СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненное предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение синтаксиса сложного предложения  находится в тесной связи с изучением пунктуации. Данная разработка предназначена для обучающихся 9-х классов с целью закрепления и обобщения знаний по разделу сложноподчиненные  предложения.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение»

Петрушкова Елизавета Михайловна , учитель I категории  п. Нижегородец. 2014 год

Петрушкова Елизавета Михайловна ,

учитель I категории

п. Нижегородец.

2014 год

Пояснительная записка.    Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе.  Изучение синтаксиса сложного предложения находится в тесной связи с изучением пунктуации. Прежде чем выполнять упражнения в расстановке знаков препинания, учащиеся должны основательно усвоить соответствующие синтаксические сведения: ССП, СПП, БСП.  В курсе русского языка 9 класса изучается 4 раздела синтаксиса: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». На сложноподчиненные предложения отводится самое большое количество уроков. Особую трудность представляет раздел «Сложноподчиненное предложение». Ученики не всегда видят место придаточного в СПП, и вследствие этого –возникает трудность в постановке знаков препинания. Девятиклассникам знания о СПП необходимы для того, чтобы успешно сдать ГИА . Пунктуационная грамотность – одна из составляющих общей грамотности человека.

Пояснительная записка.

  • Важнейшими разделами школьного курса русского языка являются синтаксис и пунктуация, изучением которых завершается программа в основной школе.
  • Изучение синтаксиса сложного предложения находится в тесной связи с изучением пунктуации. Прежде чем выполнять упражнения в расстановке знаков препинания, учащиеся должны основательно усвоить соответствующие синтаксические сведения: ССП, СПП, БСП.
  • В курсе русского языка 9 класса изучается 4 раздела синтаксиса: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». На сложноподчиненные предложения отводится самое большое количество уроков.
  • Особую трудность представляет раздел «Сложноподчиненное предложение». Ученики не всегда видят место придаточного в СПП, и вследствие этого –возникает трудность в постановке знаков препинания.
  • Девятиклассникам знания о СПП необходимы для того, чтобы успешно сдать ГИА .
  • Пунктуационная грамотность – одна из составляющих общей грамотности человека.
УМК.  Учебно-методический комплекс   Программа по русскому языку.  5-9 классы. Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. Москва.  Дрофа. 2010 год.    Учебник «Русский язык» под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М.Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А.Леканта.  Москва. Дрофа. 2011 год.

УМК. Учебно-методический комплекс Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. Москва. Дрофа. 2010 год. Учебник «Русский язык» под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М.Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А.Леканта. Москва. Дрофа. 2011 год.

Цель: формирование знаний о видах  придаточных в сложноподчиненных предложениях.  Задачи раздела: Познавательные: научить  определять вид придаточного в СПП, находить границы и место придаточного и главного предложений, правильно ставить знаки препинания. Развивающие: использовать СПП различных видов в речи, конструировать СПП по схеме. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, любовь к языку как национальному достоянию.

Цель: формирование знаний о видах придаточных в сложноподчиненных предложениях. Задачи раздела:

Познавательные: научить определять вид придаточного в СПП, находить границы и место придаточного и главного предложений, правильно ставить знаки препинания.

Развивающие: использовать СПП различных видов в речи, конструировать СПП по схеме.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, любовь к языку как национальному достоянию.

Система знаний по теме.   Общая характеристика СПП. Классификация СПП . Средства синтаксической связи в СПП. Пунктуация в СПП. Использование СПП в речи. Место придаточного предложения по отношению к главному. Алгоритм решения пунктуационных задач. Навыки самостоятельной работы с научной литературой.

Система знаний по теме.

  • Общая характеристика СПП.
  • Классификация СПП .
  • Средства синтаксической связи в СПП.
  • Пунктуация в СПП.
  • Использование СПП в речи.
  • Место придаточного предложения по отношению к главному.
  • Алгоритм решения пунктуационных задач.
  • Навыки самостоятельной работы с научной литературой.
Психолого -педагогическое восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.  У девятиклассников наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, аналогия, обобщение и др., устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления, они анализируют операции, которые производят.  Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение.   Мотивация учащихся связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию и самовоспитанию. Они задумываются над возможностями интеллектуального роста.  В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или техникум и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.

