СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

  Тема:  Сложноподчиненные предложения  с придаточными определительными

Тема: Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными

Цели: изучить строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, производить их синонимическую замену; развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • Цели:
  • изучить строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными; уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, производить их синонимическую замену;
  • развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.
. Виды придаточных предложений в СПП Определительные Обстоятельственные Изъяснительные

.

Виды придаточных предложений в СПП

Определительные

Обстоятельственные

Изъяснительные

Сложноподчиненное предложения с придаточными определительными (поясняют (определяют) имя существительное или местоимение).    1. Вопросы:   придаточные определительные отвечают на вопросы определения:   какой? чей? 2. Главное слово:   придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному   существительным . 3. Средства связи:   придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи   союзных слов   который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно)   указательные слова :  тот, этот, такой   и др., выполняющие функцию определения в главном предложении. 4. Место придаточного:   придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

Сложноподчиненное предложения с придаточными определительными (поясняют (определяют) имя существительное или местоимение).

 

1. Вопросы:   придаточные определительные отвечают на вопросы определения:   какой? чей?

2. Главное слово:   придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному   существительным .

3. Средства связи:   придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи   союзных слов   который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно)   указательные словатот, этот, такой   и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного:   придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

1.  Комната   [какая?],   в которую  вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.   [сущ., ( в которую  – союз. слово), ].  2 . Давайте помечтаем, например ,  о той жизни   [о какой?], какая  будет после нас, лет через двести-триста. [сущ. + указ. слово], ( какая  – союз. слово)  3. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?] ,   когда  он начал писать свои первые прелестные сказки . [сущ. + указ. слово], ( когда  – союз. слово)

1. Комната   [какая?],   в которую  вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.  

[сущ., ( в которую  – союз. слово), ].

2 . Давайте помечтаем, например о той жизни   [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста.

[сущ. + указ. слово], ( какая  – союз. слово)

3. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?] ,   когда  он начал писать свои первые прелестные сказки .

[сущ. + указ. слово], ( когда  – союз. слово)

Обратите внимание!!! 1)  Придаточные определительные прикрепляются к главному  только  при помощи  союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное ! У Слободкина возникло  ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве – от существительного  ощущение  можно задать два вопроса:  ощущение какое?   и  ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз  будто . 2)  В придаточном определительном союзные слова  когда, где, куда, откуда, кто, что  можно заменить союзным словом  который . Забрались в такие заросли,  где  одни волки водились  (А.Н. Толстой). –  Забрались в такие заросли,  в которых  одни только волки водились.

Обратите внимание!!!

  • 1)  Придаточные определительные прикрепляются к главному  только  при помощи  союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное ! У Слободкина возникло  ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве – от существительного  ощущение  можно задать два вопроса:  ощущение какое?   и  ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз  будто .
  • 2)  В придаточном определительном союзные слова  когда, где, куда, откуда, кто, что  можно заменить союзным словом  который .
  • Забрались в такие заросли,  где  одни волки водились  (А.Н. Толстой). –  Забрались в такие заросли,  в которых  одни только волки водились.
Местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом. Например:   Кто  жил и мыслил , тот  не может в душе не презирать людей ...  (А. Пушкин) - ( Кто ), [местоимение   ].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом.

Например:   Кто жил и мыслил , тот  не может в душе не презирать людей ...  (А. Пушкин) - ( Кто ), [местоимение   ].

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна

1. Союзное слово  который  в именительном падеже: Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

Замена невозможна

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога: Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

1.Союзное слово  который   в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием): Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

3. Союзное слово  который  в родительном падеже при глаголе с отрицанием: Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

2. Союзное слово  который  + глагол в будущем времени : Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово  который  + глагол в условном наклонении : Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово  который  соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное : Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Замените причастные обороты придаточными. 1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, об..спечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый  тип   этикета, рождающийся   на    наших глазах     3.  Молодому пок..лению предстоит разв..вать правила сетевого этикета, сложившегося к   нашему   времени. 4. Сетевой   этикет   должен  отв..чать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации  и др. 

Замените причастные обороты придаточными.

1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, об..спечивающие бесконфликтное общение людей.

2. Это новый  тип   этикета, рождающийся   на    наших глазах   

3.  Молодому пок..лению предстоит разв..вать правила сетевого этикета, сложившегося к   нашему   времени.

4. Сетевой   этикет   должен  отв..чать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!