СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово Пришвина живет в нас

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Слово Пришвина живет в нас»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с.Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан





Методическая разработка интегрированного урока на тему:


«СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»













Составитель: Тайлякова Марина Федоровна,

учитель русского языка и литературы первой

квалификационной категории.











Мраково, 2018

Тема урока: «СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»

(Интегрированный урок русского языка и литературы)

ЦЕЛЬ УРОКА: подготовка к  ОГЭ по русскому языку. Класс: 9

Цели:

1.     Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

2.     Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

Задачи     

Образовательные:

- с помощью практических заданий совершенствовать   навыки   при подготовке к устной части ОГЭ.

Развивающие:

-  формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.

Воспитательные:

- совершенствовать умение  строить      высказывание;

- совершенствовать у учащихся практические умения работы с предложением, текстом.

УУД:

Личностные УУД: 

- формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности;

- умение слушать собеседника;

- самооценка собственной учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

- умение выявлять затруднения;

- умение исправлять ошибки, свои и товарищей;

- умение осуществлять проверку и самопроверку;

- осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца;

-  дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания.

 Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;

- согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;

- строить высказывания, понятные для собеседников;

-  рефлексия своих действий;

- понимать на слух ответы одноклассников.

Познавательные УУД:

- умение анализировать языковой материал;

- выдвигать гипотезу, обосновывать её и делать выводы;

- умение осознанно строить речевое высказывание;

- умение выполнять типовые задания;

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать структурные особенности устной части ОГЭ по русскому языку.

-Уметь выполнять тестовые задания ОГЭ, строить монологическое и диалогическое высказывание.

Личностные:

-Уметь планировать, отбирать материал, анализировать, делать выводы.

Метапредметные:

-Уметь работать в сотрудничестве с товарищами.

-Воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портрет М.М.Пришвина, выставка произведе-

ний М.М.Пришвина, мультимедийный проектор (презентация),раздаточный материал.


Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. М.М.Пришвин


  1. Организационный этап.
-Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный. Попробуем на основе творчества одного из русских писателей подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Надеюсь на то, что поработаем плодотворно.
  1. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.
-Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами высказывание великого писателя. Как вы считаете, кому принадлежит это мудрое изречение? - У Михаила Михайловича Пришвина есть книга «Моя малая Родина», в которой он призывает беречь и охранять природу. «Охранять природу – значит охранять Родину». -Какие пословицы о Родине вы знаете? Дома вам надо было подобрать пословицы о Родине. Есть желающие озвучить? Примерные ответы учащихся: Нет земли краше, чем страна наша. На чужой стороне и весна не красна. Без корня и полынь не растёт. -Хотелось бы еще зачитать одну цитату Михаила Михайловича: «Я мыслю, как мне только захочется, уверенный в том, что природа поправит меня и покажет, как надо мыслить…» -Как вы ее понимаете? II. Постановка цели и задач урока -Посмотрите на фото. Перед нами мудрый человек, на произведениях которого выросло не одно поколение ребят. Изображен он на лоне природы и писал свои небольшие рассказы о ней. Вспомните эпиграф к уроку. -Изучая творчество, какого писателя мы будем учиться постигать волшебные тайны природы и одновременно готовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку? Ответы детей: М.М.Пришвин. III. Воспроизведение информации на новом уровне. Цель этапа: формировать навыки осмысленного чтения. -Вспомним, с чего начинается собеседование по русскому языку? (с осмысленного прочтения текста). -Предлагаю сегодня прочитать отрывок из биографии великого русского писателя. Не забываем, что следует уложиться в 2 минуты. Возьмите карандаши: выделите микротемы, поставьте ударение в сложных для произношения словах, вспомните склонение числительных разных разрядов. Вам дается 2 мин. для самостоятельной работы с текстом. Текст для чтения

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г., 4 февраля (23 января по старому стилю) в Орловской губернии, в деревне Хрущево-Левшино в семье купца. В 1882г. Михаила определили в местную школу, где он отучился один год. Далее, в 1883г. последовала учёба в гимназии. Особым прилежанием и знаниями Пришвин не отличался, любил похулиганить. Отучившись шесть лет, он смог получить образование только за четыре класса, потому что дважды оставался на второй год. Из-за конфликта с учителем из гимназии он был изгнан. Мать отправила Михаила в Сибирь, к дяде. И уже живя у дяди, окончил тюменское реальное училище. В 1893г. учится в Политехническом институте г. Риги. Будучи студентом, как и многие молодые люди в то время, увлёкся идеями марксизма, участвовал в различных организациях. За агитацию и распространение запрещённой литературы, в 1897г. был осуждён, провёл один год в Митавской тюрьме.

