СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Словообразование наречий».

 

Цель урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

 

  1. Образовательная:
  • познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  • учить определять способы образования наречий;
  • повторить основные знания о наречии как части речи;
  • учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
  • учить морфемному разбору наречий;
  • учить образовывать наречия разными способами.

 

  1. Воспитательная:
  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

 

  1. Развивающая:
  • развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц. 

 

Просмотр содержимого документа
«Словообразование наречий»

Открытый урок в 7Б классе 03.12.2013г.

Учитель: Асеева Елена Владимировна


Тема урока: «Словообразование наречий».


Цель урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:


  • Образовательная:

  • познакомить учащихся с основными способами образования наречий;

  • учить определять способы образования наречий;

  • повторить основные знания о наречии как части речи;

  • учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;

  • учить морфемному разбору наречий;

  • учить образовывать наречия разными способами.


  • Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;

  • поддерживать интерес к урокам русского языка.


  • Развивающая:

  • развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.



Оборудование:


Для учителя

Для учащихся

Учебник 7кл.


Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.


План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.

  3. Формулировка темы урока. Объяснение нового.

  4. Закрепление новой темы.

  5. Итог урока.

  6. Д/з.




Эпиграф:

Русский язык необыкновенно богат

наречиями, которые делают нашу речь точной,

образной, выразительной.

М.Горький




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1.Организа-

ционный момент
















2. Подготовка к изучению новой темы.

Орфографическая работа (работа у доски).




























3.Тестиро-вание.

































4.Работа со схемами.










5. Сообщение темы урока.

Объясне-ние нового материала.








6.Работа с текстом.


































































































7.Закрепле-ние.




































8.Работа по новой теме в группах.


































































































9.

Обобщение новой темы.











































10.Итог урока.






















11.Рефлек-сия.







12. Д/з.

Приветствие:

Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок-это и есть наше совместное творчество.



Сделать умышленно (цели)

Смотреть издали (места)

Изредка плескался (времени)

Не разобрал сослепу (причины)

Повсюду зазеленели (места)

Разбить вдребезги (образа и способа действия)

Река впереди (места)

Нисколько не удивился (меры и степени)

Выступали поочерёдно (образа и способа действия)

Расположен посередине (места)

Запомнить навеки (образа и способа действия)



- Какие орфограммы встретились?

-В чём особенность записанных словосочетаний?

- Назовите наречия.

-Определите разряды наречий.



- Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Необходимо отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.

2.Наречие – это служебная часть речи.

3.Наречие не имеет окончания.

4.Наречие – это изменяемая часть речи.

5.Наречие обозначает признак действия.

6.Наречие отвечает на вопрос сколько?

7.Наречие обозначает признак предмета?

8.Сравнительная простая степень наречия образуется при помощи добавления слов более, менее?

(взаимопроверка тетрадей)




Работа со схемами, записанными на доске:

- Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.

- Что помогло вам это определить?




- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Каких целей мы должны достигнуть на уроке?

Чтобы их достигнуть, нам придётся потрудиться.


Давайте обратимся к тексту.


Работа по тексту, записанному на доске.


Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вп…ред! (н.) Мы идем неуд…ржимо (н.) к яркой зв…зде, которая г…рит там (н.) вд…ли! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!

(А.П. Чехов)

- Прочитайте текст выразительно.

- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?

- Определите стиль текста.

- Чем интересен текст с точки зрения нашей темы?

- Зачем автор использует их?




- А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие?



- Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.


- Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.


- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

Вывод:

а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.



- От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?


Инсценировка «Рецепт»


Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В седьмом.

- А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко дружно, ужасно весело? А учитесь хорошо?

- Нормально. Особенно девчонки. Их учительница в пух и прах хвалит…

- Да… болезнь у тебя серьезная, у тебя больной язык, тут и врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.

«Актеры» задают вопросы:

В чем ошибки нашего героя?






Распределительный диктант.

- Распределите наречия по частям речи исходного слова:

по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых, роскошно, безнадёжно, втроём.






- Определите способы образования наречий.


- Выделите словообразовательные морфемы.

- Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?




Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.









Составление опорной схемы образования

наречий.

1группа составляет опорную схему по новой теме.


- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?

- Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?


Исходное слово

̚

^

̚ ^

Имя существительное

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

Местоимение

 

 

 

Имя числительное

 

 

 


- От слов образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий



- Составление предложений с данным словом.


2 группа формулирует выводы по пройденной теме. Классификация по способу образования:
  1. суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;

  2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;

  3. приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;


3 группа работает с заданием «Замените фразеологизмы наречием»


- Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.


Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

К ак в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Вверх дном

кувырком

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Не покладая рук

старательно



Чтение выводов в учебнике.

Анализ прочитанного материала.


- Какими способами могут образовываться наречия?



- От каких частей речи могут образовываться наречия?








- Какова тема нашего урока?

- Какие особенности вы можете отметить у наречий?

- Какие способы образования наречий теперь вы знаете?

- От каких частей речи могут образовываться наречия?




Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.


1.Словообразование
Трудное, но интересное
Объясняет, развивает, учит
Понятным становится слово
Здорово!

2.Словообразование
Сложное, неоднозначное
Привлекает, завораживает, развивает
Ясным становится слова суть!
А это главное!

3.Словообразование
Сложное, но очень важное
Манит, влечёт, зовёт
Во всём разобраться хочется
Справиться с этим хочу!

4.Способы словообразования
Морфологический, неморфологический
Запутывают, волнуют, страшат
Очень трудно всё это понять!
Но я обязательно справлюсь!


Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий – образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому адресовано ваше пожелание: себе, ребятам, гостям:

  1. ____________________ не болеть.

  2. ________________________ выглядеть.

  3. ____________________ улыбаться.

  4. ______________________готовиться к урокам.

  5. _________________писать в тетрадях по русскому языку.

  6. _________________________ быть преданным своему делу.

  7. Живите ______________________.

  8. ____________________________учить орфограммы.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.



-кого бы вы отметили на прошедшем уроке, чья работа вам понравилась больше всего?

-какие задания вам понравились?

- Прочитать теорию $ 16, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.

ИЛИ $ 16, упр.228.



Обучающиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.


Обучающиеся записывают число, «классная работа».










Этимология слова

В древнерусском языке существительное дребезг употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного сущ-го в В.п.мн.ч. с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги.






























-да.



- нет.


- да.


- нет.



- да.


- нет.


- нет.






-нет.







- Наречие.


- Отсутствие окончания.








-Словообразование наречий.










Обращение к эпиграфу















Публицистический.


- Много наречий.



- Помогают “живописать” глаголы.




- «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»



Умственно-умственный

Нравственно-нравственный

Физически-физический

Вдали-в-даль-и

Неудержимо-неудержимый






































































От существительных: вверх, снизу.

От прилагательных: заново, по-испански, безнадежно, роскошно.

От местоимений: по-моему, затем.

От числительных: однажды, во-вторых, втроём.






































- Исходное слово, способы образования.



























































































- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.


- от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений.







Словообразование наречий.

- У них нет окончаний.


- Приставочно-суффиксальным, суффиксальным, приставочным.

- от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!