СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразовательный тренажер

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словообразовательный тренажер позволит закрепить тему " Способы образования слов" и проверить качество знаний по этой теме

Просмотр содержимого документа
«Словообразовательный тренажер»

Словообразовательный тренажер Калина Е. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова

Словообразовательный тренажер

Калина Е. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» г. Курчатова

 Основные способы словообразования  Приставочный.  Внимание!  При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, от которого оно образовано. Н: Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.),  Школьный — до-школьный. (Оба - прилагательные),  Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова существительные) Внимание! Маленькие хитрости! Только приставочный:  1. Если слово имеет приставки - НИ, -КОЕ  Н: НИ какой  КОЕ -где  КОЕ -что  2. Если слово имеет приставку - НЕ и без - НЕ не употребляется (кроме наречий)   Н: НЕ правда (от правда)  НЕ весёлый (от весёлый)  НЕ засеянный (от засеянный)

Основные способы словообразования

Приставочный.

Внимание!

При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, от которого оно образовано.

Н: Бежать — у-бежать. (Оба слова являются глаголами.),

Школьный — до-школьный. (Оба - прилагательные),

Дедушка — пра-дедушка. (Оба слова существительные)

Внимание! Маленькие хитрости!

Только приставочный:

1. Если слово имеет приставки - НИ, -КОЕ

Н: НИ какой

КОЕ -где

КОЕ -что

2. Если слово имеет приставку - НЕ и без - НЕ не употребляется (кроме наречий)

Н: НЕ правда (от правда)

НЕ весёлый (от весёлый)

НЕ засеянный (от засеянный)

 Суффиксальный.  Внимание! Суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.  Н: Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)  Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)  Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)  Внимание! Маленькие хитрости!  Только суффиксальный: Деепричастие – (что сделав? Что делая?)  прочита– В  ( от прочитать)  чита– Я  ( от читать)  задума– ВШИ –сь ( от задуматься)

Суффиксальный.

Внимание!

Суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Н: Дом — дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила — силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть — удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Внимание! Маленькие хитрости!

Только суффиксальный:

  • Деепричастие – (что сделав? Что делая?)

прочита– В ( от прочитать)

чита– Я ( от читать)

задума– ВШИ –сь ( от задуматься)

  Внимание! Маленькие хитрости!  Только суффиксальный:  Причастие – (какой? Что делающий? Что сделавший?)  чита- ЮЩ -ий (от читать) чита- ЕМ -ый  прочита- ВШ -ий (от прочитать) прочита- НН -ый  завис- ЯЩ -ий (от зависеть) завис– ИМ -ый  вымы- ВШ -ий (от вымыть) вымы- Т -ый  3. Существительное (что? Абстрактное первичное значение действия)  на ___-ение (-ание) Н: заявл- ЕНИ- е (от заявить)  переписыв- АНИ- е (от переписывать)  (Абстрактное первичное значение признака)  на ____-ость Н: действительн- ОСТЬ (от действительный  на ____-изн- Н: бел- ИЗН -а (от белый)  4. Если в слове есть суффиксы: - то, -либо, -нибудь.  Н: почему- ТО , какой- ЛИБО , сколько- НИБУДЬ.

Внимание! Маленькие хитрости!

Только суффиксальный:

  • Причастие – (какой? Что делающий? Что сделавший?)

чита- ЮЩ -ий (от читать) чита- ЕМ -ый

прочита- ВШ -ий (от прочитать) прочита- НН -ый

завис- ЯЩ -ий (от зависеть) завис– ИМ -ый

вымы- ВШ -ий (от вымыть) вымы- Т -ый

3. Существительное (что? Абстрактное первичное значение действия)

на ___-ение (-ание) Н: заявл- ЕНИ- е (от заявить)

переписыв- АНИ- е (от переписывать)

(Абстрактное первичное значение признака)

на ____-ость Н: действительн- ОСТЬ (от действительный

на ____-изн- Н: бел- ИЗН -а (от белый)

4. Если в слове есть суффиксы: - то, -либо, -нибудь.

