СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарные диктанты по русскому языку для учащихся 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарные диктанты- незаменимые помощники учителя  при повторении пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Словарные диктанты по русскому языку для учащихся 5 класса»

Словарные, объяснительные, грамматические, выборочные, творческие, контрольные диктанты 5 класс

1. Болото, горизонт, каморка, аллея, пассажир, порхать, лиловый, карьер, кастрюля, командир, батарея, лестница, иней, медведь, бирюзовый, колокольчик, корабль, матрос, баркас, очертание, панорама.

2. Барахтаться, машина, аппетит, наследство, комод, стеллаж, природа, ароматный, терьер, терраса, павильон, группа, шофёр, оранжерея, лотерея, галерея, диван, облака, брусника, чирикать.

3. Скамейка, колено, воробей, монета, карабкаться, силуэт, колонна,” рисовать, снегирь, синица, сверкает, чувствовать, рокотать, календарь, маршрут, шоссе, Россия, салют, участвовать.

Объяснительные диктанты

Безударная гласная в корне слова

Запишите под диктовку, в словах с безударной гласной обо значьте корни, подберите проверочные слова.

1. В болоте вывелись дикие утята. Мать повела их к озеру по узкой тропе. Я заметил их, спрятался за дерево, и утята побежали к моим но гам. Я взял их на воспитание.
   Подержал я утят у себя, и вскоре они стали серыми. Мы подрезали им крылья. Жили утята у нас вместе с домашними птицами.
   Весной устроили мы своим дикарям гнёзда. Вскоре родились в гнезде утята.

(По М. Пришвину, 63 слова)

2.    Я сидел на берегу лесного озера. Вокруг озера росло много чудесных деревьев. От ветки к ветке перелетали весёлые птицы. Их тени скользили по тёмной поверхности.
   Вот листок срывается с дерева, цепляется за сучки, падает в воду. Потом он бежит по воде. Этот листок похож на корабль. А со дна слабо светятся зелёные растения.
   Я мог часами сидеть у воды. За озером на горизонте видны широкие поля, голубеют деревеньки, леса, чащи. Я любовался этой красотой. Меня охватывала радость. Я видел, что мир широк, огромен и прекрасен. (По М. Пришвину, 85 слов)

3. Маленькая Маша хотела быстро вырасти. Всё она попробовала. В маминых туфлях ходила, в капоте бабушки сидела, причёску делала, бусы примеряла, часы на руку надевала. Но все только смеялись над ней. Однажды Маша решила пол подмести. Да так подмела, что даже мама удивилась. А когда Маша вымыла посуду да вытерла её хорошо, то и отец удивился. Теперь все Машу зовут большой.

(По Е. Пермяку, 60 слов)

4. Лиса и кувшин

К одному мужику стала ходить лиса. Она воровала у него кур. Мужик повесил на верёвке кувшин. Ветер в кувшин дует. Пришла лиса, увидела кувшин, схватила его и надела себе на шею. Решила она кувшин утопить и понесла его в прорубь. Стала лиса его топить. Кувшин захлебнулся в воде, потянул лису за собой и утопил. (Русская народная сказка, 55 слов)

5. Однажды пастухи поймали лисёнка и принесли его к нам. Мы посадили зверька в сарай. Лисёнок был маленький. Он забился в далёкий угол сарая и озирался по сторонам. Мы гладили его, но он даже не кусался, а только дрожал. Мама налила ему молока. Мы решили, что лисёнка надо оставить в покое. Пусть оглядится, освоится на новом местечке. (По Г. Скребицкиму, 5 7 слов)

Правописание согласных в корне слова

Запишите под диктовку, найдите слова, в которых есть проверяемые, непроверяемые и непроизносимые согласные, объясните их правописание.

1. С шести лет я испытывал ужасное одиночество. Сестре Соне было четыре года. Я любил её страстно, и она платила мне любовью. Я часто ловил её чудесный взгляд, любовался прекрасными волосами. Но когда я начинал играть с ней, старушка нянька быстро хватала мою Соню и уносила её по широкой лестнице в свою узкую каморку. Она напоминала мне наседку, себя я сравнивал с опасным коршуном.
   Я часто просыпался ночью со счастливой улыбкой, моё сердце переполняла любовь к сестре. (По В. Короленко, 76 Слов)

