СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Слово о полку Игореве". Справочный материал для изучения произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст включает в себя справочные материалы по истории обнаружения памятника, историческую основу произведения, характеристику основных и второстепенных героев, поэтику и объяснение сложных понятий.

Просмотр содержимого документа
«"Слово о полку Игореве". Справочный материал для изучения произведения.»


«Слово о полку игореве»

Памятник русской средневековой литературы конца 12 в.

История находки текста «Слова о полку Игореве»


Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины — графом Алексеем Мусиным-Пушкиным. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и сбивчивый характер.

Первое печатное известие об открытии «Слова» появилось за границей, в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» 1797 г. (октябрь). «Два года тому назад, — писал неизвестный автор статьи из России, — открыли в наших архивах отрывок поэмы под названием: „Песнь Игоревых воинов“, которую можно сравнить с лучшими Оссиановскими поэмами». Первое издание 1800 г., подготовленное Мусиным-Пушкиным, под заглавием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича».

КИЕВСКАЯ РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.


В 1125 в Киеве умер великий князь Владимир Мономах, выдающийся государственный деятель, полководец и писатель, возвеличенный летописями и воспетый устным народным творчеством. Со смертью Владимира закончилась целостная эпоха древнерусской истории — эпоха существования относительно единой феодальной монархии. Мономах был последним «самодержцем» Русской земли, единолично ею правившим. Вскоре после его кончины централизованное государство Владимира Святославича и его потомков с единовластным способом руководства вдруг и как будто внезапно распадается на полтора десятка земель и княжеств, чьи властители выходят из-под руки великого князя киевского, отваживаясь даже мериться с ним силами. Далеко не всегда победы одерживали великокняжеские полки.

К середине XII в. Киевская Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности, отразившуюся на страницах летописи и в «Слове о полку Игореве» в картинах нескончаемых междукняжеских войн, когда брат шел на брата, а сын сталкивал с престола отца. Пылали города и села, гибли тысячи русских людей, а враги почти безнаказанно грабили Русскую землю, видя, что князья и бояре подняли мечи друг против друга, вместо того чтобы совместно защищать родину.

Однако времена феодальной раздробленности вовсе не были эпохой экономического и культурного упадка Киевской Руси. Вторая половина XII в. ознаменовалась активным развитием земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов, внутренней и внешней торговли, подлинным расцветом городской жизни, возникновением многочисленных. новых и эволюцией старых городов.

Создавались прекрасные произведения архитектуры: Борисоглебский собор Чернигова, Успенский собор Владимира -на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Это была эпоха иконописи, фресковой живописи, книжной миниатюры, прикладного, в особенности ювелирного, искусства. Настоящий подъем переживало летописание, получившее развитие не в двух-трех городах, как ранее, а в стольных градах основных княжеств.

Феодальная раздробленность была исторически закономерным явлением. Не случайно ее в той или иной форме пережили почти все государства средневековой Европы. Наступление эпохи раздробленности было вызвано социально-экономической эволюцией восточнославянского общества. Она вызревала в его недрах несколько десятилетий. Первые ростки раздробленности проявились в феод.альных смутах на Руси вскоре после смерти Ярослава Мудрого (1054). Однако тогда они еще не набрали силу. Речь идет об исторически объективном и неуклонном развитии производит. сил и производств. отношений, подъеме экономики во всех землях, княжествах и городах. Вотчинники-бояре, обросшие землями и прочими богатствами, обзаведшиеся укрепленными замками и дружинами, стремились к независимости от общерусского правительства, к решению на свой лад вопросов внутренней и даже внешней политики. Лишь могущественным властелинам типа Всеволода Большое Гнездо или Даниила Галицкого было под силу справляться с боярством.

Стольный град Руси – Киев превращается в общее владение группы сильнейших князей, потомков Владимира Святославича.



