СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово, опаленное памятью…(интегрированный урок «литература + история») в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово, опаленное памятью… (интегрированный урок «литература + история» в 11 классе). Данная разработка делалась совместно с Малхасян Н.В,, учителем истории МОУ СОШ №81, кандидатом исторических наук. Цель урока: познакомить одиннадцатиклассников с поэзией военных лет. Задачи урока: - научить слушать поэтические строки, понимать чувства авторов этих строк, - познакомить с творческим наследием поэтов-фронтовиков, - помочь учащимся понять, что важным на войне было не только победить врага, но и – что еще важнее! - остаться человеком, - продолжать патриотическое воспитание учащихся, выходящих в скором времени во взрослую жизнь. Оформление, ТСО: - выставка книг о Великой Отечественной войне, - фотовыставка/компьютерная презентация (портреты поэтов-фронтовиков, фото военных лет), - аудиозаписи с песнями военных лет, - видеозаписи фильмов о начале Великой Отечественной войны, о победе. Эпиграф: Люди! Покуда сердца стучатся, - Помните! Какою Ценой Завоевано счастье, - Пожалуйста, Помните! Р.Рождественский.

Просмотр содержимого документа
«Слово, опаленное памятью…(интегрированный урок «литература + история») в 11 классе»

Разработали урок

Фролова Любовь Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №36 г.Ярославля,

кандидат педагогических наук,

Малхасян Надежда Вадимовна,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №81 г.Ярославля,

кандидат исторических наук


Слово, опаленное памятью…

(литературная часть интегрированного урока «литература + история» в 11 классе)


Цель: познакомить одиннадцатиклассников с поэзией военных лет.

Задачи:

- научить слушать поэтические строки, понимать чувства авторов этих строк,

- познакомить с творческим наследием поэтов-фронтовиков,

- помочь учащимся понять, что важным на войне было не только победить врага, но и – что еще важнее! - остаться человеком,

- продолжать патриотическое воспитание учащихся, выходящих в скором времени во взрослую жизнь.


Оформление, ТСО:

- выставка книг о Великой Отечественной войне,

- фотовыставка/компьютерная презентация (портреты поэтов-фронтовиков, фото военных лет),

- аудиозаписи с песнями военных лет,

- видеозаписи фильмов о начале Великой Отечественной войны, о победе.


Эпиграф:

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою

Ценой

Завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Р.Рождественский.


1. Кинофильм о начале войны.

Вступительная беседа по истории.


2. Основная литературная часть урока.

Учитель литературы.

Неотступна память о войне, всё это живет в душе, не стёрлось, не сгладилось, не потускнело. То, что пережито в те дни, стало неотделимой частью нашего духовного опыта.

Ученик (наизусть):

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой,

Человеку было двадцать лет…

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех врагов, что рвутся на восток.

Кто его посмеет осудить,

Если будет он жесток?


Суровые строки Алексея Суркова подчеркивают, что Великая Отечественная война с первых дней отличалась от каких бы то ни было иных войн глубиной всенародно-исторических бедствий и патриотического воодушевления.

Среди тех, кто воевал за независимость нашей Родины, среди тех, кто погибал за нашу с вами жизнь, было много поэтов, писателей. Рабочий стол их находился в редакции фронтовой газеты, или в блиндаже, землянке, или даже на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста… Поэты говорили от имени всего народа, они имели на это право, потому что были с народом.

Ученик (наизусть):

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

(Игорь Карпов)

(песня из к/ф «Белорусский вокзал» «Мы за ценой не постоим…» Б.Окуджавы)


Учитель истории.

Михаил Александрович Шолохов писал: «В дни войны… была у писателей одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к родине».

Пусть же сегодня звучат слова, опаленные памятью. Слова тех, чьи имена известны и неизвестны; слова тех, кто принадлежал к военному поколению, о котором поэт Павел Коган сказал:

Моё поколение – это зубы сожми и работай,

Моё поколение – это пулю прими и рухни.


Учитель литературы.

Постараемся понять, что же было главным в жизни для людей того поколения и каков наш долг перед ними (постановка цели урока).

Ваша задача: слушая выступающих, записывать имена поэтов, основные темы их стихотворений, попытаться определить чувства, наполнившие поэзию военных лет.


Учитель истории.

Каждый год, накануне Дня Победы, чуть потеснив сегодняшние, мгновенно завоевывающие популярность и так же быстро ее теряющие песни, начинают звучать с эстрады, по радио и телевидению пенсии времен Великой Отечественной войны.

Вот – суровая, пронзительно-тревожная, зовущая в бой «Священная война» В.Лебедева-Кумача (звучит песня).

Вот – задумчивая, щемяще-грустная «Землянка» А.Суркова (звучит песня либо в записи, либо в исполнении девушек).