2. По широкой аллее папа везёт салазки. А в них сидит одетый в тулуп пассажир. Это Даня. Он глядит на дорожку и холодное солнце. Снег сверкает.
   Сегодня будет Новый год. Мама так сильно прижала к себе Даню, что у него хрустнула косточки. Дома она его не отпускала. Хорошо дома! Половики настланы, кот спит, спрятал когти, лапы вытянул. Печка топится и трещит, а Даня сидит у печки И ест пирожки. (По В. Белову, 68 слов)

3. Пёс Мурзик залез в резиновую лодку и стал грызть пробку. Вскоре он её разгрыз. И тогда случилась страшная вещь. Густая струя воздуха вырвалась из клапана, ударила в мордочку Мурзику и подбросила его. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в крапиву. А лодка свистнула, зарычала, и бока её затряслись и похудели на глазах. Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а рыжий кот промчался через сад, выбежал на аллею, взлетел по лестнице и прыгнул на берёзку. (По К. Паустовскому, 73 слова)

Правописание мягкого знака после шипящих

Запишите под диктовку, объясните правописание мягкого знака после шипящей.

1. Тёмный лес хорош в солнечный день. Идёшь по нему, любуешься красотой И слушаешь разные звуки. Вот сыч закричал, с ветки на ветку вспорхнула сойка. Из-за туч показался солнечный луч и пробежал по вершинам деревьев. Ты идёшь мимо рощ и спускаешься к озеру. Там густые кусты дикого шиповника. На берегу растёт густой камыш. И кругом такая глушь! (57 слов)

2. Летом мы уехали в деревню. В деревне было много дач. Мой товарищ пригласил меня на озеро. Там у него был шалаш, удочки. И вот мы идём к озеру. Идёшь по тропке и любуешься окрестностями. На фоне чаш белеют облака, а полчища туч проносятся мимо. Воздух там свеж и пахуч. А какая тишь! Рыбы ловилось много. Ушли с озера мы уже почти в полночь. (63 слова)

3. Ты оказываешься в лесу. Кругом тишь да глушь. А воздух свеж и пахуч. Ты идёшь по тропинке вдоль рощ и доходишь до болота. Вот ты видишь большой кустарник. Он колюч и опасен. А там дальше растёт густой камыш. На небе нет туч. Светит яркое солнце, но вдруг тебя охватывает дрожь. Это подул ветерок. Здесь в тиши ты чувствуешь важность этого удивительного мира. Ты забываешь фальшь, ложь и предательства (68 слов)

Правописание —ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

Запишите под диктовку, объясните написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1. Иногда журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, И начинаются у них танцы. Они кружатся, вертятся, прыгают. А у хищных птиц игры И танцы случаются в воздухе. Отличаются этим соколы. Они начинают подниматься под облака И там показывают чудеса. Вот они сложили крылья и камнем летят к земле, а то вдруг примутся крутиться. Они похожи на небесных клоунов, когда кувыркаются, плещут крыльями. (По В. Бианки, 63 слова)

2. 1) Пчела трудится для Бога свеча пригодится. 2) Всякий дом хозяином славится. 3) Без труда ничего не даётся. 4) Была бы охота, а выучиться можно. 5) Была бы охота, а работа найдётся. 6) Лень лени за ложку взяться. 7) Полениться — и хлеба лишиться. .8) Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

* Отметьте пословицы о труде.

3. В декабре рано смеркается в хвойном лесу. Небо закрывается тучами, становится лиловым, свисает и торопит спасаться. Скоро в лесу начнётся свой порядок.
Мы решили отправиться домой по своей дорожке И увидели заячий след. У зайцев наш день считается ночью. А ночью они трудятся. (43 слова)

4. Я брожу в берёзовом перелеске. Всё кругом купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мною начинают колыхаться ветви деревьев. Листья на них кажутся изумрудными, золотыми. А над берёзами струятся синеватые тени. Солнце находится в небе, а лучи его стелются и по земле. И от этого становится хорошо, хочется смеяться, резвиться, удивляться. (По Г. Скребицкому, 53 слова)

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Запишите под диктовку, объясните написание разделительных Ь и Ъ знаков.