Историческая основа

В основе сюжета – неудачный половецкий поход князя Новгород-Северского Игоря Святославича, который он осуществил весной 1185 г. в союзе с другими князьями. За год до этого события Киевский князь Святослав предпринял удачный поход в союзе с князем Рюриком Ростиславичем против половецкого хана Кобяка. Но князя Игоря и других князей Новгород-Северской земли в этом походе не было. Может быть, поэтому через год князь Игорь. Опасаясь, что его обвинят в умышленном бездействии, предпринял свой безрассудно смелый поход с малыми силами против половецкого хана Кончака. Летописи рассказывают об этом историческом эпизоде достаточно подробно. Помимо Игоря в походе участвовали оба его сына и брат. В сюжете «Слова…». существенное место уделено описанию солнечного затмения, случившегося 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича. Это затмение упоминается и в летописных рассказах о походе. Расчет застать половцев врасплох не оправдался, но князь решил, что возвращаться без боя позорно. В первом сражении враги были обращены в бегство, частью захвачены в плен. Но на следующее утро Игорь обнаружил, что окружен громадным полчищем половцев. Трое суток томимые жаждой, отрезанные от воды русские воины пробивались к Донцу. Утром четвертого дня дрогнули вспомогательные полки. Пустившийся вдогонку остановить их Игорь был схвачен половцами. Ободренные победой над Игорем, половцы нанесли удар по русским землям и подвергли их разорению. К пленнику относились почтительно, он пользовался определенной свободой. Когда половец Лавр предложил помочь бежать, Игорь поначалу отказался, но, узнав, что возвращавшиеся с набега на Переяславль половцы собираются перебить всех пленных, согласился. Ночью, пока стража веселилась, он перебрался через реку. Спасаясь от погони, Игорь одиннадцать дней скакал до пограничного города Донца.


Золотое Слово Святослава

Порядок имен князей в призыве Святослава. выстроен в соответствии с их могуществом и местом на иерархической лестнице. Первым назван «старейший» на Руси Всеволод Юрьевич Суздальский, вторым — владетель южной Русской земли и фактический соправитель Святослава Киевского Рюрик Ростиславич. Затем упомянут его брат Давид Смоленский. На четвертом месте стоит сильный галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл). Далее идут Роман Мстиславич, резко усилившийся к концу XII в., и его преемник на галицком столе Мстислав Мстиславич Удатный. Потом в обращении названы князья второго ряда. Во-вторых, автор «Слова…» взывает о помощи к тем князьям, которые тогда имели «часть» в южной Русской земле и, следовательно, просто обязаны были защищать ее.

Важнейшим фактором, способствовавшим поддержанию государственности восточных славян в эпоху раздробленности, было сохранившееся и даже развивавшееся единство материальной и духовной культуры древнерусской народности. Этому способствовала безусловная общность для всех княжеств и земель культурного наследия Киевской Руси эпохи существования единой раннефеодальной монархии. Драгоценнейшим элементом общности древнерусской народности во второй половине XII в. и в эпоху раздробленности было чувство единства всех восточных славян, которое они вынесли из предыдущего времени и продолжали развивать в неблагоприятных, казалось бы, для этого условиях.

В конце XII в. правом старшинства в Киевском княжестве обладал Святослав Всеволодович, представитель династии Ольговичей, — при соправителе Рюрике Ростиславиче (династия Ростиславичей - потомков Владимира Мономаха). Святослав Всеволодович приходился двоюродным братом героям «Слова…» князьям Игорю и Всеволоду.

Ко времени событий, описанных в «Слове…», влияние Киева на другие удельные княжества было скорее морального, нежели политического свойства. Реальная власть постепенно заменилась памятью о прежнем величии киевского стола, внушавшей уважение, но не более того. Именно такое, моральное, старшинство дало повод Святославу Всеволодовичу произнести свое «золотое слово».