После этого некоторое время находился в ссылке в г. Елец. Но со временем политика ему становится неинтересной. Он получает разрешение на выезд и в 1900г. уезжает на учёбу, в г. Лейпциг. Там писатель осваивает профессию агронома. В 1902г. возвращается домой. Поначалу работает земским агрономом, трудится в лаборатории Сельскохозяйственной академии. Потом - личным секретарём у крупного петербургского чиновника, пишет книги на сельскохозяйственную тематику.

В 1906г. принимает решение бросить свою основную работу агрономом, и заняться литературной деятельностью. И в это же время в журнале «Родник» публикуется первый из рассказов литератора «Сашок». Писатель начал работать корреспондентом. Как человек, живо интересующийся фольклором и этнографией, он уезжает на Север (в Карелию). Его путевые очерки, содержащие в себе наблюдения за жизнью простых людей, природой послужили основой книги «В краю непуганых птиц». Именно она принесшая широкую известность литератору, а также он удостоился почётной награды Императорского географического общества – серебряной медали. Второе сочинение - «За волшебным колобком» явилась результатом его исследования Мурманского края, Норвегии. В этих трудах автор соединяет воедино элементы сказки и строгое документальное изложение. Михаил Пришвин ведёт и свой Дневник, работать над которым он будет продолжать на протяжении всей жизни.

В 1912г. увидело свет первое 3-томное собрание сочинений писателя. В 20-е годы он начинает работать над автобиографическим романом «Кощеева цепь». В 1930-е годы много ездит по Советскому Союзу. Выпускает книги, наполненные чудесными описаниями природы, а также детские рассказы, произведения о животных – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук» и др. Все эти творения написаны необычайно красивым, ярким и красочным языком. Главная идея автора, которая прослеживается во всех его произведениях, и в частности в Дневниках – научиться жить в гармонии с окружающим миром, ценить всё доброе, светлое, что есть в жизни.

Умер Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года от рака желудка в Москве. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

2. Проверка понимания текста. -За что был исключен из гимназии? -За что был осужден и провел год в заключении? -Как назывался первый рассказ М.Пришвина? -Из-за какой болезни скончался писатель? В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью М.Пришвин уезжает на Север (в Карелию)? 1. Мечтал получить высшую награду, звание, поэтому следовало уехать подальше от Родины, где легче было себя проявить в роли писателя. 2. М.Пришвин живо увлекался фольклором и этнографией.

3 . Михаил Пришвин ведёт свой Дневник, работа над которым может быть продолжена на Севере.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет? 1. Все эти творения написаны необычайно красивым, ярким и красочным языком. 2. В 20-е годы он начинает работать над автобиографическим романом «Кощеева цепь». 3. В 1906г. принимает решение бросить свою основную работу агрономом и заняться литературной деятельностью.

IV. Пересказ текста обучающимися (по желанию) с включением цитаты: «Жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но память о хорошо прожитой жизни остается навеки». Марк Тулий Цицерон. -5 мин.

V. Анализ миниатюры. Цель: выявить умения комплексного анализа текста.

Власть красоты

1.Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко, стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьёшь, раскрыл ружьё, вынул картечь, вложил утиную дробь. 2.И только бы стрельнуть — стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. 3.Опустив ружьё, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошёл так, что лебеди вовсе и не знали о страшной опасности.

4.Приходилось слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя уток, гусей, часто их убивает.5. Правда ли?6. Впрочем, если и правда, это не мешает в нашем поэтическом представлении о девушке, обращённой в лебедя: это власть красоты.

М.М. Пришвин

Учитель. Озаглавить текст.