Н: почему- ТО , какой- ЛИБО , сколько- НИБУДЬ.

Приставочно-суффиксальный.  Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.) Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)   Внимание! Маленькие хитрости! Только таким способом образованы  Наречия с приставкой ПО и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ.  Н: ПО- ЗИМН ЕМУ (от ЗИМНИЙ)  2. Наречия с приставкой ПО и суффиксом –И-  Н: ПО- ФРАНЦУЗСК И (от ФРАНЦУЗСКИЙ)  ПО -ВОЛЧЬ И (от ВОЛК)  3. Наречия с приставками В- (ВО-) и суффиксами –ЫХ, - ИХ.  Н: ВО -ВТОР ЫХ (от ВТОРОЙ)

Приставочно-суффиксальный.

Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Внимание! Маленькие хитрости!

Только таким способом образованы

  • Наречия с приставкой ПО и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ.

Н: ПО- ЗИМН ЕМУ (от ЗИМНИЙ)

2. Наречия с приставкой ПО и суффиксом –И-

Н: ПО- ФРАНЦУЗСК И (от ФРАНЦУЗСКИЙ)

ПО -ВОЛЧЬ И (от ВОЛК)

3. Наречия с приставками В- (ВО-) и суффиксами –ЫХ, - ИХ.

Н: ВО -ВТОР ЫХ (от ВТОРОЙ)

Приставочно-суффиксальный.    Внимание! Маленькие хитрости!  Чтобы определить способ образования слова, нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получается нелепое слово, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.  Н: ПОД -БЕРЁЗОВ- ИК  Рассуждаем так: в русском языке нет слова БЕРЁЗОВ ИК , нет слова ПОД БЕРЁЗОВЫЙ, но есть слово БЕРЁЗА  Внимание! Суффиксы-невидимки! В слове СОЗВЕЗДИЕ окончание - Э-, а не ИЕ (созвездие, созвездию ), а -ИЙ- это суффикс, так что слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом. [ со -звезд- ий -э ]  (от ЗВЕЗДА, т.к. нет слов СОЗВЕЗДА или ЗВЕЗДИЕ)  Н: ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИМОРЬЕ, ЗАБАЙКАЛЬЕ, РАСПУТЬЕ и т.п.

Приставочно-суффиксальный.

Внимание! Маленькие хитрости!

Чтобы определить способ образования слова, нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получается нелепое слово, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Н: ПОД -БЕРЁЗОВ- ИК

Рассуждаем так: в русском языке нет слова БЕРЁЗОВ ИК , нет слова ПОД БЕРЁЗОВЫЙ, но есть слово БЕРЁЗА

Внимание! Суффиксы-невидимки!

В слове СОЗВЕЗДИЕ окончание - Э-, а не ИЕ (созвездие, созвездию ), а -ИЙ- это суффикс, так что слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом.

[ со -звезд- ий ] (от ЗВЕЗДА, т.к. нет слов СОЗВЕЗДА или ЗВЕЗДИЕ)

Н: ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИМОРЬЕ, ЗАБАЙКАЛЬЕ, РАСПУТЬЕ и т.п.

 Бессуффиксный.  Внимание!  Обычно этим способом образуются существительные со значением действия от глаголов : беж-а-ть — бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается). Н: Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.) Н: Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.) Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных . В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются. Н: Глуx-ой — глушь- ⟨. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.) Н: Тих-ий — тишь.

Бессуффиксный.

Внимание!

Обычно этим способом образуются существительные со значением действия от глаголов : беж-а-ть — бег.

При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается).

Н: Переход-и-ть — переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Н: Крич-а-ть — крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных . В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Н: Глуx-ой — глушь- ⟨. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Н: Тих-ий — тишь.