Поэтика «Слова о полку Игореве»

Прежде всего обратим внимание на характер метафорического мышления автора «Слова…». Метафора — главный из поэтических тропов (приемов), с особенностями которого в той или иной мере согласуются в поэтической системе все остальные. Вместо указания на выступление в поход говорится, что князь сел на коня против кого-либо или за кого-либо, или более узко — вдел ногу в стремя; вместо «начать битву» — «преломить копье»; вместо «завоевать город» — «расшибить городу врата» и др. Особое поэтическое воздействие имеют в «Слове…» термины, образы и метафоры из военного, земледельческого и охотничьего быта. Только эстетически знаменательные явления в самой жизни становятся достоянием художественности произведения.

Поскольку язычество еще не угасло в XII в., оставив по себе верования, перешедшие в поэтические образы, то образы, заимствованные из языческих представлений о мире, составляют основную часть художественности «Слова…».

Метафора в худ. лит-ре нового времени — одна из разновидностей сравнений. Поэтому в этой лит-ре метафора употребляется без веры в знаменуемое ими бытийное явление. Напротив, в древнерус. лит-ре метафора, отнюдь не основываясь на внеш. сходстве, вскрывает внутр. связь явлений, символич. смысл. Причем характерно, что метафора В «Слове...» встречаются сравнения. Последние вводятся обязательно с помощью союза «аки»: куряне «сами скачють, аки сѣрыи влъци въ полѣ»; «по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо», телеги «крычать» как «лебеди роспущени». Близко к сравнениям стоит противопоставление. «Дѣти бѣсови кликомъ поля прегородиша, а храбріи русици преградиша чрълеными щиты». Сравнение с волками в «Слове…» связано с представлениями об оборотничестве, половцы сравниваются с выводком пардусов — охотничьих зверей. Сама мысль в «Слове…» может лететь под облаками, тоска разливаться «по Руской земли», а «печаль жирна» течь «средь земли Рускыи». Но, с другой стороны, материальные объекты могут испытывать чувства, свойственные духовному миру человека: «Злато слово» может быть изронено и смешано со слезами.

Сравнения действующих лиц с теми или иными зверями или птицами («серым волком», «сизым орлом», соколом, соловьем и т. д.) позволяют искать корни представлений об оборотничестве. Особенно это касается тех действующих лиц, которые относятся к старому времени (Боян, Всеслав Полоцкий).

Характерная черта поэтики «Слова…» — перечисления, которыми усиливается экспрессия, сила воздействия текста: «Тогда врани не граахуть, галицы помлъкоша, сорокы не троскоташа, по лозію (полозие) ползоша только».

Образы в «Слове…» берутся только из некоторых областей жизни, которые виделись сознанию автора как художественные, достойные включения в произведение. Это земледелие, княжеская охота, это жизнь природы — деревьев, зверей, птиц. Это космические явления: солнце, луна, это море, тучи, гроза, ветер. Земледелие связано с пирами, пиры — со свадебными обрядами. Те и другие — символы богов.

Если, напр., Ярославна сравнивается с зегзицей — кукушкой, то это, несомненно, потому, что ее сын Владимир находился в это время в «чужом гнезде» — в плену у Кончака.

Образы, примененные в начале «Слове…», словно бы раскрываются в дальнейшем. Так, например, автор говорит о воинах курянах: «.луки у них натянуты, колчаны отворены,

сабли изострены». Это перед походом, а после битвы Ярославна обращается к солнцу: «Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче», т. е. луки, напряженные перед походом, в битве ослабли, тулы, открытые перед походом (т. е. готовые к бою), оказываются заткнуты горем.

Раз употребив какой-либо образ, автор возвращается к нему еще раз — ближе к концу произведения. Образ сопутствует повествованию или обрастает новыми, близкими по духу образами.

Типичная особенность «Слова…» — обилие прямой речи различных персонажей. Наиболее значительные вкрапления прямой речи — это Плач Ярославны и «Злато слово» киевского князя Святослава. Кроме того, в «Слове…» приводятся слова и обращения Игоря, Всеволода Буй Тура, цитируется как прямая речь плач русских жен; приводится даже диалог половецких ханов Гзака и Кончака. Таким образом, прямая речь — это художественный прием автора, и он уже сам по себе свидетельствует о способности автора «переселяться» в действующих лиц своего произведения, смотреть на происходящее их глазами, выражать их мысли, отличные от собственных.

