У р о к 8
Правило сложения и вычитания дробей
с разными знаменателями
Цели: формировать умение приводить рациональные дроби к общему знаменателю и выполнять их сложение и вычитание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Выполнить сложение и вычитание дробей:
а) ; г) ;
б) ; д) .
в) ;
В а р и а н т 2
Выполнить сложение и вычитание дробей:
а) ; г) ;
б) ; д) .
в) .
III. Устная работа.
– Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
а) и ; е) и ;
б) и ; ж) и ;
в) и ; з) и ;
г) и ; и) и 0,1;
д) и ; к) и .
IV. Объяснение нового материала.
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю зачастую вызывает у учащихся трудности. При объяснении этого вопроса можно использовать аналогию с обыкновенными дробями.
В процессе проведения устной работы у учащихся была возможность вспомнить, как найти общий знаменатель обыкновенных дробей. После устной работы следует выделить три случая, которые возникают при нахождении общего знаменателя, и привести аналогичные примеры с алгебраическими дробями.
С л у ч а й 1. Знаменатели дробей не имеют общих делителей.
В этом случае наименьший общий знаменатель равен произведению знаменателей дробей.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) .
2)
= .
С л у ч а й 2. Знаменатель одной из дробей является делителем знаменателя второй дроби.
В этом случае знаменатель, который делится на другой, является наименьшим общим знаменателем дробей.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) ;
2) .
С л у ч а й 3. Знаменатели дробей имеют общие делители, но знаменатель одной из дробей не является делителем знаменателя другой дроби.
В этом случае наименьший знаменатель состоит из нескольких множителей: общего делителя дробей и результатов деления на этот делитель.
О б ы к н о в е н н ы е д р о б и:
.
Р а ц и о н а л ь н ы е д р о б и:
1) ;
2)
= .
V. Формирование умений и навыков.
1. № 73, № 75, № 76.
2. № 78 (а, г), № 79 (б, г).
3. № 84 (а, в, д), № 85 (а, в).
При выполнении № 85 учащиеся впервые будут складывать и вычитать дроби, в которых для нахождения общего знаменателя необходимо сначала разложить на множители знаменатели исходных дробей. Важно, чтобы учащиеся осознавали это и использовали в дальнейшем при выполнении действий с рациональными дробями.
№ 85.
в)
= .
VI. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Как найти общий знаменатель дробей, если их знаменатели не имеют общих делителей?
– Как найти общий знаменатель дробей, если знаменатель одной дроби является делителем знаменателя другой дроби?
– Как найти общий знаменатель дробей, знаменатели которых имеют общий делитель, не совпадающий ни с одним из знаменателей этих дробей?
Домашнее задание: № 74,№ 84 (б, г), № 85 (б, г).
У р о к 9
Сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями
Цели: продолжить формирование умения складывать и вычитать рациональные дроби с разными знаменателями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
– Найдите общий знаменатель дробей:
а) и ; е) и ;
б) и ; ж) и ;
в) и ; з) и ;
г) и ; и) и ;
д) и ; к) и .
III. Формирование умений и навыков.
1. № 86 (а, в), № 87, № 88.
2. № 92, № 93.
3. И г р а «Дешифровщик».
Учитель. Помимо христианства и ислама, существует еще такая религия, как буддизм. Эта религия возникла в Древней Индии в VI–V веках до нашей эры. Сейчас буддизм распространен в Азии, его приверженцами являются несколько сотен миллионов человек.
В отличие от других культов, священнослужителями здесь могут стать и мужчины, и женщины. Если вы верно упростите выражения и замените результаты соответствующими буквами, то узнаете, как называют буддийского священнослужителя.
1) .
Б. ; М. ;
Д. ; Н. .
2) .
А. ; О. ;
И. ; У. .
3) .
Д. ; М. ;
Н. ; Р. .
4) .
А. ; З. ;
И. ; К. .
5) .
А. ; О. ;
И. ; У. .
О т в е т: БОНЗА.
Некоторым сильным в учебе учащимся можно дать задание по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
1. Упростить выражение:
.
2. Вычислить значение выражения при х = 3,1:
.
К а р т о ч к а № 2
1. Упростить выражение:
.
2. Вычислить значение выражения при а = 4,5:
.
Р е ш е н и е з а д а н и й карточки № 1
1)
.
2)
.
При х = 3,1: = 10.
Р е ш е н и е з а д а н и й карточки № 2
1)
.
2)
.
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
Упростить выражение:
а) ; г) ;
б) ; д) .
в) ;
В а р и а н т 2
Упростить выражение:
а) ; г) ;
б) ; д) .
в) ;
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Как найти общий знаменатель двух рациональных дробей?
– Как найти общий знаменатель трёх и более рациональных дробей?
– Как выполнить сложение или вычитание рациональных дробей с разными знаменателями?
Домашнее задание: № 86 (б, г), № 89, № 94.