СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово» как историко-культурный памятник славянских народов. Наследование традиций «слова» (обзор «Задонщины»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Слово» как историко-культурный памятник славянских народов. Наследование традиций «слова» (обзор «Задонщины»)

Цель и задачи:

- показать через обобщение значение «Слова» и всей древнерусской литературы в истории культуры славян;

- обучать анализу художественного образа;

- развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания;

- воспитывать в каждой личности  необходимость  вырабатывать своё мнение.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: записи на доске, текст «Слова о полку Игореве».

Структура урока:

I. Разминка «Погружение».

II. Контрольно- подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».

III. Цель и цели.

IV. Сотворчество «Машина времени»

V.  Осмысление результатов работы. Эссе.

Просмотр содержимого документа
««Слово» как историко-культурный памятник славянских народов. Наследование традиций «слова» (обзор «Задонщины»)»

План-конспект урока русской литературы в 9 классе

__________________

Тема: «Слово» как историко-культурный памятник славянских народов. Наследование традиций «слова» (обзор «Задонщины»)

Цель и задачи:

- показать через обобщение значение «Слова» и всей древнерусской литературы в истории культуры славян;

- обучать анализу художественного образа;

- развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания;

- воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: записи на доске, текст «Слова о полку Игореве».

Структура урока:

I. Разминка «Погружение».

II. Контрольно- подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».

III. Цель и цели.

IV. Сотворчество «Машина времени»

V. Осмысление результатов работы. Эссе.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

4. Разминка. Погружение

Чтение учителем цитаты из текста: «И всё то совершил я. Недостоин я жить», - сказал князь Игорь в «Слове о полку Игореве».

- Почему же «Слово…» закачивается воспеванием князя Игоря: «Слава Игорю Святославичу»? Прочитайте последний абзац текста на странице 79 учебника.

На сегодняшнем уроке нам необходимо в этом разобраться.

5. Контрольно – подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».

- Какие бы вы задали вопросы, чтобы повторить и расширить наши знания об образе князя Игоря? (Можно пользоваться планом к анализу образа литературного героя).

Возможные вопросы:

- Когда жил Игорь и как он выглядел?

- Что он задумал? С какой целью отправился с дружиной в половецкие степи?

- Что произошло?

- Что стало с Игорем?

- Каково отношение к князю Игорю половецких ханов? Дружинников? жены Ярославны? автора? ваше отношение?

- Достоин ли князь Игорь помилования? Не лучше ли его предать позору и проклятиям?

Цель и цели.

Итак, какие цели вы ставите перед собой?

- понять, почему автор «Слова…» поёт славу Игорю;

- доказать, что князя Игоря можно простить;

- доказать, что князя Игоря нельзя простить…и т.д.

6. Сотворчество

Ролевая игра «Машина времени».

Разобьёмся на две группы:

I группа оценивает личность и поведение князя Игоря с точки зрения наших современников. Кто-то будет в роли судьи, кто-то – обвинителя, кто-то – защитника, кто-то – в роли самого князя Игоря.

II группа оценивает личность и поведение князя Игоря с позиций его современников. Здесь необходимо побывать в роли дружинника, хана Кончака, князя Святослава, монаха, князя Игоря.

Несколько минут на обдумывание своей роли.

Выступление групп.

7. Рефлексивный этап. Эссе

Осмыслим, к чему мы пришли к концу урока. Вернёмся к нашим целям и сформулируем вывод по теме урока.

Возможный вариант ответа:

1.Князь Игорь – русский князь, сильный, могучий человек. Он настоящий воин. Я вижу его в кольчуге и в шлеме под стягами дружины, в руках он держит острый меч.

Да, князь – замечательный воин, честный человек.

Но, как мы знаем, Игорь совершил преступление против своего народа: он погубил дружину, «ища себе чести и славы». Из-за него погиб брат «буй тур Всеволод», из-за него возобновились разрушительные набеги половцев на Русь:

полилась кровь рекой. «Голос разума» князя молчал, когда природа предупреждала его. Князь забыл советы Святослава Киевского. Из-за Игоря многие дети осиротели, а семьи остались без кормильца и защиты. Сколько слёз выплакали несчастные матери и жёны!

Как же можно простить тщеславного князя? Пусть держит ответ за свои необдуманные поступки. Слишком много смертей и разрушения по его вине! «Казнить, нельзя помиловать» – вот мой приговор легкомысленному князю.

Возможный вариант ответа:

2. Князь Игорь – русский князь, сильный, могучий человек. Он настоящий воин. Я вижу его в кольчуге и в шлеме на богатырском коне под стягами дружины, в руках князь держит острый меч.

Игорь – представитель XII века, века бурного и воинственного. Человек тогда на каждом шагу мог встретиться со смертью. Но князь Игорь религиозен. Он осознал свою ошибку (погибла дружина, погиб брат Всеволод, возобновились разрушительные набеги половцев на Русь). После побега из плена он сразу отправился не домой, а в Киевскую церковь молиться перед иконой Богородицы Пирогощей, привезённой на Русь из Византии. Возникает тема кающегося грешника, тема покаяния. Христос всегда прощал кающихся грешников. Эта тема ещё не раз встретится нам в произведениях русских писателей. В «Слове …» даже природа на стороне русского князя.

Таким образом, автор «Слова…» поёт славу князю Игорю, так как видит, что он искренне кается перед Богом и перед людьми в своих ошибках и грехах. «Казнить нельзя, помиловать» - вот наш приговор князю Игорю.

Кроме того, поражение дружины князя Игоря привело читателей «Слова…» к мысли объединиться перед вражеским нашествием половцев, забыть обиды, ссоры, чтобы сохранить мир в доме, в стране, на родной Земле.

И сегодня эта мысль является очень важной, так как мир продолжают потрясать бесконечные войны.

8. Подведение итогов урока

9. Домашнее задание

Выучить отрывок из «Слова» наизусть

9. Комментированное выставление оценок

10. Рефлексия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!