Итак, дав заглавие тексту, мы определим и его тему: власть красоты над человеком.

  1. Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к композиции. Сколько в тексте частей?

  2. Что представляет собой первая часть? (Повествование.) Вторая? (Рассуждение.) Расскажите об особенностях строения текста повествование и рассуждение.

3. Какие приёмы художественной изобразительности использует автор в первой, повествовательной части текста?

(Обилие глаголов, ряд однородных сказуемых, повтор одинаковых синтаксических конструкций (сказуемое + прямое дополнение). Всё это придаёт описываемым событиям особую динамичность, задаёт ритм.)

— Какова цель этих приёмов?

(Подготовка самого напряжённого момента в развитии действия — кульминации.)

· (Звукопись: шорох приближающихся шагов (подкрался, бли/с/ко, стал цели/ц/а, больше убьёшь), звуки ружейного затвора (раскрыл ружьё, картечь, дробь, стрельнуть), шорох удаляющихся шагов (тихонечко пятился, пятился, отошёл, вовсе, страшной опасности).

· Инверсия: не в лебедя, а в человека стреляешь.)

— Вы заметили, что в этом тексте есть несколько односоставных предложений? Какова их роль?

“…мелкой дробью по головам больше убьёшь” (определённо-личное).

“И только бы стрельнуть (безличное) — стало казаться (безличное), что не в лебедя, а в человека стреляешь”(определённо-личное).

(Определённо-личные предложения приобретают обобщённо-личное значение: действия, названные в них, могут быть отнесены к каждому, кто окажется в подобной ситуации. Автор тем самым заставляет читателя ощутить более остро ситуацию, нарисованную в миниатюре. Безличные же предложения возникают в самый кульминационный момент преображения человека. Перед нами маленькое чудо, которое “снисходит” на героя.)

— Какова роль тире?

(Делит текст на две части, графически обозначая кульминационный момент.)

— Понаблюдаем за главной в этом тексте частью речи — глаголом. Что вы можете сказать о формах времени?

(Сначала описание идёт в прошедшем времени. Но на фоне прошедшего времени дважды появляется настоящее время. И тогда всё действие как бы смещается во времени, приближаясь к моменту речи. Эти события проходят перед глазами читателя и потому становятся особенно живыми, зримыми.)

— Посмотрим, как “работают” наклонения глагола.

(В тексте на фоне глаголов изъявительного наклонения выделяется глагол в форме сослагательного наклонения — стрельнуть бы. Действие, названное глаголом, не совершается. Употребление глагола совпадает с кульминационным моментом в развитии действия — моментом прозрения героя.)

— Каково значение категории вида? Каким образом значение категории вида соотносится с содержанием текста? С замыслом автора?

Совершенный вид выражает законченное, разовое, однократное действие  подкрался, подумав, убьёшь, раскрыл, вынул, вложил, стрельнуть.

Глаголы совершенного вида сосредоточены в первой части текста, в которой описывается приготовление к выстрелу.

Несовершенный вид — повторяемое, длительное действие (казаться, стреляешь, любовался, пятился, знали). Эти глаголы уже связаны с описанием действий человека, одухотворённого красотой, возрождённого к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображён автором как длительный, непрекращающийся.

3. Обратимся ко второй части текста — рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?

(Красота несёт добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.

Красота бывает разной — предупреждение читателю.

Вопрос автора заставляет задуматься.)

— Почему Пришвин всё же не развивает эту тему?

(Задача этого текста другая: показать жизнеутверждающую силу красоты. Красота спасает.)

— А кого спасает красота в этом произведении?

(Птицу, художника Бориса Ивановича, может быть, ещё кого-то, кто прочитал это произведение Пришвина и проникся его идеей, его настроением.)

VI.Монологическое высказывание.

Цель: Уметь строить монологическое высказывание на предложенную тему, соблюдая речевые и грамматические нормы.

-Вам предложена тема для беседы «Природа родного края» (на основе описания фотографии). Ваше высказывание недолжно занимать более 3-х минут. Будут заданы дополнительные вопросы. Следует дать полный ответ.

Вопросы для диалога:

-Ваше любимое время года?

-Почему людям важно бывать на природе?