Мир «Слове…», определяющий выбор поэтических средств, — это мир широкой видимости и широкой слышимости. Всеслав в Киеве слышит, как ему звонят в Полоцке. На большом расстоянии друг от друга говорят Игорь и Всеволод. За одну ночь преодолевает огромные расстояния Всеслав Полоцкий. Мир, о котором пишет автор «Слова…», — это мир, охватывающий огромные расстояния, легко преодолеваемые быстрыми передвижениями, видимый словно из-за облачной выси.

Многие художественные приемы и образы «Слова…» связаны с особым поэтическим представлением о мире. Мир «Слова…» — весь живой, единство природы и человека, культ земли, воды, солнца, одушевленные и неодушевленные явления в природе связаны.

«Два больших куска текста в «Слова…», посвящены Олегу Святославичу и Всеславу Полоцкому, символизируя и объясняя судьбу их внуков. Автор постоянно пользуется ассоциациями, когда политика и поведение внуков как бы продолжают политику и поведение дедов.

«Слово…» создано в эпоху монументально-исторического стиля, представленного во всех видах искусства и в известной степени смыкающегося с таким же стилем, распространенным во всех европейских странах раннего средневековья. Характерные черты этого стиля: охват авторским повествованием огромных пространств и широкие временны́е границы, легкость передвижения в этих больших пространствах, значительность тем. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.



Природа в «Слове о полку Игореве».

В «Слове…», сравнительно с другими памятниками древнерусской литературы, необычно большое место уделено изображению природы. Это описание степи и населяющих ее животных и птиц, это разного рода уподобления, взятые из мира природы, это упоминания об «отклике» природы на события. Академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что в «Слове…» «нет пейзажа самого по себе», типичного для литературы нового времени. «Природа в „Слове“ введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход.

Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским воинам: солнце «тъмою» и ночь «грозою» предупреждают Игоря об опасности, тревожно ведут себя звери и птицы, в бегстве Игоря из плена ему помогает Донец. К природе — к ветру, солнцу, Днепру — обращается за помощью Ярославна; узнав о поражении Игоря, никнет от жалости трава, а деревья от горя преклоняются к земле. При этом П. в «Слове…», «не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая природа: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем ... Обильные и богатые эпитеты и сравнения Слова — сплошь из мира природы. Боян — соловей, Всеволод — Буйтур, поганый половчин — черный ворон. Боян растекается серым волком по земле, сизым орлом под облаками. С серым волком сравниваются также князь, дружина и Кончак. Князья, кроме того, сравниваются с солнцем, с месяцем, с соколами, дружина — с теми же соколами и со стадами галок, Ярославна с кукушкой, Игорь с горностаем, с белым гоголем, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом».

Особенно оригинально упоминание птиц в «Слове…». Боян сравнивается с орлом и соловьем, его игра на гуслях — с нападением соколов на лебедей, русские воины — с соколами, а половцы — с галками, бегущими к Дону, скрип половецких телег сравнивается с криком лебедей, враги русичей — с соколами, кречетами и черными воронами.

Явления природы, символизирующие различные беды (ветры, солнце, гроза, тучи, дождь, молнии, гром, реки текут),— знак и фон происходящих событий в те времена, «когда человек не отделял еще себя от природы».

Особое место в «Слове…» занимает воинская лексика:конь, копье, меч, сабля, седло, стрелы, стремя, стяг, шелом, щит и т. п.

В «Слове…» ярко представлены представления, которые почерпнуты из произведений народного творчества: звон — слава, увядание травы — горе, жемчуг — слезы, пир или жатва — битва, опадение листьев — разлука, трава ковыль — смерть, мутная вода — печаль, сокол — князь, ворон — враг, солнце — герой, птица — плач женщины.