 Образование слов с помощью сложения.  Н: Ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ. Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа ). Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь ). Сем-И-летний (от словосочетания семь лет ). Стенгазета (от словосочетания стенная газета ). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент ). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности ). Умалишенный. (В слове нет соединительной гласной, т. к. слово в р. п., ед. ч. с окончанием –а- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов с помощью сложения.

Н: Ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа ).

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь ).

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет ).

Стенгазета (от словосочетания стенная газета ).

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент ).

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности ).

Умалишенный. (В слове нет соединительной гласной, т. к. слово в р. п., ед. ч. с окончанием –а- слилось с идущим далее словом.)

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую  Переход из прилагательного в существительное. Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).  Переход из причастия в существительное. Управляющий (производством человек) - (главный) управляющий.  Переход из причастия в прилагательное. Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).  Переход из деепричастия в наречие. (Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).  Переход из наречия в предлог. (Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.  Переход из деепричастия в предлог. (Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Переход из прилагательного в существительное.

Дежурный (ученик) — дежурный (по подъезду).

Переход из причастия в существительное.

Управляющий (производством человек) - (главный) управляющий.

Переход из причастия в прилагательное.

Ведущий (судно штурман) — ведущий (специалист в отделе).

Переход из деепричастия в наречие.

(Остроумно) шутя — нес бревно шутя (т.е. легко).

Переход из наречия в предлог.

(Ходил) вокруг — (ходил) вокруг дома.

Переход из деепричастия в предлог.

(Будь осторожен), включая (газ) — (пришли все), включая Вадика.

Найдите слово, образованное приставочным способом По счастью, НА ПОБЕРЕЖЬЕ изобильно произрастали оливы, виноград, на тучных горных пастбищах паслись козы и овцы. - ПОКОС выдался сухой, сено убирали зелёное, пахучее. - Казалось, он ПО-НОВОМУ ощутил не только тему своих докладов, тему своей жизни - НЕСКОЛЬКО минут Гусаков изучал карту, и его беспокойство усиливалось – ни одного знакомого ориентира на карте не было. +

Найдите слово, образованное приставочным способом

По счастью, НА ПОБЕРЕЖЬЕ изобильно произрастали оливы, виноград, на тучных горных пастбищах паслись козы и овцы.

-

ПОКОС выдался сухой, сено убирали зелёное, пахучее.

-

Казалось, он ПО-НОВОМУ ощутил не только тему своих докладов, тему своей жизни

-

НЕСКОЛЬКО минут Гусаков изучал карту, и его беспокойство усиливалось – ни одного знакомого ориентира на карте не было.

+

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Представляешь: ты суровый, мужественный, на улицах Петропавловска – впереди БЕСКРАЙНИЙ океан, а за спиной активно действующий вулкан. + Увидев меня, он поднялся, сразу всё понял, на его лице было не УДИВЛЕНИЕ, а тревога. - Вся мощь его ума , его знаний БЕСПОМОЩНО застревала перед глухой стеной, в которую упирался конец жизни. - Теперь буду мальчиков наших на войне спасать, раны им ПЕРЕВЯЗЫВАТЬ. -

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Представляешь: ты суровый, мужественный, на улицах Петропавловска – впереди БЕСКРАЙНИЙ океан, а за спиной активно действующий вулкан.

+

Увидев меня, он поднялся, сразу всё понял, на его лице было не УДИВЛЕНИЕ, а тревога.

-

Вся мощь его ума , его знаний БЕСПОМОЩНО застревала перед глухой стеной, в которую упирался конец жизни.

-

Теперь буду мальчиков наших на войне спасать, раны им ПЕРЕВЯЗЫВАТЬ.

-

Найдите слова, образованные суффиксальным способом Всё было так же: глухая ПОДВОРОТНЯ, шум машин за спиной, слабый свет фонарей. - Вы поднимаетесь к себе по лестнице ДОМОЙ, и в это момент – бабах! – где зонтик?! + В вольере началась жестокая БОРЬБА за жизнь. + Она ОТОГНАЛА большого пса и неторопливо оглядела солдат глубоко сидящими глазами из-под густых седоватых бровей. -

Найдите слова, образованные суффиксальным способом

Всё было так же: глухая ПОДВОРОТНЯ, шум машин за спиной, слабый свет фонарей.

