Тема. «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник
мирового средневековья.
Цель: раскрыть и обосновать связь жанра и названия произведения; показать единство его содержания и формы; проанализировать историческую основу «Слова», дать понимание эпохи, отраженной в этом произведении; раскрыть патриотическую направленность «Слова», показать единство его содержания и формы; содействовать патриотическому воспитанию учащихся.
Развивающие цели:
-развитие умений грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;
-обогащение словарного запаса;
-развитие познавательных способностей обучающегося.
Воспитательные цели:
-воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям культуры родного народа;
-формирование чувства сопричастности многовековой истории нашей страны и гордости за свою Родину.
Коррекционные цели: формирование и проявление интереса обучающихся в ходе изучения нового материала; развитие словесно-логической памяти.
Оборудование: текст «Слова» в переводе различных авторов, репродукции картин В. Г. Перова «Плач Ярославны», В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».; учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа с классом.
1. Слово учителя.
Ребята,
Вы уже знаете, что в V веке до нашей эры в Древней Греции наиболее популярным жанром была трагедия, в начале нашего века в Риме – элегия. А какой из литературных жанров преобладал в средневековой Руси?..
(Обращение к записи на доске.)
Патерик — рассказы о святой жизни монахов.
Жития — рассказы о благочестивой жизни святых
Слово - торжественная речь, образец ораторского искусства на религиозную тематику.
Апокрифы — библейские рассказы.
Использовались жанры византийской и древнеболгарской литературы, обслуживающие нужды церкви. Они преследовали откровенно дидактическую цель.
2. Вопрос к учащимся.
От чего же зависят смена жанров в литературе и их популярность в определенные исторические периоды?
(От потребностей общественной жизни, от решения поставленных временем. В средневековой Руси необходимо б закрепить христианство как государственную религию, поэтому и использовались эти жанры.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Беседа с классом.
1) Запись на доске: «Слово о полку Игореве»- торжественная речь.
2) Учитель зачитывает отрывки из «Слова».
«И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей.
Тоска разлилась по Русской земле;
печаль обильная потекла посреди земли Русской...»
«И тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное...»
«Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните свои стяги,
Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую...»
«О, стонать Русской земле,
вспоминая первые времена
и первых князей!»
«Солнце светит на небе,—
а Игорь-князь в Русской земле...
Села рады, грады веселы.
Певши песнь старым князьям,
потом и молодым петь:
«Слава Игорю Святославовичу!»
3) Вопрос к учащимся.
Вы согласны с мыслью, что «Слово...» — это торжественная речь, в которой прославляются князь и его деяния?
4) Учитель зачитывает следующие отрывки из «Слова...»:
«Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом...
Пусть начнется же песнь эта по былинам
нашего времени...»
2. Слово учителя.
Автор «Слова...» назвал три литературных жанра: повесть, песнь, былина. (Повесть — жанр письменной литературы ("Почнемъ же, братие, повесть сию..."), песнь и былина — фольклорные ("Начата же ся тъи песни по былинамь сего времени...", "Певше песнь старымъ княземъ..."). Отсюда можно сделать вывод: жанровая система русской литературы к моменту создания «Слова...» не успела еще определиться, очевидно одно — перед нами произведение художественной литературы, то есть светское, оригинальное творение русского мастера слова.
Вместо слов «торжественная речь» на доске делается новая запись:
«Слово о полку Игореве» — художественное произведение, со сложной системой формы и содержания.
Содержание его неотрывно от формы, только рассматривая содержание, можно говорить о форме.
Отбором жизненных явлений писатель уже выражает свои идейные позиции. То, что он выбрал для изображения именно эти факты, свидетельствует о его мировоззрении, его идеях и идеалах. Поэтому в самом выборе жизненного материала выражается идейное содержание произведения. Избранным жизненным материалом художник утверждает свое понимание действительности.
3. Сообщение группы «историков» об исторической основе «Слова...».
Летопись свидетельствует о том, что события, описанные в «Слове...» происходили на самом деле. 23 апреля 1185 года князь Игорь Новгород-Северскии с сыном и племянником отправился в поход против половцев. В пути к ним присоединился брат Игоря Всеволод. 1 мая произошло солнечное затмение, это встревожило князей, но не остановило Игоря. Он рассчитывал внезапно напасть на половцев, но сам оказался окружен ими. После трехдневной битвы утомленная дружина Игоря была разбита, а сам князь попал к половцам в плен.
Темой «Слова...», непосредственным его содержанием, стала одна из драматических и горестных страниц древнерусской истории.
4. Исследовательская работа.
1) Задание 1 (первой группе учащихся).
Перечитайте эпизод побега Игоря из плена, выделите в повествовании два плана: эпический и лирический. Определите отношение автора к герою.
Перечитайте отрывок, рассказывающий о поведении князя Всеволода в бою. Выделите в повествовании эпический и лирический планы. Определите отношение автора к герою, основываясь на используемых им художественных приемах.
Справка.
В эпическом изображении в центре внимания — событие, в лирическом — переживание. Лирическое передается от первого лица эпическое — от третьего.
Перечитайте эпизод плача Ярославны («На Дунае Ярославнин голос слышится...»). Какие чувства, переживания героини выражены в этом эпизоде? Какой художественный прием использовал автор. Что помогает читателю определить отношение автора к Ярославне?
Справка.
Плач, причитания — жанр фольклора, традиционно элегическая импровизация, связанная преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью.