Цвет в «Слове о полку Игореве»

Необыкновенно богат язык произведения. Вот перечисление некоторых прилагательных:

багряный, белый, зеленый, серый, сизый, черный, черленый, серебряный, золотой, жемчужный, кровавый. Словосочетания рисуют запоминающиеся образы: кровавые зори, серебряные берега. Кровавые берега и кровавая река — залитые кровью, а значит, красные от крови. «Серебряное» стружие — сделанное из серебра. Метафора «жемчужная душа» построена на сравнении чистой души князя, в одиночестве умирающего на поле битвы, с чистой, светлой, перламутровой белизной жемчуга. Цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства. Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белого цвета, земная область людей, мир жизни — красного цвета, природный мир Земли символизировал зеленый цвет, нижний мир делился на водные глубины — синего цвета и подземный мир, преисподнюю — черного цвета. Не случайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цвета. В «Слове…» эпитет «синий» подчеркнуто связан с половцами и несет негативный смысл, в том числе и в выражении «синии молнии», которое употреблено в символическом значении. Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли.

«Синее вино» можно понимать как темное, мутное вино в сне Святослава.. Но кроме того, вино в «Слове…» — символ крови. Кровавое вино — это кровь русских, которой они напоили сватов-половцев на битве-пире. Синее вино, которым поят Святослава, — это кровь половцев. Во сне со Святославом происходит то, что на самом деле происходит с русскими на Каяле). А с печалью оно смешано потому, что Игорь и Всеволод «нечестно (без чести, без победы, напрасно) кровь поганую пролили». Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое», «посвечивает» золотой шлем Всеволода, как и другие золотые и позолоченные предметы. Игорь — «свет светлый». Тучи же, хотящие «прикрыть» четырех князей-солнц, — черные.

Идею света несет в «Слове…», помимо золотого и жемчужно-белого, еще и багряный цвет. Пурпуровый, менее густой, чем червленый, алее, самый яркий и чистый красный цвет. Багряными названы два погасших столпа, символизирующие двух младших русских князей, участвовавших в битве, — Святослава Рыльского и Владимира Путивльского (Игорь и Всеволод названы солнцами).

В «Слове…» рассматриваемое слово в разных случаях имеет разный смысл. «Босый волк» — это волк с серо-беловатой, после весенней линьки, летней шерстью (Игорь бежит из плена летом, поэтому сравнивается не с серым, а с босым волком). «Босуви врани» — это серые воро́ны с черной окраской головы, горла, крыльев, хвоста, клюва и ног (т. е. серо-черные). «Бусово время» — это, вероятно, в переносном значении — темно-серое, мрачное время. Исследователи давно обратили внимание на то, что «босуви врани» Сна Святослава перекликаются с выражением «время бусово» в речи бояр, толкующих сон. Злорадствующие по поводу поражения русских готские «красные девы» предстают во Сне Святослава как каркающие серые вороны: они воспевают мрачное темное время, когда черные тучи половцев прикрыли на Каяле всех четырех князей-солнц, когда тьма одолела свет.

В некоторых случаях автор использует, по определению, «нагнетание» мрачных, темных цветов, например, в символическом описании надвигающихся половецких войск (черные тучи, синии молнии, кровавые, т. е. зловещие, зори), в Сне Святослава (черная паполома, синее вино, синее море, «время бусово»). Им противопоставлены радостные, светлые картины: картина первого, удачного для русских, боя, где описание трофейного знамени, преподнесенного Игорю, построено на красном, белом, серебряном цвете, картина возвращения Игоря на родину: Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных от росы берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого дерева.






Князья, имена которых встречаются в «Слове о полку Игореве»


БОРИС ВЯЧЕСЛАВИЧ, воспользовавшись отсутствием князя Всеволода Ярославича, вышедшего в поход против своего брата Изяслава, захватил Чернигов, в котором прокняжил 8 дней, после чего бежал в Тмутаракань.