1. Сугробы поднимались двухъярусными рядами и были покрыты птичьими следами. Въезд в лес перекрыт. Только безумный мог войти туда. Но ночью здесь пробегал трусливый зайчишка в поисках съедобных кореньев. Вьются его следы около осинок и ёлок. Возле них снег взъерошен. Дальше подъём становится крутым И опасным Здесь должно быть зимовье лесника. (50 слов)

2. На озеро я шёл мимо карьера, затем через бурьян. Подъехать к озеру трудно, а можно только пройти через вьющийся кустарник. В озеро впадают ручьи, и вода в нём чистая и холодная. На берегу озера много рачьих нор. Я ловлю их ощупью. Горка раков вскоре увеличивается в объёме. Сварю их в кастрюле и буду объедаться. (54 слова)

3. Низкое солнце бьёт в глаза. Кусты дикой маслины дрожат над пропастью. Там растёт вьющийся кустарник, там заросли бурьяна.
   Мальчик одолел подъём, а потом спустился вниз Внизу была крутая дорожка. Петя любил бегать по ней босиком. До первого поворота он боролся с силой земного притяжения, а потом съехал со скользкой дорожки. Петя хватался за серые нити кореньев, скользил и падал. Из-под каблуков сыпалась глина. (По В. Катаеву, 63 слова)

4. Кот по кличке Степан любил по утрам обходить сад, гонять со старых вьющихся кустов воробьёв и точить когти о скамью. В жизни Степана были интересные необъяснимые случаи. Однажды он украл и съел рыбёшку. Но больше всего кот не любил таксу по кличке Фунтик. Этой таксе Степан объявил войну. (170 К. Паустовскому, 48 слов)

Правописание Е—И в окончаниях имён существительных

Запишите под диктовку, объясните написание Е—И в окончаниях имён существительных, обозначьте падеж и склонение этих слов.

1. Командир батареи сидел на маленькой площадке. Площадка находилась на вершине ели. До площадки нужно было добраться по узкой лестнице. Утро было холодное, деревья были в инее, иней лежал на поверхности земли и долго не таял. Он испарялся в сыром воздухе. Деревья на опушке не шевелились, но верхушка ели началась. При каждом дуновении ветра деревья в лесу дрожали, и жёлтые листья начинали сыпаться. Они кружились и колыхались в чистом воздухе. (По В. Катаеву, 69 слов)

2. На опушке стоял лось. Он напряг мускулы, вышел к поляне и стал слушать. Эхо застряло в гуще зелёной хвои, потом оно стало перелетать с ветки на ветку и вдруг оборвалось в ожидании. Властная тишина овладела лесом. На опушке остановился медведь, понюхал следы лося и направился в сторону деревни. (По Б. Полевому, 48 слов)

3. Зимой я возвращался с охоты. Я шёл по снежной дороге. На краю деревеньки стояла школа. Из школы выбежали ребята. Шумной толпой они шли вдоль деревенской улицы. На середине деревни у площади ребята остановились. С ёлки на ёлку прыгали вороны, а на берёзе сидели скворцы. Вдруг с вершины берёзы стала спускаться ворона. Она прыгала с ветки на ветку и вдруг села на плечо мальчику.
  Все были в недоумении и с удивлением смотрели на смелую птицу. (73 слова)

4. Стоял конец сентября. Мы ночевали в палатке. На рассвете потолок палатки провисал над головой и хрустел. Полотнища палатки были в инее. Мы выползали из палатки и разводили костёр. Всё вокруг было в морозной пыли. (По К Паустовскому, 34 слова)

Правописание окончаний имён прилагательных

Запишите под диктовку. Обозначьте окончания прилагательных

1. По бирюзовому небосклону поднимается солнце. Оно жгучее и ослепительное. Своими лучами солнце заливает радостным блеском холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль. Над могучими синими волнами висит солнце. Иногда сверкает на солнце летучая рыбка, показывает свою чёрную спину кит. (По К. Станюковичу, 43 слова)

2. В детстве я полюбил зелёные липы. Широкую липовую аллею посадил давно крепостник помещик. Мы любили играть под высокими липами. В зелёных вершинах лип пели птицы, свистели весёлые скворцы. В ясные дни с дерева на дерево перелетали золотистые иволги, в голубых дуплах старых лип гнездились сычи.
   Летом золотистыми цветами зацветали липы, сладким медовым духом наполнялся лес. Пчёлы гудели над цветущими вершинами. Широким ковром стелились под липами красивые цветы, а на высоких стебельках летний ветерок колыхал лиловые колокольчики. (По И. Соколову—Микитову, 76 слов)

3. Празднично в студёном лесу. В эту зимнюю пору здесь приятно прогуляться. На снежных дорожках лежат яркие пятна света. В ясные дни можно услышать бормотанье косачей. В морозном воздухе далеко слышатся гулкие голоса. В сказочном лесу тишь. Но вот пискнула лесная мышь, пробежала по глубокому снегу и скрылась под инеем в сугробе. Ещё спят в тёплых берлогах барсуки и медведи. Ждём раннюю весну! (По И. Соколову—Микитову, 62 слова)

Раздельное написание предлогов со словами

Запишите тексты под диктовку, подчеркните предлоги.