Вот – задушевная, теплая и в то же время героическая «В лесу прифронтовом» М.Исаковского (звучит песня).


Учитель литературы.

А вот – «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Соловьи», «Звездочка», «Давно мы дома не были» и, наконец, «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»… Звучит Алексей Фатьянов…

(Рассказывает подготовленный ученик) Михаил Зорин вспоминает: «Лето 1942 года… Кровопролитные бои в районе Харькова и на Дону, оставленные города, жертвы, потери, трагедия Керчи величие и горе Севастополя.

Шестая германская армия Паулюса, оставляя на своем пути кровавый след, рвется к Волге.

А тут стихи:

На солнечной поляночке,

Дугою выгнув бровь,

Парнишка на тальяночке

Играет про любовь…

Стихотворение дали читать всем работникам редакции, куда Алексей Фатьянов, красноармеец, принес его. И, конечно, некоторые подвергли его резкой критике.

- Ну, что ты скажешь? О чем он пишет? И когда?

- Сейчас нужен гнев Эренбурга, страсть Симонова, мужество Суркова. Сейчас нужны такие стихи, как «Убей немца», а он пишет черт знает что и несет в военную газету…

Редактор вызвал Фатьянова. Он сказал ему, что говорят об этом стихотворении в редакции.

Алексей не мог доказать, не мог защищаться, не мог логично убеждать. Произнес только одну фразу:

- Но любовь осталась и в войну…

- Осталась, - улыбнулся редактор.

И приказал стихотворение напечатать…»


Учитель литературы.

Время, казалось, было такое, когда людям совсем не до песен, и тем более не до веселых песен. Но песни на стихи Алексея Фатьянова (музыка Соловьева-Седого) разлетались по разным фронтам, находили себе союзников и друзей, завоевывали солдатские сердца.

(Рассказывает подготовленный ученик) Вспоминает поэт Николай Старшинов: «Августовским утром 1943 года после длительного ночного марша по смоленским болотам и чащобам наша часть вышла на опушку леса. Мои товарищи в полном боевом снаряжении – с винтовками, автоматами и пулеметами, которые несли на себе всю ночь, от усталости едва ли не валились с ног. Тут мы и услышали отчаянно веселую, зажигательную песню, а потом уже увидели наших разведчиков, лежащих среди густой некошеной травы в пестрых маскхалатах…

(Звучит «На солнечной поляночке», 1-ый куплет громко, а на фоне остальных продолжают звучать слова)

Песня ворвалась в солдатские сердца. В ней было столько удачи и задора, что как-то сама собой забылась усталость, прибавилось сил…».

«Будто бы ее сочинил сам Василий Тёркин, неунывающий фронтовой весельчак и балагур», - добавляет Михаил Матусовский.

Сам Алексей Фатьянов говорил: «Тяжёлое время, но вот меня тянет писать лирику. О любви к земле, к девушке, ожидающей воина, о тоске по родному дому. Не утратили же люди эти чувства?»

(звучит музыка «В лесу прифронтовом», на ее фоне)


Учитель истории. Есть такая картина советского художника: в утреннем туманном лесу, укрывшись шинелями, прямо на земле спят бойцы. Только одному молодому солдатику не спится, вот он осторожно приподнялся с земли и широко раскрытыми, удивленными глазами смотрит на этот странный рассвет, на теряющиеся в дымке осинки и березки. Что приснилось ему – дом родной с кем-то стоящим на деревянном крылечке, или вот сейчас, на весеннем рассвете, сочинил он стихи про этот лес, про спящих рядом с ним товарищей?

И вспоминается ласковая и глубокая песня о соловьях, которые вдруг, забыв о войне, запели в прифронтовом лесу и растревожили сердца солдат.

(песня «Соловьи» - или, на выбор, чтение учеником наизусть)


Учитель литературы. Такие песни нужны были на фронте, как весточки из дома, как драгоценные письма, приходящие по полевой почте. В них нельзя было обмануть или сфальшивить хотя бы единым словом. И солдаты признавали эти песни своими, пели и переписывали их со страниц армейских газет, и это было самое высокое признание, о котором только может мечтать художник.

Читая произведения военного времени сейчас, более полувека спустя, мы яснее понимаем источник внутренней силы целого поколения. Когда грохотали пушки и смерть стояла у солдата за спиной, он верил, что его хранит любовь: любовь к Отечеству, любовь матери, любовь женщины, любовь к женщине. Такая любовь, осмысленная по грозному счету войны, предстает в лирике Константина Симонова: «Мы умираем, заслонив собой вас, женщин, вас, беспомощных и милых…»


(Читает подготовленный ученик)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941


Слова этого известнейшего стихотворения звучат как мольба, как молитва, как заклинание. Как важно было солдатам знать, что о них помнят, их ждут, что их примут с любовью, даже если они вернутся калеками! Как необходима была такая вера там, на фронте!