БРЯЧИСЛАВ ВАСИЛЬКОВИЧ. В С. упоминается князь Б. В. в рассказе о гибели в битве с литовцами князя Изяслава Васильковича.

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (1053—19.V.1125) — знаменитый князь Киевской Руси,сын переяславского, а затем киевского князя Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха. Крупнейший политический и военный деятель Руси.

ВЛАДИМИР ГЛЕБОВИЧ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ (1157 или 1158—1187) — внук Юрия Владимировича Долгорукого.

ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ (1170(?)—1212(?)) — сын Игоря Святославича, княжил в Путивле, а затем в Галиче.

ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (ок. 1150—1198) — сын Ярослава Осмомысла, брат жены Игоря Святославича, Ярославны, племянник (по матери) Всеволода Юрьевича. Был женат на дочери великого князя киевского Святослава Всеволодовича - Болеславе.

ВСЕВОЛОД СВЯТОСЛАВИЧ (ум. 17.V.1196) — князь трубчевский и курский, сын Святослава Ольговича Черниговского, брат Игоря Святославича Новгород-Северского. Герой «Слова о полку Игореве».

ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ (1154—13.IV.1212) — сын Юрия Долгорукого, известный в истории как Всеволод Большое Гнездо, дед Александра Невского.

ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВИЧ (упоминается в летописях с 1167 по 1209) — князь луцкий, сын киевского, а затем луцкого князя Ярослава Изяславича, правнук Мстислава Владимировича Великого.

ВСЕСЛАВ БРЯЧИСЛАВИЧ (ум. 14.IV.1101) — полоцкий князь, внук Изяслава Владимировича — сына Владимира Святославича и Рогнеды.

ДАВИД РОСТИСЛАВИЧ (1140—3.IV.1197) — князь вышегородский, затем смоленский, сын вел. князя Ростислава Мстиславича, брат Рюрика Ростиславича Киевского.

ИГОРЬ (РЮРИКОВИЧ) — киевский князь (ум. 945), по традиции считавшийся сыном Рюрика.

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (2.IV.1151—29.XII.1202) — сын Святослава Ольговича, внук Олега Святославича, главный герой «Слова о полку Игореве».

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1024—3.X.1078) — сын Ярослава Мудрого, княжил в Турове, после смерти отца стал киевским князем (1054), в 1068 бежал из столицы, когда мятежные киевляне возвели на киевский стол Всеслава Брячиславича.

ИНГВАРЬ ЯРОСЛАВИЧ — князь луцкий, сын киевского, а затем луцкого князя Ярослава Изяславича.

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ — князь дорогобужский, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха.

МСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ — князь городенский, внук Давида Игоревича по отцу и Владимира Мономаха по матери.

МСТИСЛАВ РОМАНОВИЧ — князь псковский, затем смоленский, киевский, сын великого князя Романа Ростиславича, участник войн с половцами в 80-х XII в.

МСТИСЛАВ РОМАНОВИЧ — князь псковский, затем смоленский, киевский, сын великого князя Романа Ростиславича, участник войн с половцами в 80-х XII в.

МСТИСЛАВИЧИ — потомки князя Мстислава.

ОЛЕГ ИГОРЕВИЧ - сын Игоря Святославича.

ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ - ( ум.1115) — князь черниговский, сын Святослава Ярославича. Дед князя Игоря. В «Слове о Полку Игореве» назван Гориславичем. Предположительно, за свой беспокойный нрав и за участие в те междоусобных войнах, которые породил он и которые принесли столько вреда русской земле.

ОЛЬГОВИЧИ — князья, потомки князя Олега Святославича.

ОСМОМЫСЛ — прозвище галицкого князя Ярослава Владимировича.

Ярослав назван так, потому, что у него было именно восемь «главных забот и дум»: он 1) «подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъкы», 2) «заступивъ королеви путь», 3) «затворивъ Дунаю ворота», 4) «меча бремены чрезъ облакы», 5) «суды рядя до Дуная», 6) «грозы твоя по землямъ текутъ», 7) «отворяеши Кіеву врата», 8) «стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями».