1. Солнце закатилось за горизонт. Я оглянулся. Птицы успокоились, сели в гнездо. Я велел собакам идти по дороге и побежал за ними. Осторожно я стал подходить к гнезду и остановился под деревом. Птицы так близко подпустили меня. Я подобрался к самому кустику и замер от удивления. За кустиком было пусто. Я провёл рукой по поверхности мха. Он был тёплый. Птицы поспешили спрятать яйца. (По М. Пришвину, 62 слова)

2. Настала зима, и море замёрзло. У меня за печкой было ружьё. Я за рядил его и пошёл по берегу. На берегу жили дикие кролики. Я присел, заглянул в пору и увидел, что там в глубине светятся два глаза. Это кошки пришли из города‚ раскопали пошире кроличьи норы, выгнали кроликов и стали жить. (По Е. Пермяку)

* Обозначьте в словах приставки.

3. Я стоял на палубе корабля. Надо мной светило яркое солнце, подо мной шумела волна. А на палубе царила тишина. Только матросы обменивались между собой замечаниями. Мне не хотелось вступать с ними в разговор. День обещал быть хорошим. О нём я мечтал вчера. Но вдруг в море показалось судно. Я стал на него смотреть. Это оказался баркас с рыбаками. Им нужна была помощь. (По К. Станюковичу, 62 слова)

* Подчеркните местоимения, определите их падеж.

4. Хотел Жилин подняться, а на нём два татарина сидят, крутят ему руки. Рванулся он, скинул с себя татар. Но на него прыгнули ещё трое, начали бить по голове. Помутилось у него в глазах. Схватили его татары, сняли с сёдел ремни, закрутили ему руки за спину, завязали узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили. Оглянулся Жилин на свою лошадь. А она лежит на земле, бьёт ногами, До земли не достаёт. (72 слова)

Грамматические диктанты

Составь слово

1) 1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК 2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ 3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ 4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ 5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА (Получится слово ЗАЗВОНИЛА)  2) 1. Корень такой же, как у слова ХОДИТЬ 2. Приставка такая же, как у слова ПРИЕХАЛ 3. Суффикс такой же, как у слова РЕШИТЬ 4. Окончание такое же, как у слова ВАРИТЬ (Получится слово ПРИХОДИТЬ) 3) 1. Корень такой же, как в слове ПОБЕЛИТЪ 2. Окончание такое же, как в слове ЗЕЛЁНЫЙ (Получится слово БЕЛЫЙ)

4) 1. Корень такой же, как в слове КРЕПКИЙ 2. Приставка такая же, как в слове ЗАЕХАЛ 3. Суффикс такой же, как в слове ВОЗИТЬ 4. Второй суффикс такой же, как в слове СТОЯЛ 5. Окончание такое же, как в слове УЗНАЛ (Получится слово ЗАКРЕПИЛ) 5) 1. Корень такой же, как в слове ПОХОЛОДЕЛ 2. Суффикс такой же, как в слове ГРУСТНЫЙ 3. Окончание такое же, как в слове СИЛЬНЫЙ (Получится слово холодный)

Морфология

Запиши слово по его признаку.

1. Это слово настоящего времени, единственного числа, 3-го лица, I спряжения (это, например, слово ПИШЕТ).

2. Это слово прошедшего времени, единственного числа, женского рода (это, например, слово ПРИШЛА).

3. Это слово будущего времени, множественного числа, II спряжения (это, например, слово УСЛЫШАТ)

4. Это слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЪ?‚ имеет суффикс —СЯ (это, например, слово СМЕЯТЬСЯ).

5. Это слово 1—го склонения, единственного числа, женского рода, стоит в родительном падеже (это, например, слово У ДЕРЕВНИ).

6. Это слово 3—го склонения, единственного числа, стоит в предложном падеже (это, например, слово НА ЕЛИ).

7. Это слово 3-го склонения, единственного числа, с основой на шипящую (это, например, слово РОЖЬ).

8. Это слово 2-го склонения, единственного числа, с основой на шипящую (это, например, слово КАМЫШ)

9. Это слово указывает на предмет, но не называет его, 1-го лица, единственного числа, стоит в дательном падеже (это слово МНЕ).

