент Экзюпери
Цель урока: _познакомиться с придаточными цели, их ролью в предложении; научиться правильно находить придаточные цели, задавать вопрос, составлять схему предложения;
- воспитывать дружеские отношения к окружающим людям.
Ход урока:
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ:
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, то ставите =1, если не согласны -0.
1 Простые предложения в сложноподчинённом предложении связаны подчинительной связью.
2 Для определения типа придаточного предложения нужно задать вопрос от придаточного к главному.
3 В предложении Ночью фонарь ярко освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный куст настурции. (подчёркнутые слова являются обстоятельством)
4 Обстоятельства отвечают на вопрос: какой, чей
5 Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
Прочитайте притчу.
- Человек рождён, чтобы жить на земле, - изрёк мудрец.
Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрец почесал затылок и внёс поправку:
- Человек рождён, чтобы жить на земле и на воде.
Человек сделал самолёт и поднялся в воздух.
- Человек рождён, чтобы жить и на земле, и на воде, и в воздухе, - уточнил мудрец.
Человек отправился в космос, где нет ни земли, ни воды, ни воздуха. И начал двигаться в пустоте. Разобиженный мудрец, на изречения которого уже никто не обращал внимания, подал в отставку.
Чтобы добиться цели в жизни, никогда не нужно ограничивать свои возможности.
В каком предложении заложена основная мысль притчи?
Дайте характеристику предложения. Определите тип придаточного предложения.
Записываем предложение, расставляем запятые, определяем тип придаточного предложения, чертим схему.
1 Чтобы сделать что –нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
2 Мы ходим в школу для того чтобы получить знания.
3 Кто – то обязан рискнуть собой чтобы выручить всех.
4 Любовь к труду необходима чтобы построить свободную счастливую жизнь.
5 Чтобы стать образованным человеком надо упорно заниматься.
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТА:
Графическая работа (прочитать отрывки из поэтических произведений, выделяя предложения с придаточным цели, составляя схемы)
1.Цель наша – правду отстоять,
Мир для людей,
Чтоб увидала каждая мать
Счастье своих детей. (С.Михалков)
2. Чтоб свободно и радостно жил человек,
Укрепляем мы нашу Отчизну. ( Е.Долматовский)
3. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. и день, и ночь. (Н Заболоцкий)
4. Если жизнь полюбил душой,
Если смерть невзлюбил навек,
Значит, ты человек большой,
Бессмертный ты человек. ( Г.Люшкин )
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Определить тип придаточного в сложноподчинённом предложении.
1 Грош цена человеку, который не сможет сломить дурную привычку.
2. Я читала, что бессмертны души.
3. Не место красит человека, а человек место.
4. Не мил и свет, если друга нет.
5. Когда существует справедливость, нет места клевете.
6. Правда и в огне не горит , и в воде не тонет.
7. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.
ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Пока не знаешь – молчи» и объясните смысл заветов автора. В объяснении употребляйте придаточные условия и цели.
Пока не знаешь - молчи
Пока не знаешь – молчи.
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком быть – ты пятерых побори и пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять врагов твоих, знай,
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись.
К беде пороки ведут.
Добро увидев – о нём
Ты помни ночью и днём.
Коль с детства книги читать –
Умным сможешь ты стать.
Не унывай, моловер!
Бери с великих пример.
Не говори: « Я не тот!»
Учись и знанье придёт.
Никто не сможет помочь,
Коль ты, чуть вспыхнув, погас.
Учись не день и не час –
И будешь знаньем богат,
А знанье истинный клад.
д.з. Написать сочинение – миниатюру (70-80 слов) «Какого человека я считаю одарённым» ИЛИ «Настоящий человек. Каков он?»