Цель: познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел; показать место расположения десятков и единиц при решении выражений в столбик
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку | Фронтальная | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Познавательные: выделяют необходимую информацию. Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. | Демонстрируют готовность к уроку | Наблюдение |
2 | II. Каллиграфическая минутка | Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа | Фронтальная | Прописывает образец на доске: 37,37… 87, 87,… – Что вы заметили? – Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях | Предметные: продолжают работу над каллиграфией. Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради | Устные ответы, наблюдение |
3 | III. Устный счет | Развитие навыков устного счета | Парная | 1. «Цепочка». – Проверьте, все ли в цепочке верно? 2. Какой знак пропущен? 6 * 2 = 5 * 3 8 * 2 = 18 * 8 8 * 3 = 11 * 0 7 * 4 = 6 * 5 | Предметные: развивают навыки счёта. Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. | Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства | Взаимопроверка, устные ответы |
4 | IV. Подготовка к восприятию нового материала. Выведение темы и целей | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | Фронтальная | Предлагает найти значение суммы 45 + 23 (с подробным объяснением). Объяснение: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три. 45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 = = 65 + 3 = 68. – До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел. Сегодня вы узнаете один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научитесь складывать числа, используя данный прием | Предметные: Развивают наблюдательность, смекалку, вычислительные навыки. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. | Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить | Устные ответы |
5 | V. Открытие новых знаний | Знакомство с новым приемом сложения | Фронтальная | Предлагает рассмотреть запись на доске: 45 + 23 68 – Рассмотрите внимательно запись. – Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23? – Расскажите, как это сделано. – Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.) – Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.) – Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.) – Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.) – Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.) Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц | Предметные: Познакомятся с решением с новым приёмом сложения Познавательные: анализируют и сравнивают объекты, делают вы- воды. Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя. | Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы | Устные ответы |
6 | VI. Первичное закрепление знаний | Отработка изученного приема сложения. Задание 1 (с. 4 учебника, ч. 2). Самостоятельная работа: задание «Проверь себя» (с. 4 учебника, ч. 2). | Фронтальная Индивидуальная, парная. | С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1. Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением). Предлагает обучающимся самостоятельно с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя». | Предметные: Отработка приёма изученного приёма сложения. Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера. Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса. | Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают. Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль | Устные ответы. Наблюдение. Наблюдение, взаимопроверка. |
7 | | Физкультминутка | Фронтальная | Для начала мы с тобой Крутим только головой. Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем – Нужно ноги укреплять, Раз, два, три, четыре, пять. Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. От разминки раскраснелись И на место снова сели. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии в текстом стихотворения), повторяя их за учителем | Наблюдение |
8 | VII. Ра-бота над задачами | Решение задач изученных видов. Задача 2 (с.4 учебника, ч. 2 | Фронтальная Индивидуальная | – Прочитайте текст задачи 2. – Что в задаче известно? – О чем спрашивается? – Какая это задача: простая или составная? – Назовите данные и искомые числа. – Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач). – Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче? – Запишите задачу кратко. – Решите задачу по действиям, с пояснениями. Решение: 1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник; 2) 4 + 1 = 5 (м) – всего. – Запишите решение задачи выражением. 4 + (4 – 3) = 5. – Сформулируйте и запишите ответ задачи | Предметные: Учатся решать текстовые задачи. Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись; объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос | Устные ответы, наблюдение |
9 | VIII. Ра- бота с геометрическим материалом | Распознавание и изображение геометрических фигур | Фронтальная. Индивидуальная | – Начертите в тетрадях прямоугольник со сторонами 4 и 2 сантиметра. – Как найти периметр прямоугольника? – Найдем периметр данного прямоугольника. – Начертите треугольник, имеющий такой же периметр. – Каковы стороны вашего треугольника? | Предметные: Учатся распознавать геометрические фигуры. Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить. Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов. | Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие периметра, самостоятельно находят периметр многоугольника | Наблюдение |
10 | IX. Решение выражений | Развитие навыков счета. Работа в парах: задание 3 (с. 4 учебника, ч. 2) | Групповая (пар- ная) | Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания | Предметные: Формируют умения находить значение буквенных выражений. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. | Решают числовые выражения в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку | Наблюдение |
11 | X. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Фронтальная | – Чему научил вас сегодняшний урок? – Все ли вам было понятно? – Что особенно понравилось? – Что вызвало затруднения? – Как вы сегодня работали? | Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Устные ответы |