-

Вы поднимаетесь к себе по лестнице ДОМОЙ, и в это момент – бабах! – где зонтик?!

+

В вольере началась жестокая БОРЬБА за жизнь.

+

Она ОТОГНАЛА большого пса и неторопливо оглядела солдат глубоко сидящими глазами из-под густых седоватых бровей.

-

Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом Я залез в палатку и прихлёбывал ПОНЕМНОГУ суп. + Наше ПОЯВЛЕНИЕ само по себе вызвало хохот зала. - Мост в Пассарге оказался ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ, целёхонький, и проверять проходимость не надо. - Возможно, человек железной воли – самый БЕЗВОЛЬНЫЙ из всех. +

Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом

Я залез в палатку и прихлёбывал ПОНЕМНОГУ суп.

+

Наше ПОЯВЛЕНИЕ само по себе вызвало хохот зала.

-

Мост в Пассарге оказался ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ, целёхонький, и проверять проходимость не надо.

-

Возможно, человек железной воли – самый БЕЗВОЛЬНЫЙ из всех.

+

Найдите слово, образованное бессуффиксным способом Но как невыносимо было ОЖИДАНИЕ! Успеют ли они освободить Маутхаузен? - Грянул выстрел, ОТДАЧА была настолько сильной, что Анатолий выронил пистолет. - Но где у нас работать, куда пойти: двадцатые годы, НЭП, в стране БЕЗРАБОТИЦА, а о нашем городке и говорить нечего. - Конечной целью жестокой игры, как ни крути, выступали деньги, НАЖИВА. +

Найдите слово, образованное бессуффиксным способом

Но как невыносимо было ОЖИДАНИЕ! Успеют ли они освободить Маутхаузен?

-

Грянул выстрел, ОТДАЧА была настолько сильной, что Анатолий выронил пистолет.

-

Но где у нас работать, куда пойти: двадцатые годы, НЭП, в стране БЕЗРАБОТИЦА, а о нашем городке и говорить нечего.

-

Конечной целью жестокой игры, как ни крути, выступали деньги, НАЖИВА.

+

Найдите слова, образованное бессуффиксным способом Прекрасный строевой лес, гигантские вековые сосны и дубы, промышленная ВЫРУБКА давно была прекращена. - Со стороны набережной был ПЕРЕХОД прямо на холодный невский гранит. + Депо большое. Здесь проводилась СМЕНА паровозов, их ремонт и промывка. + Утром в кафе ТИШЬ да благодать. +

Найдите слова, образованное бессуффиксным способом

Прекрасный строевой лес, гигантские вековые сосны и дубы, промышленная ВЫРУБКА давно была прекращена.

-

Со стороны набережной был ПЕРЕХОД прямо на холодный невский гранит.

+

Депо большое. Здесь проводилась СМЕНА паровозов, их ремонт и промывка.

+

Утром в кафе ТИШЬ да благодать.

+

Найдите слово, образованное приставочным способом Всё, впрочем, переводилось на БЕЗУПРЕЧНЫЙ английский язык. - Юная продавщица в белоснежном халате работала молча, мягко, РАВНОМЕРНО. - В обеденный ПЕРЕРЫВ я была в буфете. - Слева мерцала красная лампочка пульта. Холодный СУМРАК кулис внушал беспокойство +

Найдите слово, образованное приставочным способом

Всё, впрочем, переводилось на БЕЗУПРЕЧНЫЙ английский язык.

-

Юная продавщица в белоснежном халате работала молча, мягко, РАВНОМЕРНО.

-

В обеденный ПЕРЕРЫВ я была в буфете.

