СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет узнать и понять  тему урока

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение с придаточным цели»

ВСЯКИЙ ТРУД ВАЖЕН, ИБО ОБЛАГОРАЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА. ШКОЛЬНИК ДОЛЖЕН СТАРАТЬСЯ ДЕЛАТЬ СВОЁ ДЕЛО ХОРОШО, ТАК КАК УСПЕХ В УЧЁБЕ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ УЧИТЕЛЯ, НО И ВО МНОГОМ ОТ САМОГО УЧЕНИКА.

«НА СВЕТЕ НИ ЕДИНОМУ УМУ, ИМЕВШЕМУ УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРЫТЬ, ГЛАЗА НЕ УДАЛОСЬ ОТКРЫТЬ ТОМУ, КТО САМ НЕ СОБИРАЛСЯ ИХ ОТКРЫТЬ»

( Губерман)



































Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.



ЭПИГРАФ урока:

«ЕСЛИ ТЫ СУМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ СЕБЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОИСТИНЕ МУДР» Антуан де Сент Экзюпери

Цель урока: _познакомиться с придаточными цели, их ролью в предложении; научиться правильно находить придаточные цели, задавать вопрос, составлять схему предложения;

- воспитывать дружеские отношения к окружающим людям.

Ход урока:

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, то ставите =1, если не согласны -0.

1 Простые предложения в сложноподчинённом предложении связаны подчинительной связью.

2 Для определения типа придаточного предложения нужно задать вопрос от придаточного к главному.

3 В предложении Ночью фонарь ярко освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный куст настурции. (подчёркнутые слова являются обстоятельством)

4 Обстоятельства отвечают на вопрос: какой, чей

5 Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

Прочитайте притчу.

- Человек рождён, чтобы жить на земле, - изрёк мудрец.

Человек бросился в воду и научился плавать. Мудрец почесал затылок и внёс поправку:

- Человек рождён, чтобы жить на земле и на воде.

Человек сделал самолёт и поднялся в воздух.

- Человек рождён, чтобы жить и на земле, и на воде, и в воздухе, - уточнил мудрец.

Человек отправился в космос, где нет ни земли, ни воды, ни воздуха. И начал двигаться в пустоте. Разобиженный мудрец, на изречения которого уже никто не обращал внимания, подал в отставку.

Чтобы добиться цели в жизни, никогда не нужно ограничивать свои возможности.

В каком предложении заложена основная мысль притчи?

Дайте характеристику предложения. Определите тип придаточного предложения.

Записываем предложение, расставляем запятые, определяем тип придаточного предложения, чертим схему.

1 Чтобы сделать что –нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.

2 Мы ходим в школу для того чтобы получить знания.

3 Кто – то обязан рискнуть собой чтобы выручить всех.

4 Любовь к труду необходима чтобы построить свободную счастливую жизнь.

5 Чтобы стать образованным человеком надо упорно заниматься.

ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТА:

Графическая работа (прочитать отрывки из поэтических произведений, выделяя предложения с придаточным цели, составляя схемы)

1.Цель наша – правду отстоять,

Мир для людей,

Чтоб увидала каждая мать

Счастье своих детей. (С.Михалков)


2. Чтоб свободно и радостно жил человек,

Укрепляем мы нашу Отчизну. ( Е.Долматовский)


3. Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь. и день, и ночь. (Н Заболоцкий)


4. Если жизнь полюбил душой,

Если смерть невзлюбил навек,

Значит, ты человек большой,

Бессмертный ты человек. ( Г.Люшкин )

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Определить тип придаточного в сложноподчинённом предложении.

1 Грош цена человеку, который не сможет сломить дурную привычку.

2. Я читала, что бессмертны души.

3. Не место красит человека, а человек место.

4. Не мил и свет, если друга нет.

5. Когда существует справедливость, нет места клевете.

6. Правда и в огне не горит , и в воде не тонет.

7. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.

ПРОЧТИТЕ ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «Пока не знаешь – молчи» и объясните смысл заветов автора. В объяснении употребляйте придаточные условия и цели.

Пока не знаешь - молчи

Пока не знаешь – молчи.

Пока блуждаешь – молчи.

В бесцельных днях и ночи

Пустых забав не ищи.

Чтоб человеком быть – ты пятерых побори и пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство –

Вот пять врагов твоих, знай,

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд –

Вот пять друзей, согласись.

К беде пороки ведут.

Добро увидев – о нём

Ты помни ночью и днём.

Коль с детства книги читать –

Умным сможешь ты стать.

Не унывай, моловер!

Бери с великих пример.

Не говори: « Я не тот!»

Учись и знанье придёт.

Никто не сможет помочь,

Коль ты, чуть вспыхнув, погас.

Учись не день и не час –

И будешь знаньем богат,

А знанье истинный клад.

д.з. Написать сочинение – миниатюру (70-80 слов) «Какого человека я считаю одарённым» ИЛИ «Настоящий человек. Каков он?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!