-Ваше любимое произведение М.Пришвина?

VII. Работа с текстом.

Цель этапа: уметь проводить сравнительный анализ своей деятельности.

ОСЕННЕЕ УТРО (Текст можно распечатать.)

Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открывать.Туман сгущается, и капли оседают на желтых листьях:

 скатится капелька за капелькой на другой листик- станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу деньоткрывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они куда-то вместе с перелетными птицами.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, так хорошо, и шепчешь тихонько:

 -Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи - и всё кончится.

-Как предложенный текст связан с вашим высказыванием?

1.  Какие чувства вызывает у М.М.Пришвина осень?

2.  Что можно сказать о композиции данной миниатюры?

3.  Почему М.М.Пришвин дает два описания -описание природы и описание состояния человека? (Автор не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами).

4.С помощью каких средств выразительности речи автор создает образ одухотворенной природы? (олицетворение, сравнение: утро слышит, день открывает глаза, утро похоже на человека, пробуждающегося от сна).

5.Как можно объяснить употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

6.В тексте автором используется такой прием как многосоюзие, частотность употребления союза и. Объясните важность использования данного приема. ( Использование данного приема делает картину, описанную автором, более ощутимой, полной, чувственной, придает тексту необычайную музыкальность, ритмичность).

Выполняя следующее задание, мы с вами завершим наш урок, подведём

 итоги.

VIII. Информация о домашнем задании:

На выбор:

1.Продолжить наблюдения за природой и на их основе попытаться написать миниатюру на заданную тему:«Конец зимы». 2. Сжать последний текст.

IX.Рефлексия.

Цель этапа: оценить результат собственной деятельности.

Обратите внимание еще раз на эпиграф и продолжите высказывание:

  • Я узнал(а), что М.Пришвин …..

  • Я научился (ась)…..


-Мне сегодня приятно было с вами работать. Хотелось бы пожелать успехов на экзамене и чаще читать произведения великого русского писателя М.М.Пришвина. Неслучайно я взяла сегодня для анализа миниатюры данного писателя. Ведь 5 февраля страна отметила 145-летие со дня рождения великого писателя.










Список использованной литературы:


1. Борисова Н.В. «М.Пришвин. «За волшебным колобком»,М.,Просвещение, 2010

2. Солоухин В.А. «Очарованный странник»,ЛВШ №; 2002

3. Пранцова Г.В. «Неповторимые мгновения», ЛВШ №4 1995

4. Цепке Т.И. «Анализируем лирические миниатюры М.М.Пришвина», РЯШ №3 2005






































Пояснительная записка


Автор разработки урока –Тайлякова Марина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Башкирская гимназия с.Мраково МР Кугарчинский район Республики Башкортостан

Предмет – русский язык и литература.

Разработка полностью соответствует требованиям ФГОС.

Целевая аудитория - обучающиеся 9-х классов.

Тема«СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»

Продолжительность урока – 45 минут.

Учебно-методическое обеспечение: тексты миниатюр «Власть красоты», «Осеннее утро», биографических данных, взятых из социальных сетей.

Необходимое оборудование для урока:

  • Компьютер

  • Тексты рассказов

  • Мультимедийный проектор

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная.

План урока:

  1. Организационный этап

1.Проверка Д/З. Мотивация учебной деятельности.

  1. Постановка цели и задач урока.

  2. Воспроизведение информации на новом уровне. (Чтение эпизода из биографии М.Пришвина).

1.Проверка понимания текста.

  1. Пересказ текста обучающимися с включением цитаты.

  2. Анализ миниатюры «Власть красоты».

  3. Монологическое высказывание на предложенную тему: «Природа родного края».

  4. Работа с текстом «Осеннее утро»(Сопоставление)

  5. Информация о домашнем задании.

  6. Рефлексия.

Данный урок проводится как интегрированный с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника, сборников для подготовки к ОГЭ под редакцией разных составителей. Появляется возможность активно включиться в процесс обучения. Данная разработка является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных: следовать заданной цели, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.



Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.



Результативность: Комплексная подготовка к сдаче собеседования по русскому языку, тренировка в выполнении заданий 2 и 3 ОГЭ по русскому языку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!