Вывод. Из всей биографии Игоря автор взял самый горестный и трагический эпизод, однако в авторском отношении к герою-неудачнику нет презрения и ненависти. Игорь изображен патриотом И мужественным воином, ему не хватило лишь политической мудрости. Чтобы быть хорошим князем, мало быть храбрым воином, нужно еще быть и дальновидным государственным деятелем.
В «Слове...» автор изображает Ярославну в самый драматический период ее жизни: муж - князь, в плену, враги разоряют йодную землю. Чтобы достичь максимальной степени обобщения и передаче личных и народных бед, автор прибегает к художественному приему плача (народному жанру, используемому в тошны лихолетья). Ярославна скорбит не только о своей судьбе и судьбе Игоря,— ее печаль и о воинах князя, а значит о судьбе всей Руси. Плач Ярославны передается прямой речью. Благодаря этому мысли и чувства героини как бы сливаются с мыслями и чувствами автора. Таким образом, эпическое соединяется с лирическим.
2) Задание 2 (второй группе учащихся).
Прочитайте текст, определите его композицию (построение). Занимает ли рассказ о походе князя Игоря все его содержание, описывает ли автор события непрерывно, от выступления князя в поход п до возвращения на родину? Если нет, то где и чем прерывается рассказ о походе? Почему автор так построил свое произведение. Каково конкретное (историческое) и идейное содержание «Слова...».
5. Слово учителя.
Всё в «Слове...» подчинено решению главной задачи: показать ужасающие результаты эгоистической междоусобной политики русских князей. Этим объясняется и выбор темы, и способ изображения судеб героев (горестные страницы биографий героев переплелись с трагическими страницами истории Руси).
Говоря об историческом содержании «Слова...», следует вспомнить о режиссерских раздумьях А. Тарковского, о его работе над сценарием к фильму «Андрей Рублев». В фильме отражена более поздняя эпоха, но звучит та же тема - междоусобные воины русских князей. «Тема междоусобия не политическая, а нравственная. Страшны не татары... страшно озлобление людей друг против друга и внутреннее рабство, рожденное страхом. Ужас поколения, пережившего разорение родины... грозными ордами, вошел в кровь русских людей, определил на многие века свойство характера народа»,— писал Тарковский.
Композиция (элемент формы), которая воплощается в содержании «Слова» |
и историческом (конкретном) | в лирических отступлениях (выводы и оценки автора) | в идеологическом (отношение к событиям, которое автор хочет вызвать у читателя) |
Неудачный поход князя Игоря с дружиной против половцев (1185 г.), его поражение и пленение, побег из плена | Воспоминания о прошлом Руси | Картины жизни Руси после походя Игоря, оценка похода иноземными послами, сон и речь Святослава, плач Ярославны |
Идея (элемент содержания), которая постигается через композицию |
Повод для глубоких раздумий о судьбах русской земли | Нынешние беды страны объясняются ее прошлым: поход оказался неудачным, потому что русские князья не объединились | Междоусобицы князей принесли стране больший вред, нежели внешние враги. Лишь покончив с ними, князья займутся благоустройством державы |
3) Задание 3 (третьей группе учащихся).
Из плача Ярославны выпишите все обращения, определите
адресата, вспомните, где вы уже встречались с подобным элементом поэтики?
Из речи Святослава («Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет...») выпишите поговорку, расшифруйте народную символику в речи бояр («Уже, князь, горе ум полонило») и в описании конца боя («На третий день к полудню»).
В «Слове...» многократно повторяются предложения такой конструкции. «Уже ведь, братья...»; «И застонал, братья...» О чем свидетельствует наличие этих поэтических элементов в языке «Слова...»? В разных фрагментах текста («Светлое и трижды светлое солнце...» — восемь строк; «Погасли вечером зори...» — четыре строки) посчитайте общее количество слогов и количество ударных слогов. Наблюдается ли в этом какая-то закономерность?
Справка.
Ритмическая проза — фонетически организованная проза с ощутимой для слуха упорядоченностью ритма — закономерностью чередования звуковых элементов.
6. Сообщение группы «искусствоведов» о мотивах «Слова...» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве и художественных переводах «Слова...».
«Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»,— писал А. С. Пушкин. Произведение, написанное в XII веке, стало источником вдохновения для многих русских мастеров искусства.
Уже в XV веке «Слово...» послужило литературным образцом для создания «Задонщины». О «Слове...» написано более тысячи исследований. Его переводили А. Жуковский, К. Майков, Л. Меи, А. Бальмонт, Н. Заболоцкий, Т. Шевченко.
Мотивы «Слова...» использовали в своих произведениях композиторы. В 60-е годы XIX века А. Н. Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь». Работа продолжалась 12 лет, и завершили ее уже в 1890 году Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов.
«Слово...» служило источником вдохновения и для живописцев В Г Перов написал замечательную картину «Плач Ярославны», кисти художника В. М. Васнецова принадлежит картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Отражено «Слово...» и в гравюрах художника XX века В. А. Фаворского (1860—1945), который сумел передать в своих работах тревожную атмосферу того времени. Большой интерес представляют работы Н. Рериха - его декорации к опере Бородина. На тему «Слова...» написана картина А. Ф. Максимова «Вещее затмение».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Письменно ответить на вопросы:
-Почему мысль о единении русских земель актуальна в « Слове…»?
-Почему в центре «Слова…» находится золотое слово Святослава?
(по выбору)