РОМАН СВЯТОСЛАВИЧ (ум. 1079) — князь тмутараканский, сын Святослава Ярославича Черниговского, внук Ярослава Мудрого, брат Олега «Гориславича» Черниговского, деда Игоря Святославича.

РОСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1069(1070)—26.V.1093) — сын великого князя Всеволода Ярославича, брат Владимира Мономаха, князь переяславский.

РЮРИК РОСТИСЛАВИЧ (ум. 1212) — сын Ростислава Мстиславича, внук Мстислава Владимировича, брат Романа и Давыда.

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (1050—15.IV.1113) — сын Изяслава Ярославича.

СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ (ок. 1125—27.VII.1194) — сын великого князя киевского Всеволода Ольговича, внук Олега Святославича («Гориславича»); князь черниговский с 1164; великий князь киевский.

СВЯТОСЛАВ ОЛЬГОВИЧ — князь рыльский, сын Олега Святославича Черниговского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского.

СВЯТОСЛАВ ОЛЬГОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (ум. 15.II.1164) — сын Олега Святославича («Гориславича»).

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (Ярослав Мудрый) (ок. 978—1054) — сын Владимира Святославича от Рогнеды.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (род. ок. 1130) — князь галицкий с 1153 по 1 окт. 1187. Прапраправнук Ярослава Мудрого, представитель династии Ростиславичей, выводившей начало от одного из старших сыновей Ярослава — Владимира и его сына Ростислава, княжившего в Тмутаракани.

ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ ЧЕРНИГОВСКИЙ (1139—1198) — младший брат Святослава Киевского, сын великого князя киевского Всеволода Ольговича, внук Олега Святославича («Гориславича»); великий князь черниговский (с 1179).

ЯРОСЛАВНА — жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).


Половецкие ханы, имена которых встречаются в «Слове…»


ГЗАК — половецкий хан, глава объединения донских половцев.

КОБЯК — хан лукоморских половцев, кочевавших юго-восточнее нижнего течения Днепра.

КОНЧАК — половецкий хан, сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана.

ОВЛУР (ВЛУР) — половец, помогший Игорю Святославичу бежать из половецкого плена.

РЕДЕДЯ — князь касожский.

ШАРУКАН (ШАРОКАНЬ) — половецкий хан, возможно, сын хана Осеня.

Объяснение мест, упомянутых в «Слове о полку Игореве».

БОРИЧЕВ ВЗВОЗ — наименование дороги, соединяющей возвышенную часть Киева с Подолом.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО — одно из княжеств Киевской Руси, образовавшееся в 1199 после присоединения волынским князем Романом Мстиславичем соседнего — Галицкого княжества.

ГАЛИЧ — город на правом берегу р. Луквы, вблизи места ее впадения в Днестр.

ДОНЕЦ — Северский Донец, правый приток Дона.

КИЕВ — один из старейших русских городов, возник как городское поселение не позднее VIII в. После захвата князем Олегом в 882 К. был объявлен стольным градом рус. государства. В XI—XII вв. киевский князь именовался великим и считался сюзереном др. русских князей. Одновременно Киев был главным городом одноименного княжества.

КОРСУНЬ. Исследователи и переводчики «Слова…». связывают Корсунь с находившимся на юго-западе Крымского п-ова (в черте совр. Севастополя) Херсонесом Таврическим, городом, основанным в V в. до н. э.

КУРЯНЕ – Курск был центром одноименного княжества.

ЛИТВА — народ балтийской языковой группы

ЛУКОМОРЬЕ – предположительно, Таманский полуостров.

НЕМИГА — небольшая река, приток Свислочи, ныне в пределах г. Минска.

НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ — город в Черниговском княжестве, на р. Десне

ОСКОЛ — левый приток Северского Донца.