10. Это слово указывает на предмет, но не называет его, 2-го лица, множественного числа, стоит в предложном падеже (это слово 0 ВАС).

11. Это слово обозначает признак предметач единственного числа, женского рода, стоит в именительном падеже (это, например, слово ПРЕКРАСНАЯ).

12. Это слово обозначает признак предмета, стоит в начальной форме, имеет непроизносимую согласную (это, например, слово МЕСТНЫЙ).

Выборочные диктанты

Безударная гласная в корне слов

Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.

1. Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края. (По В. Катаеву, 35 слов)

2. Дело было вечером. Он шёл и глядел на воду. Ему показалось, что кто-то барахтался у берега. Он нагнулся и увидел щенка. Щенок не мог вылезти из воды, скользил и дрожал всем телом. Герасим поглядел на собачку, подхватил её и понёс домой. Он вошёл в свою каморку, потом побежал в конюшню за соломой. Герасим взял легонько собаку за го лову и нагнул мордочку к молоку. Собака стала пить, она тряслась, захлёбывалась. Всю ночь он возился с ней. (По И. Тургеневу, 75 слов)

3. Тина влетела в комнату. Там одевалась её старшая сестра Лида. Кудряшки на голове девочки разлетелись. Лида стояла перед зеркалом, смотрела в него, потом заколола волосы, оглянулась и с укором поглядела на Тину. Она не выносила шума, не любила, когда Тина вбегала в комнату без стука. Девочка показала язык зеркалу и побежала дальше. (По А. Куприну, 52 слова)

4. В дом съезжались гости. Вот затрещал первый звонок. Тина побежала встречать толпу детишек. Звонки раздавались один за другим. Тина едва успевала всех встречать. Взрослых приглашали в зал, детей завлекали в столовую. Там стояла красивая ёлка и наполняла комнату смолистым запахом. (По А. Куприну, 39 слов)

Правописание согласной в корне слова

Запишите слова с орфограммой «Правописание согласной в корне», объясните написание.

1. В доме у нас жил ёж. Летом я брал его в сад. Он бежал по дорожкам, ловил лягушат, улиток и с аппетитом их сьедал. Однажды был мо роз, я взял салазки, посадил туда ежа и повёз его на пруд. День был прекрасный, ярко светило солнце. Дым из деревенских труб не клубил ся. В этот чудесный день мы долго гуляли с моим ёжиком по тропинкам, аллеям, любовались окрестностями. (По Г. Скребицкому, 65 слов)

2. Летом я поехал в гости к своей крёстной в деревню. Дом ей достался в наследство от бабушки. Я люблю бывать в этом доме. В узком коридоре поместился дубовый комод, далее находятся стеллажи с интересными книгами, в углу стоит резной шкаф, а в нём прелестный чайный сервиз. Крёстная всегда угощает меня вкусной едой. Это ветчина, горячий лаваш, сладкий мармелад, шоколад, вишневый сироп, лимонад. В доме уютно. (65 слов)

1. Дом стоял отдельно от дач. Каждую ночь нас будил стук яблок и груш. Берешь их в руки и вдыхаешь аромат. Наш дом был завален удочками, фруктами. Все дни мы проводили на берегу озера. Там рос густой камыш, а дальше хвощ. В камышах плавал лещ, карась. Наш улов всегда был хорош. А когда наступала ночь, мы варили уху, пекли яблоки, наслаждались красотой природы. Воздух был тих и пахуч. (67 слов)

Правописание мягкого знака после шипящих и Ц

Запишите слова с орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих и Ц», объясните написание.

2. Ты тихо идёшь по лесу, забираешься в самую глушь, слушаешь звуки леса. Вот прокричал кулик, перелетел с вещи на ветку сыч. Воздух в лесу свеж и бодрящ. Лес дремуч и насторожен. Делаешь шаг в сторону, а там густой кустарник. Он колюч. Бредёшь дальше и натыкаешься на низкий домик. Там живёт сторож. Он всегда готов оказать помощь путнику. (5 7 слов)

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Запишите слова с разделительными Ь и Ъ знаками, графически объясните написание.

