СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение сил. Равнодействующая сила.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме"Сложение сил. Равнодействующая сила". Разработка помогает объяснить основные принципы сложения сил, правила нахождения равнодействующей силы.

Просмотр содержимого документа
«Сложение сил. Равнодействующая сила.»

.Тема урока: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Цели и задачи урока:

Образовательные: Закрепить представление учащихся о силе, как о векторной величине. Рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по одной прямой в одну или в противоположные стороны. Ввести понятие равнодействующей. Сформировать умение применять понятие равнодействующей силы. Выявить уровень усвоение темы. Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.

Развивающие: Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; работать над формированием умений наблюдать и объяснять физические явления, выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях. Учить выделять признаки сходства в описании явлений, анализировать ситуацию, проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося применению имеющихся знаний в различных ситуациях.

Воспитательные: Содействовать формированию мировоззренческой идеи познания явлений и свойств окружающего мира. Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств: самостоятельность, ответственное отношение к учёбе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений.

План урока:

  1. Организационный момент -1мин.

  2. Постановка темы и целей урока – 2мин.

  3. Актуализация и проверка знаний учащихся – 8мин.

  4. Изучение нового материала - 10мин.

  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 3мин.

  6. Физкультминутка - 1мин.

  7. Закрепление изученного материала - 12мин.

  8. Домашнее задание – 1мин.

  9. Подведение итогов -1мин.

  10. Рефлексия -1мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проследить за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места; напоминаю общие требования готовности к уроку; эмоционально настроить учащихся на предстоящее занятие.)

Учитель: Наш урок я начну с таких слов:

Владея опытом естественных наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире,

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И понимание человеческое шире.

II. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Мы с вами знаем, что на тело может действовать одновременно несколько сил. Какая же сила тогда является причиной движения или покоя тела. Вот её нам и предстоит сегодня изучить.Тема урока: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.(Цели урока определяют ученики) Цели: Определение равнодействующей, обозначение, правила нахождения числового значения и направления, определение точки приложения, графическое изображение равнодействующей. Решение задач по теме.

III.Актуализация и проверка знаний учащихся.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок. К какому литературному произведению он выполнен? (к басне Крылова «Лебедь, рак и щука») Почему же воз и ныне там? Ведь на него действует сила и даже не одна? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны расширить наши знания о силе. Но прежде чем отправить за новыми открытиями, необходимо проверить свои накопленные запасы физических знаний.

  1. Изучение нового материала.

1)Определение « Равнодействующая сила». На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Эту силу и называют равнодействующей сил.

Обозначение:R – равнодействующая сила. 1Н – единица измерения.

2) Сложение сил, направленных по одной прямой.

  1. Первая учебная проблема: как найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело по одной прямой в одну сторону? Гипотеза: Если силы направлены по прямой в одну сторону, то результирующая сила будет равна их сумме и направлена в ту же сторону.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем к крючку динамометра груз массой 102г (1Н), ещё один груз массой 102г (1Н). Динамометр показывает 2Н, сила направлена вниз. Заменим два груза на одну гирю массой200г(2Н). Динамометр снова показывает 2Н, сила направлена вниз. Таким образом, действие двух сил равно действию одной силы.

Графическое изображение: учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

  1. Вторая учебная проблема: как найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны? Гипотеза: Если силы направлены по прямой в разные стороны, то результирующая сила будет равна их разности и направлена в сторону действия большей силы.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем к крючку динамометра груз массой 502г (5Н). Динамометр показывает 5Н, сила направлена вниз. На верхнюю пружину с помощью нити подействуем с силой 3Н, направленной вверх. Динамометр показывает 2Н и результирующая сила направлена вниз.

Графическое изображение: учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

3.Третья учебная проблема:как найти равнодействующую двух равных сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны? Гипотеза: Если силы равны и направлены по прямой в разные стороны, то результирующая сила будет равна нулю.

Учитель: Проверим нашу гипотезу на опыте. Используем для опыта демонстрационный динамометр. Подвешиваем к крючку динамометра груз массой 502г (5Н). Динамометр показывает 5Н, сила направлена вниз. На верхнюю пружину с помощью нити подействуем с силой 5Н, направленной вверх. Динамометр показывает 0Н.

Графическое изображение: учитель на доске делает рисунок, учащиеся в тетрадях.

3)Практическое значение учёта всех сил, действующих на тело.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Нахождение равнодействующей

VI. Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Решение задач устно

  2. Решение задач с оформлением

  3. Самостоятельная работа

  1. Домашнее задание.

  2. Подведение итогов

Ответьте на вопросы:

  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?

  • Как найти равнодействующую сил направленных в одну сторону?

  • Как найти равнодействующую сил направленных в противоположные стороны?

  • При каком условии равнодействующая равна нулю?

  • Так почему же воз и ныне там?

  1. Рефлексия.

Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

Что узнали на уроке?

С какими новыми понятиями встретились?

Какое определение, правило запомнилось сразу?

Какое надо еще повторить?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!