-

Слева мерцала красная лампочка пульта. Холодный СУМРАК кулис внушал беспокойство

+

Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом Мне всё придётся собирать ЗАНОВО – начинать жизнь, биографию и даже любовь. + И вдруг кто-то из бойцов, самый ДОГАДЛИВЫЙ, захохотал, хлопнув себя ладонью... - «Видали вы что-нибудь подобное?» – вскричал он ОГОРЧЁННО. - «Удостоверенье надо ОБНОВИТЬ», - сказал офицер и задал следующий вопрос. +

Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом

Мне всё придётся собирать ЗАНОВО – начинать жизнь, биографию и даже любовь.

+

И вдруг кто-то из бойцов, самый ДОГАДЛИВЫЙ, захохотал, хлопнув себя ладонью...

-

«Видали вы что-нибудь подобное?» – вскричал он ОГОРЧЁННО.

-

«Удостоверенье надо ОБНОВИТЬ», - сказал офицер и задал следующий вопрос.

+

Найдите слова, образованные бессуффиксным способом Пожалуй, Костя всё-таки понял, что от него требовалось, и подался в ГЛУБЬ хвойной чащи. + Кошек любит, ЗВЕРЬЁ любит, чужих детей любит. - В обеденный ПЕРЕРЫВ я была в буфете. + Девиз нашего заведения – комфорт, уют и чуточку ЛАСКИ. +

Найдите слова, образованные бессуффиксным способом

Пожалуй, Костя всё-таки понял, что от него требовалось, и подался в ГЛУБЬ хвойной чащи.

+

Кошек любит, ЗВЕРЬЁ любит, чужих детей любит.

-

В обеденный ПЕРЕРЫВ я была в буфете.

+

Девиз нашего заведения – комфорт, уют и чуточку ЛАСКИ.

+

Найдите слова, образованные суффиксальным способом По алфавиту были встроены соты, и в те соты надо было ЗАБРАСЫВАТЬ вынутые из мешков письма. + Не снимая тулупа, он сделал три шага, откинул занавеску и МЕЛЬКОМ заглянул внутрь их бедняцкого гнезда. + ВО-ПЕРВЫХ, все царицы России, начиная с Екатерины Первой, - не из великороссов. - Получив ЗАПИСКУ, Глебов испытал мгновенный горячий страх +

Найдите слова, образованные суффиксальным способом

По алфавиту были встроены соты, и в те соты надо было ЗАБРАСЫВАТЬ вынутые из мешков письма.

+

Не снимая тулупа, он сделал три шага, откинул занавеску и МЕЛЬКОМ заглянул внутрь их бедняцкого гнезда.

+

ВО-ПЕРВЫХ, все царицы России, начиная с Екатерины Первой, - не из великороссов.

-

Получив ЗАПИСКУ, Глебов испытал мгновенный горячий страх

+

 Найдите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1) + Подворье (1) было обычным, с аккуратными грядами (2) сизого лука да кружевной моркови(3) , высокой картофельной ботвой (4) . (2) - - (3) (4) -

Найдите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1)

+

Подворье (1) было обычным, с аккуратными грядами (2) сизого лука да кружевной моркови(3) , высокой картофельной ботвой (4) .

(2)

-

-

(3)

(4)

-

Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом. Если это случится и археологи (1 ) найдут мою наскальную надпись (2) , я бы хотел, чтобы они не искали её расшифровку (3) в культуре (4) древних этрусков, а знали, что она была написана свободным постсоветским человеком, чья свобода (5) достигла абсолюта (6). (1) - (2) + (3) - (4) - (5) - (6) -

Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом.

Если это случится и археологи (1 ) найдут мою наскальную надпись (2) , я бы хотел, чтобы они не искали её расшифровку (3) в культуре (4) древних этрусков, а знали, что она была написана свободным постсоветским человеком, чья свобода (5) достигла абсолюта (6).

(1)

-

(2)

+

(3)

-

(4)

-

(5)

-

(6)

-

Найдите в предложении слово, образованное суффиксальным способом. (1) - Из дома сразу  появился (1)  Ахмет, тоже в майке ( 2) , однако поверх неё на нём была лисья (3) шуба до земли (4). (2) - + (3) (4) -

Найдите в предложении слово, образованное суффиксальным способом.