(Песня «Тёмная ночь» один куплет; если есть поющие ученики – поют вживую)


На самой страшной войне XX века и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, ее детей.

Рассказывает подготовленный ученик. Одной из таких женщин-солдат была замечательная поэтесса Юлия Друнина.

Качается рожь несжатая

Шагают бойцы по ней

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.


Она родилась в 1924 году в Москве. Вспоминая о своих школьных годах писала: «Мое поколение росло овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом – «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь». Не они ли, светловолосая девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый неистовый Павел Корчагин – привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт?»

(Читает подготовленная ученица)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.


Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.


Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Юлия Владимировна Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

(Читает подготовленная ученица)


Не знаю, где я нежности училась,-

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.


В моих глазах — обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.


Нет!

Мы с тобой узнали не по сводкам

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.


А вечером

над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, —

Быть может, на дороге фронтовой…


Горечи и боли полны эти строки. Но именно боль и страдание учили людей оставаться людьми, учили состраданию и нежности, как бы парадоксально это ни звучало…

Учитель истории. Война! Это всегда страшное зло. Она отнимает жизнь у людей, калечит их судьбы. Великая Отечественная не была исключением. Она унесла жизни двадцати семи миллионов наших людей. Принесла много страданий.

Ни один прошедший войну не сможет забыть, что это такое. Многим казалось, что после всего пережитого в них не останется ничего человеческого.

Учитель литературы. Наша современница, писательница Светлана Алексиевич задумала и написала книгу «У войны не женское лицо», где собраны воспоминания женщин-участниц Великой Отечественной войны. Читаешь их и удивляешься – как смогли эти хрупкие создания выстоять в нечеловеческой борьбе и остаться людьми. Более того – остаться женщинами…

Послушайте один из рассказов.

(Исполняет подготовленная ученица)

Санинструктор Ольга Яковлевна Омельченко вспоминает: «Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время – тоже история. Вот у меня такие чувства были. Я до сих пор не верю, что я живая осталась. И раненая, и контуженная, но живая. Глаза закрою, всё снова перед собой вижу. Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат рядом стоял, охранял, его спалило… Уже это был не человек, а черный кусок мяса… Он только подскакивает, а все смотрят из окопчиков, и никто ничего, все растерялись. Схватила я простыню, побежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он вот так покидался, пока сердце разорвалось, и затих…

Разнервничалась, в крови вся. Кто-то из старых солдат подошел, обнял, слышу, говорит: «Кончится война, и если она останется жива, с нее человека уже все равно не будет, ей теперь всё». Мол, что я в таком ужасе, пережить его, да еще в таком молодом возрасте…»

Учитель литературы.

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Ю.Друнина., 1943)


Учитель истории. Какими же надо быть, чтобы всё это вынести? Одна из женщин-участниц войны ответила на этот вопрос так: «Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова; уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце будущего ребенка. Вот и разбирайтесь с этим, что это за люди были. Нам незачем в этом разбираться, мы такими были. Нас такими воспитали, что Родина и мы – одно и то же».

(Читают подготовленные ученики: юноша и девушка)

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Девушка. Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Юноша. Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Юноша. Самое лучшее и дорогое – Родина!

Горе твое – это наше горе, Родина!

Девушка. Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава, Родина!

(Р.Рождественский)

Учитель литературы. Сергей Орлов в одном из своих стихотворений сказал, что вся наша планета как солдатский мавзолей: всё пережитое, выстраданное за годы Великой Отечественной войны переплавляется в монументальный образ Памяти.

(Читает подготовленный ученик)

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля

На миллион веков.

И млечные пути пылят

Вокруг него с холмов.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.


Время рубцует раны, но память остается вечной и не дает нам успокоиться. Об этом стихотворение Юрия Кузнецова, который в войне не участвовал, но для которого война осталась горькой памятью о погибшем отце.

(Читает подготовленный ученик)

Возвращение.

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым –

Ни могилы, ни боли.


Мама, мама, война не вернет…

Не гляди на дорогу.

Столб крутящейся пыли идет

Через поле к порогу.


Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука

Фронтовые.


Всякий раз, когда мать его ждет, -

Через поле и пашню

Столб крутящейся пыли бредет,

Одинокий и страшный.


(звучит песня «На всю оставшуюся жизнь» или «Журавли»)


Учитель истории. …Поэты военного поколения, те, о которых сегодня шла речь, и те, кого мы не успели вспомнить, внесли огромный вклад в развитие нашей отечественной поэзии. В страшные годы Великой Отечественной войны ими были написаны в самых трудных условиях стихи, которыми может гордиться поколение тех лет.

Учитель литературы.