Психолого -педагогическое восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

У девятиклассников наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, аналогия, обобщение и др., устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления, они анализируют операции, которые производят.

Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Мотивация учащихся связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию и самовоспитанию. Они задумываются над возможностями интеллектуального роста.

В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или техникум и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.

Ожидаемые результаты.   Употребление СПП в речи; Определять СПП в текстах разных стилей (публицистическом, научном, художественном, (например, в банке заданий ГИА –В8,В9)) Выразительно, грамотно читать СПП ; Ясно, точно излагать свои мысли, используя в своей речи СПП с разными видами придаточных предложений. Определять виды СПП предложений; Правильно расставлять знаки препинания в СПП; Конструировать предложения по схеме.

Ожидаемые результаты.

Употребление СПП в речи; Определять СПП в текстах разных стилей (публицистическом, научном, художественном, (например, в банке заданий ГИА –В8,В9))

Выразительно, грамотно читать СПП ;

Ясно, точно излагать свои мысли, используя в своей речи СПП с разными видами придаточных предложений.

Определять виды СПП

предложений;

Правильно расставлять знаки препинания в СПП;

Конструировать предложения по схеме.

Технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся Информационно -коммуникационные  Кроссворд Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.  Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где ( отвечая на вопрос какой?)  Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.  Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии?  Развивающие технологии Личностно-ориентированные технологии

Технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся

Информационно -коммуникационные

Кроссворд

  • Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
  • Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где ( отвечая на вопрос какой?)
  • Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
  • Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии?

Развивающие технологии

Личностно-ориентированные технологии

Методы Формы Наглядные  Практические Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. Работа в группах Ответ у доски

Методы

Формы

Наглядные

Практические

Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.

Работа в группах

Ответ у доски

Мониторинг   Вид работы Количество учеников Входная диагностика 18 Получили «5» Тестирование Получили «4» 16 3 4 Качество знаний 3 40% Уровень обученности 4 92% 44% 100% Вывод: идет увеличение качества знаний по разделу.

Мониторинг

Вид работы

Количество учеников

Входная диагностика

18

Получили

«5»

Тестирование

Получили

«4»

16

3

4

Качество знаний

3

40%

Уровень обученности

4

92%

44%

100%

Вывод: идет увеличение качества знаний по разделу.

 Литература  Васильева Е.Е. Открытые уроки по курсу «Русский язык 5-11 классы». М.2008 г. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. 9 класс под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа. Москва.2000. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл., 10-11 кл. /сост. Е.И. Харитонова .-М.: Дрофа, 2008-222 с. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос.  5. Ресурсы Интернет:  5. Ресурсы Интернет: http://festival.1september.ru/ ; http://school-collection.edu.ru/ http://festival.1september.ru/ ; http://school-collection.edu.ru/ 6. Шипицина Г.М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Кн.для учителя – М.: Просвещение:Учеб.лит.1997.

Литература

  • Васильева Е.Е. Открытые уроки по курсу «Русский язык 5-11 классы». М.2008 г.
  • Методические рекомендации к учебнику Русский язык. 9 класс под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа. Москва.2000.
  • Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл., 10-11 кл. /сост. Е.И. Харитонова .-М.: Дрофа, 2008-222 с. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос.

5. Ресурсы Интернет:

  • 5. Ресурсы Интернет:
  • http://festival.1september.ru/ ; http://school-collection.edu.ru/
  • http://festival.1september.ru/ ;
  • http://school-collection.edu.ru/

6. Шипицина Г.М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Кн.для учителя – М.: Просвещение:Учеб.лит.1997.

