I Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. II Актуализация знаний обучающихся III Постановка учебной задачи IV Решение учебной задачи ФИЗКУЛЬТМИНУТКА V Первичное осмысле-ние и закрепление VI Подведение итогов урока, рефлексия VII Домашнее задание | Прозвенел звонок веселый – Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Добрый день, ребята! На столах у вас по 2 смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось! Спасибо! - Итак, начнем работу. - Ребята, я предлагаю вашему вниманию слова. Попробуйте догадаться, какая буква из этих слов пропала! На экране слова: ОНО, ЛЁН, РОТ, ЗАРЫТА, ОЛЯ - Правильно, это буква «К» Показываю отрывок из мультфильма «Наш друг Пишичитай» - Какие звуки обозначает буква «К»? - Повторим написание этой буквы. Обучающиеся прописывают буквы по образцу: Кк Кл Ку Ко ак кр вк - Вставьте букву «К» в данные слова и запишите получившиеся на следующей строке. окно, клён, крот, закрыта, Коля - Какое слово в этой группе «лишнее»? Почему? ЛЬКЕРМ - Можно ли назвать данное буквосочетание словом? Почему? - Попробуйте переставить буквы. - Не догадались? Тогда я даю подсказку: так называли городскую крепость в старых русских городах. Кремль Показываю презентацию про Кремль. - Так что же такое «Кремль»? - Составьте со словом «Кремль» предложение. Дети записывают предложение в тетради с комментированием. Кремль – городская крепость в русских городах. - Ребята, какая из предложенных схем может обозначать слово? звуки значение значение звуки значение значение - Почему вы выбрали 3 схему? - Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. - Какие цели поставим на уроке? Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами. И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице и дома. Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. - Вспомните, когда вы были совсем маленькими и ещё не очень хорошо разговаривали, вы часто произносили слова по-своему. Например: вместо слова «сухарики» − «кусарики», потому что их кусают; вместо «молоток» − «колоток», потому что им стучат, колотят; а вместо «милиционер» − «улиционер», потому что он стоит на улице. - Можно ли такие детские слова назвать настоящими словами? Почему? - А сейчас я предлагаю вам поработать в роли лингвистов, т.е. людей, которые занимаются изучением слов, их значений. Попробуйте догадаться, как образовались эти слова, и какое имеют значение. 1 группа и 4 группа – подснежник, подсвечник 2 группа и 5 группа – подберёзовик, подосиновик 3 группа и 6 группа – ельник, голубика - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Поэтому я предлагаю вам помочь маленькому мальчику Феде. Однажды он услышал слова и объяснил их значение так: САДОВОД – дядя, который водит детей в сад. ПЕРЧАТКА – то, что делает еду острой. - Верно ли Федя объяснил значение этих слов? - Исправьте высказывания мальчика. - А можете ли вы объяснить, почему появились такие высказывания? - Как вы думаете, зачем человеку знать точное значение слова? Для того чтобы общаться с людьми, надо знать слова, которые называют всё то, что нас окружает. Для этого в русском языке есть очень много слов. Необходимо знать, как точно употреблять их в устной и письменной речи. А для этого надо много читать. В русском языке сотни тысяч слов. Существует целая наука, которая изучает слова и их значения. Она называется ЛЕКСИКА. Произошло это название от греческого слова «ЛЕКСИКОС», что значит «слово» Многие ученые посвятили свою жизнь изучению словарного состава слова или лексике русского языка. Были составлены толковые словари. Самые популярные из них – «Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах» В.И.Даля. В нём собрано почти 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. А в наше время большой популярностью пользуется словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. В этом однотомном словаре 80 тысяч слов и выражений. Существует много других словарей, которые знакомят нас со словами и их значением. Так что, если вам не знакомо значение какого-либо слова, обязательно найдите его в толковом словаре. Он потому и называется толковый, что объяснит, растолкует значения слов. В вашем учебнике тоже есть толковый словарик, который поможет узнать точное значение слова. - Вы слышали слова «НАТЮРМОРТ» и «ПОРТРЕТ». Определите точное лексическое значение этих слов, пользуясь толковым словариком в учебнике. - Теперь вы знаете, как узнать значение слова. Попробуйте определить слово по его значению. Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на парте есть лист с заданием. Вам нужно соединить лексическое значение и само слово. Начинающий стареть, немолодой – (какой?)… | Пожилой | Ленивый | Любящий трудиться, усердный – (какой?) … | Кувыркаться | Гостить | Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях – (что делать?) … | Прыгать | Трудолюбивый | Перевёртываться через голову – (что делать?) … | Жизнерадостный | - Давайте проверим вашу работу. - Подведем итог нашей работе. Повторим то, о чем говорили на уроке. Всё, что нас окружает, можно назвать определённым … (СЛОВОМ). То, что обозначает слово, является его … (ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ). Наука, которая изучает слова и их значение, называется … (ЛЕКСИКА). - Оцените свою работу на уроке. Зеленый цвет – я всё понял и могу использовать свои знания в дальнейшем. Желтый цвет – было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Красный цвет – было очень трудно. Мне нужна помощь! - Из данных слов путем сложения образуйте новые слова, объясните их значение: вода + падать = ? пар + ходить = ? вертеть + летать = ? нос + рог = ? С одним из этих слов составьте предложение. - На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! | Дети выбирают смайлики и показывают. - Это буква «К» - Буква «к» обозначает два звука: [к] и [к’] Дети дают характеристику этим звукам. Предположения детей. - Нет, потому что оно не имеет смысла. - Это Кремль. - Кремль – это крепость в старых русских городах. - Это третья схема. - Потому что без звуков и без значения слов не бывает. - Слово и его значение. - Учиться объяснять значение слов, правильно использовать их в речи. Дети работают в группах. Они определяют значение слов по их названиям и называют способ образования слов. - Нет, потому что они не понятны нам. Дети определяют значение слов по их названиям и называют способ образования. - Нет, не верно. - Садовод – человек, который ухаживает за садом, а перчатки – это то, что одевают на руки, чтобы они не мерзли. - Такие высказывания появляются потому, что люди не понимают значения слов. - Чтобы правильно употреблять слова в речи, не допускать ошибок, чтобы быть грамотным, культурным человеком. Дети находят слова «натюрморт» и «портрет» в учебниках и прочитывают текст о значении слов. Дети работают в парах. Они соединяют лексическое значение с самим словом. Дети заканчивают предложения, вставляя пропущенные слова. Дети выбирают кружки соответствующего цвета. |