Первый вариант: Беседа

- Вот и закончился наш довольно краткий, совсем неполный рассказ и поэзии военных лет. Скажите, что взволновало вас, может быть, потрясло, запомнилось, наконец…


- О чем писали поэты в страшные, тяжелые военные годы?


-Что помогло и помогало людям выжить?


Второй вариант (используется в том случае, если школьники знакомы с технологией синквейна):

Даем учащимся время, чтобы они составили синквейн по материалам урока, а затем просим нескольких человек прочитать свои синквейны и прокомментировали их.


3. Кинофильм о Победе.

Беседа учителя истории с учащимися о финале Великой Отечественной войны.


4. Заключительная литературная часть урока (особенно важно ее предусмотреть на тот случай, если остается время).


Учитель литературы. Наверное, всем известны строки стихотворения Алексея Фатьянова, выражающие высокую радость Победы, кровное солдатское братство.

(можно читать, можно поставить песню)

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои…

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?


Я хожу в вечерний час заката

У тесовых новеньких ворот.

Может, к нм сюда знакомого солдата

Ветерок попутный занесет?


Мы бы с ним припомнили, как жили,

Как теряли трудным верстам счет.

За победу б мы по полной осушили,

За друзей добавили б еще…


- Скажите, пожалуйста, какие еще стихи вы могли бы поставить рядом с этими.

(варианты учащихся)


(звучит песня «День Победы»)


Учитель истории. Низкий поклон наш всем тем, кто не щадил своей жизни ради жизни на Земле…


(звучит песня «Поклонимся великим тем годам»)








Комментарий учителя истории:

Коллеги могут самостоятельно подобрать фрагменты учебных фильмов о начале и окончании Великой Отечественной войны и построить беседу с классом в зависимости от уровня подготовки учащихся, степени их заинтересованности в теме. Безусловно, можно повторить основные даты войны (начало, конец, основные битвы), имена полководцев, героев войны, однако считаем необходимым сказать и о том, что беседу по истории можно построить, очень тесно связав ее с основной темой урока: поговорить с детьми о культуре времен Великой Отечественной войны, вкладе деятелей культуры в дело победы над фашизмом. Поэтому вниманию коллег мы предлагаем ряд вопросов, которыми можно дополнить или на которых можно построить беседу по истории в ходе данного интеграционного урока.


Вопросы для интегрированного урока по литературе-истории.

1. Чему были посвящены произведения деятелей культуры в годы Великой Отечественной войны?

2. Почему в годы войны большое внимание уделялось произведениям на историческую тему? (Это содействовало развитию культуры и ее патриотических традиций, служило опорой руководству страны в духовном сплочении нации против фашистских захватчиков).

3. Какая музейная редкость Ленинграда исчезла во время Великой Отечественной войны и не найдена до сих пор? (Янтарная комната).

4. Про какого известного советского композитора О. Берггольц сказала: «Этот человек сильнее Гитлера!» (Про Д. Шостаковича, написавшего 7 (Ленинградскую) симфонию).

5. Какие музеи в пригородах Ленинграда были полностью разрушены фашистскими захватчиками? (Большой Екатерининский дворец в Царском селе и Большой дворец в Петергофе).

6. Как называется роман А.А. Фадеева, повествующий о героическом подполье молодежи Краснодона? («Молодая гвардия»)

7. Кто стал прототипом «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого? (Советский летчик А.П. Маресьев)

8. Как называется поэма А.Т. Твардовского, повествующая о трудной судьбе женщины-матери, угнанной с детьми в фашистское рабство? («Дом у дороги»)

9. Назовите имя русского солдата героя поэмы А.Т. Твардовского, воплотившего национально-патриотические традиции, ожившие в годы Великой Отечественной войны и ставшего символом военного времени. (Василий Теркин)

10. Назовите поэтов, чьи стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны были полны необычайного эмоционального накала и особо любимы широкой общественностью. (А.А. Суриков, М.В. Исаковский, О.Ф. Берггольц, К.М. Симонов, М.И. Алигер).

11. Какие элементы великого прошлого русского народа, составлявшие славу русского оружия? (В Красной Армии были восстановлены мундиры и погоны старой русской армии, появились ордена имени выдающихся полководцев и флотоводцев прошлого – А.Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Богдана Хмельницкого).

12. Какие фильмы вышли в годы Великой Отечественной войны и сразу же полюбились и фронтовикам, и труженикам тыла? (Парень из нашего города», «Два бойца», «Радуга», «Секретарь обкома»).

13. Какие песни советских композиторов военных лет пользовались массовым успехом? («Священная война» А.В. Александрова; «Катюша» и «В лесу прифронтовом» М.А. Блантера; «Вечер на рейде», «Соловьи» В.П. Соловьева-Седого и др.)

14. Какое значение имели выступления артистов театра и кино на фронте, в госпиталях, в тылу? (Ответ развернутый).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!