Календарно- тематическое планирование. № 1 Тема урока 1 Кол. часов Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). 2 1 Виды сложноподчинённых предложений. 3 2 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 4 1 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 5 6 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, обстоятельственными места. 1 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени. 1 7 1 Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.  8 1 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. 9 1 Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия. 10 11 12 2 Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Систематизация и обобщение по теме «Виды придаточных предложений». Тестирование по теме «Сложноподчиненные предложения» 1 1 1

Календарно- тематическое планирование.

1

Тема урока

1

Кол.

часов

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

2

1

Виды сложноподчинённых предложений.

3

2

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

4

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

5

6

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, обстоятельственными места.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.

1

7

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

8

1

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

9

1

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.

10

11

12

2

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Систематизация и обобщение по теме «Виды придаточных предложений».

Тестирование по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

1

1

Схема сложного предложения Сложное  предложение союзное бессоюзное Сложно- сочиненное Сложно- подчиненное

Схема сложного предложения

Сложное

предложение

союзное

бессоюзное

Сложно-

сочиненное

Сложно-

подчиненное

Сложные предложения союзные бессоюзные ? сочинительные союзы подчинительные союзы и союзные слова ? ССП СПП ? обстоятельственные определительные ? Где? Когда? Как? … изъяснительные ? ? Какой? Чей? ?  ? косв. падежей

Сложные предложения

союзные

бессоюзные

?

сочинительные союзы

подчинительные союзы

и союзные слова

?

ССП

СПП

?

обстоятельственные

определительные

?

Где? Когда? Как? …

изъяснительные

?

?

Какой? Чей?

?

? косв. падежей

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически. [ ] , ( ) . ( ) , [ ] . ( ) , [ ] , ( ) . [ ] , ( ) , ( ) . ( ) , ( ) , [ ] .

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.

[ ] , ( ) .

( ) , [ ] .

( ) , [ ] , ( ) .

[ ] , ( ) , ( ) .

( ) , ( ) , [ ] .

Виды придаточных предложений (по значению и строению) Придаточные изъяснительные Придаточные определительные Придаточные обстоятельственные:   Придаточные времени   Придаточные места   Придаточные причины   Придаточные цели   Придаточные образа действия и степени   Придаточные следствия   Придаточные сравнения   Придаточные условия   Придаточные уступки

Виды придаточных предложений (по значению и строению)

  • Придаточные изъяснительные
  • Придаточные определительные
  • Придаточные обстоятельственные:

Придаточные времени

Придаточные места

Придаточные причины

Придаточные цели

Придаточные образа действия и степени

Придаточные следствия

Придаточные сравнения

Придаточные условия

Придаточные уступки

ГИА ( открытый банк заданий) (1 )… (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6)… стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.   1)    2)  сложноподчинённое   3)  простое осложнённое сложное бессоюзное   4)  сложносочинённое

ГИА ( открытый банк заданий)

(1 )… (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6)… стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

  1) 

  2) 

сложноподчинённое

  3) 

простое осложнённое

сложное бессоюзное

  4) 

сложносочинённое

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах.

Работа у доски .

Работа у доски .

Практические работы.

Практические работы.

КАРТОЧКА 1

Расставить знаки препинания, построить схемы .

1.Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.

2.Река по которой мы плыли была весьма широкой.

3.Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.

4.Мы вышли к реке когда начался дождь.

5.Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.

Карточка 2

 

Установите соответствие:

1.Придаточное поясняет имя существительное или местоимение главной части. (Б)

2.Придаточное поясняет сказуемое главной части. (Г)

3.Придаточное обозначает место, время, цель, причину, образ действия, условие и т.д. (А)

4.К придаточному нельзя поставить вопрос. (В)

5.Придаточное присоединяется к главной части только при помощи союзных слов. (Б)

6.Передается косвенная речь. (Г)

7.Придаточное содержит дополнительное, добавочное сообщение по содержанию

главной части. (В)

8.Придаточное всегда стоит после определяемого слова. (Б)

9.Без этих придаточных предложения были бы неполными. (Г)

А) Придаточное обстоятельственное

Б) Придаточное определительное

В) Придаточное присоединительное

Г) Придаточное изъяснительное

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!