СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненное предложение (урок-практикум)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется на уроках изучения сложноподчиненного предложения в 9 классах, а также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненное предложение (урок-практикум)»

 Сложносочиненное предложение  ПРАКТИКУМ  9 КЛАСС

Сложносочиненное предложение

ПРАКТИКУМ

9 КЛАСС

2 3 4 Синтаксическая разминка 1 15 5 6 14 13 7 12 8 11 9 10

2

3

4

Синтаксическая разминка

1

15

5

6

14

13

7

12

8

11

9

10

1. Определите тип предложения:  Грядущие годы таятся во мгле,  Но вижу твой жребий на светлом челе.

1. Определите тип предложения:

  • Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
2. Определите тип предложения:  Люблю немолчный говор твой  И поэтические слезы.

2. Определите тип предложения:

  • Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
3. Определите тип предложения: Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

3. Определите тип предложения:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 4. Определите тип предложения:   Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.

4. Определите тип предложения:

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

5. Определите тип предложения:  Луна сияла , июльская ночь была тиха.

5. Определите тип предложения:

Луна сияла , июльская ночь была тиха.

Ответ на 1 вопрос ССП

Ответ на 1 вопрос

  • ССП
Ответ на 2 вопрос  ПП

Ответ на 2 вопрос

  • ПП
Ответ на 3 вопрос  ССП

Ответ на 3 вопрос

  • ССП
Ответ на 4 вопрос СПП

Ответ на 4 вопрос

  • СПП
Ответ на 5 вопрос БСП

Ответ на 5 вопрос

  • БСП
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Сложное предложение Сложносочиненное предложение Пунктуация

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Сложное предложение
  • Сложносочиненное предложение
  • Пунктуация
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина  и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

В этих сложносочиненных предложениях выражается:

А) одновременность

Б) последовательность

В) причина

и

да (=и)

ни…ни

тоже

также

не только – но и

как – так и

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами   то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли    В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

то…то

или (иль)

либо

не то…не то

то ли…то ли

В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:

А) чередование

Б) взаимоисключения

Сложносочиненные предложения с противительными союзами   В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому а но да (=но) однако зато же только (= но)

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому

а

но

да (=но)

однако

зато

же

только (= но)

Практикум  1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.   (1 балл за каждое предложение) 2. Начертите схемы предложений.  (1 балл за каждое предложение)

Практикум

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.

(1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений.

(1 балл за каждое предложение)

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.   Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
  • То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
  • Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.  4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения

Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения

Проверка Ни [ - = ] , ни [ = ].  2.  5. 3 .  [ = - ] , да [ = -].  Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Проверка

Ни [ - = ] , ни [ = ].

2.

5.

3 .

[ = - ] , да [ = -].

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

6. [ - = ] , зато [ = ]. 1. 4. То [ = - ] , то [ = - ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ].

6. [ - = ] , зато [ = ].

1.

4.

То [ = - ] , то [ = - ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например:  Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

Например:

Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба

Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл)  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Расставьте знаки препинания

1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл)

2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)

3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль То светило солнце, то шел дождь. (1балл)  На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль

  • То светило солнце, то шел дождь. (1балл)
  • На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  • Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
Объясните В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Объясните

  • В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
В сложносочиненном предложении запятая не ставится: Если его части объединены общим второстепенным членом. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.  Это кто такие и что им надобно?  Как хороша эта девушка и как она умна!  Гармонь, играй и веселитесь, люди!

В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

  • Если его части объединены общим второстепенным членом.
  • Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Это кто такие и что им надобно?

Как хороша эта девушка и как она умна!

Гармонь, играй и веселитесь, люди!

В каком предложении запятая  не нужна? Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?

В каком предложении запятая не нужна?

  • Становилось жарко и я поспешил домой.
  • Сумерки приближались и надо было торопиться.
  • Вот крик и снова все затихло.
  • От кого письмо и что в нем сообщается?
ТЕСТ

ТЕСТ

 1. Найдите сложное предложение   А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

1. Найдите сложное предложение

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

2. Найдите, в каком примере  части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили.   Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Г. Солнышко село и зорька погасла.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены)

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Взаимоконтроль В Б Б Б Б

Взаимоконтроль

  • В
  • Б
  • Б
  • Б
  • Б
Мой результат –моя оценка   Сумма ваших баллов за урок? «5» - 22 -26 баллов «4» - 17-21 балл «3» - 12-16 баллов

Мой результат –моя оценка

Сумма ваших баллов за урок?

  • «5» - 22 -26 баллов
  • «4» - 17-21 балл
  • «3» - 12-16 баллов
Домашнее задание 1 уровень – упражнение 66 2 уровень - упражнение 64 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения

Домашнее задание

  • 1 уровень – упражнение 66
  • 2 уровень - упражнение 64
  • 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!