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ (Переяславль-Русский, Переяславль-Южный, в отличие от Переяславля-Залесского на озере Плещеево) — один из крупнейших городов Киевской Руси, центр одноименного княжества (ныне г. Переяслав-Хмельницкий).

ПИРОГОЩАЯ — название киевского храма Успения Богоматери на Подоле по хранившейся там одноименной иконе.

ПОЛЕ ПОЛОВЕЦКОЕ — в древнерусском языке обозначение владений половцев и населяемой ими степи.

ПУТИВЛЬ — город в Северской земле, на правом берегу р. Сейм.

РИМОВ — город в Переяславском княжестве

РОСЬ — правый приток Днепра, река, пограничная с половецкой степью.

РЫЛЬСК — город в Курском княжении на реках Сейме и Рыле.

СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО — одно из княжеств в составе Киевской Руси на земле кривичей.

ТМУТАРАКАНЬ — город, находившийся на Таманском полуострове (в р-не нынешней станицы Тамань)

ТРУБЧЕВСК — город на Десне, ныне в Брянской обл. России.

ЧЕРНИГОВ — город на р. Десне, центр одноименного княжества.

Сложные понятия, встречающиеся в «Слове…»


ВОЛК. Этот хищный зверь упоминается в «Слове..». девять раз, что вполне естественно, так как образ В. занимает одно из главных мест в худежественной системе славянского и тюркского эпоса.

ДРУЖИНА — в Киевской Руси состояла из воинов-профессионалов, подчинявшихся непосредственно князю, и участвовала в воен. походах.

ДЯТЛЫ своим стуком указывали месторасположение дубрав — зарослей деревьев по берегам рек.

ЖЛЯ. Слово Жля употреблено в «Слове...» при описании горя, охватившего Русь после разгрома Игорева полка

КМЕТИ. — лучшие, опытные, бесстрашные воины.

КОНЧАК — половецкий хан, сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана.

КОЩЕЙ – употреблено для обозначения человека низкого, коварного, неблагодарного.

МГЛА. Это слово употреблено в «Слове...» пять раз. В древнерусском языке оно имела значение «туман», «темнота, мрак».

ПОЛОВЦЫ. Так именовали этот степной народ древнерусские летописцы в XI—XIII вв. Европ. хронисты называли их команами, а в вост. источниках они фигурировали под именем кипчаки. Они повествуют о процветании обоих этносов, об их полукочевом и частично даже оседлом быте, об их городах. Центр каганата помещался на Иртыше, кипчаки в X в. кочевали в юго-восточном Приуралье.

САЛТАН — титул правителя у восточных народов.

СМАГА - встречается в значении «сухость, жар».

СОКОЛ Образ сокола является в «Слове…» символическим. Символика сокола в фольклоре и лит-ре славян основывалась прежде всего на его повадках и особенностях соколиной охоты. Сокол — это воин-герой, богатырь, и в первую очередь князь, стоящий во главе своей воинской дружины.

СОЛОВЕЙ (славий). Это слово употреблено в «Слове...» трижды, в одном случае в прямом значении как название птицы, отличающейся прекрасным пением, а в двух других — в переносном, образном значении, для характеристики человека, славящегося искусством пения, искусного слагателя песен.

СТРИБОГ — языческое божество вост. славян.

СТРУГА — поток, ручей.

СТРУЖИЕ — древко; древко копья; элемент воинского или княжьего атрибута.

СТУГНА — правый приток Днепра, впадающий в него 30 км ниже Киева.

СТЯГ — военное знамя, а также войско, полк, выступающий под отдельным знаменем.

СУЛИЦА — дротик, метательное копье, представляющее собой железный наконечник длиной 15—20 см

ТЕРЕМ — здание, увенчанное шатровой крышей.

ХОРС — язычески бог восточных славян.

ЧАГА — девушка-невольница.

ШЕЛОМЯ — древнерусское слово - термин, обозначающий холм, возвышенность

ЯРУГА — овраг.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!