(1)

-

Из дома сразу появился (1) Ахмет, тоже в майке ( 2) , однако поверх неё на нём была лисья (3) шуба до земли (4).

(2)

-

+

(3)

(4)

-

Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом. Повторяю, факты (1) скудные, смутные, их можно толковать по-разному, но вывод (2) можно сделать только один: в недрах (3) гетто, в глубине (4 ) этого ада, зарождалось сопротивление (5 ), на первых порах неумелое, примитивное, наивное, но люди готовились к борьбе (6), и это главное! (1) - (2) + (3) - (4) - (5) - (6) -

Найдите в предложении слово, образованное бессуффиксным способом.

Повторяю, факты (1) скудные, смутные, их можно толковать по-разному, но вывод (2) можно сделать только один: в недрах (3) гетто, в глубине (4 ) этого ада, зарождалось сопротивление (5 ), на первых порах неумелое, примитивное, наивное, но люди готовились к борьбе (6), и это главное!

(1)

-

(2)

+

(3)

-

(4)

-

(5)

-

(6)

-

Найдите в предложении слова, образованные приставочным способом. (1) + Подумайте (1) , Аня: ваш дед, прадед (2) и все ваши предки (3 ) были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели (4) с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... (2) + - (3) (4) -

Найдите в предложении слова, образованные приставочным способом.

(1)

+

Подумайте (1) , Аня: ваш дед, прадед (2) и все ваши предки (3 ) были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели (4) с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов...

(2)

+

-

(3)

(4)

-

Найдите в предложении слова, образованные суффиксальным способом. (1) + И пойдут это потом каждый день закуски (1 ) да обеды – одних свиней для колбас сколько в батальоне (2) , при солдатской (3) кухне, откармливали (4) ! (2) - + (3) (4) +

Найдите в предложении слова, образованные суффиксальным способом.

(1)

+

И пойдут это потом каждый день закуски (1 ) да обеды – одних свиней для колбас сколько в батальоне (2) , при солдатской (3) кухне, откармливали (4) !

(2)

-

+

(3)

(4)

+

Найдите в предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. В маленькой однооконной (1) избушке, по-амбарному (2) крытой тёсаным жёлобом, его ждали жена и сынишка Арканя, этакое послевоенное (3 ) тощенькое создание (4) с доверительно (5)  распахнутыми (6) голубенькими глазками, с жилками, синеющими на виске и на горлышке. (1) - (2) + (3) + (4) - (5) - (6) -

Найдите в предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

В маленькой однооконной (1) избушке,

по-амбарному (2) крытой тёсаным жёлобом, его ждали жена и сынишка Арканя, этакое послевоенное (3 ) тощенькое создание (4) с доверительно (5) распахнутыми (6) голубенькими глазками, с жилками, синеющими на виске и на горлышке.

(1)

-

(2)

+

(3)

+

(4)

-

(5)

-

(6)

-

ИСТОЧНИКИ 1. Нарушевич А. Г., Русский язык, Тематические тренинги для  подготовки к ЕГЭ. М., Просвещение, 2011 г. 2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. М: Азбуковник, 1997.-994 стр. 3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1985.-399 с. 4. Баронова М. М., Русский язык: полный справочник. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.-286с. 5. Бисеров А. Ю., Русский язык, Тематические тренировочные задания. М. ЭКСМО, 2010г.

ИСТОЧНИКИ

1. Нарушевич А. Г., Русский язык, Тематические тренинги для

подготовки к ЕГЭ. М., Просвещение, 2011 г.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. М: Азбуковник, 1997.-994 стр.

3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А., Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: «Просвещение», 1985.-399 с.

4. Баронова М. М., Русский язык: полный справочник. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.-286с.

5. Бисеров А. Ю., Русский язык, Тематические тренировочные задания. М. ЭКСМО, 2010г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!