1. С утра льёт дождь. Вода ручьями вытекает на тропинку, которая вьётся вдоль нашей двухэтажной дачи и сужается в поле. Мой терьер по кличке Буран злится и громко бьёт хвостом по террасе. Его шерсть взъерошена. Прогулка по саду отменяется, Буран съел уже всю еду, ему скучно, он начинает вертеться, крутиться, словно вьюн. Вдруг он подпрыгивает, съезжает с лестницы, преодолевает крутой подъём и бежит в сад. (64 слова)

2. К павильону подъехала машина со съёмочной группой. Из машины вышли люди и поднялись по изъеденной сыростью лестнице на крыльцо. Затем в ворота въехала еще одна машина, шофёр предъявил пропуск, и машина заехала на территорию, объехала крутой подъём и остановилась. А вскоре начались съёмки нового фильма. (45 слов)

Распределительные диктанты

Распределите существительные в две колонки: в левую с окончанием Е, в правую с окончанием И.

В тетрадке, около колеи, у батареи, в капле, на тетради, в номере, о машине, на ели, на изгибе, у дедушки, на ёлке, в торговле, на шее, о личности, по аллее, о мигрени, в оранжерее, на глазури, о голубе, на насыпи, в небе, возле галереи, нет лотереи, нет марли.

***

Распределите слова в три колонки: в первую слова с разделительным Ъ знаком, во вторую с разделительным Ь знаком, в третью слова, в которых нет разделительных знаков.

Бурьян, сузить, ружьё, съемочный, вьёт, сагитировать, въехал, объём, подъезжать, безумный, подъёмник, бьёт, шалунья, безоблачный, съёмщик, павильон, предугадать, предъюбилейный, изукрасить, вьюн, отъедаться, съесть, отучиться, интерьер, предъявить, предугадать, бульон, ворчунья, разузнать, научить.

***

Распределите слова в две колонки: в левую с Ь знаком после шипящих, в правую слова, в которых Ь знак отсутствует.

Плащ, чушь, трюкач, Идёшь, хорош, сверкаешь, нет туч, фальшь, душ, много задач, глушь, жгуч, вещь, шипуч, помощь, латыш, запрячь, скрипуч, кулич, играешь, речь, щёлочь, секач.

***

Распределите словосочетания в две колонки: В левую - словосочетания , в которых есть непроизносимая согласная, в правую  - в которых нет.

Редкостный лгун, кровеносные сосуды, тесная комната, частная школа, рукописная книга, жалостный писк, яростный ветер, високосный год, древесный уголь, красивые окрестности, гигантский дом, лесное озеро, отвесная скала, пресный пирог, доблестный воин, высокий тростник.

***

Распределите словосочетания в две колонки: В левую - с приставками, в правую - с предлогами.

Набежала волна, на высокий берег, дошёл быстро, шёл до угла, гулял по дорожке, въехал красиво, охотился в лесу, сбросил вес, набрался смелости, бежал с горы, отодвинуть диван, по моей просьбе, забежал вчера, надорвать лист бумаги, надо мной облака, подобрать карандаш, волны подо мной, подписать дневник, спрятать под лавкой, крепкая заварка, за вами долг, подвинуть стул.

Слуховые диктанты

Безударная гласная в корне слова

На листочках запишите на слух только гласную в корне (О или А).

1) неугасимый 2) долина 3) переварить 4) докопаться 5) зазнаваться 6) постареть 7) возить 8) затаённый 9) одарённый 10) осмотреть 11) со сна 12) перекатить 13) ловить 14) прославлять 15) составление 16) отварить (картофель) 17) накосить 18) доказуемый 19) холмистый 20) наглотаться

Запись учащихся 
1—а 6—а 11—0 16—а 
2—0 7—0 12—а 17—0 
З—а 8—а 13—0 18—а 
4—0 9—а 14—а 19—0 
5—а 10—0 15—а 20—0

“ На листочках запишите на слух только гласную в корне (Е или И).

1) завилять (хвостом) 2) вбивать 3) выведение 4) отогревать 5) извлекать 6) весовой 7) обвисатъ 8) свидание 9) извинение 10) слипается 11) перелиновать 12) побежали 13) присмиреть 14) слияние 15) созревание 16) слизать (сметану) 17) слезать (с дерева) 18) записать 19) развева ется (на вегру) 20) теневой

Запись учащихся 
1—и 6—е 11—и 16—и 
2—и 7—и 12—е 17—е 
3—е 8—и 13—и 18—и 
4—е 9—и 14—и 19—е 
5—е 10—и 15—е 20—е







Правописание согласной

Поставьте знак +, если в слове есть непроизносимая согласная, и знак‚ если этой согласной нет.

1) редкостный 2) несчастный 3) кровеносный 4) тесный 5) прекрасный 6) чудесный 7) горестный 8) радостный 9) Древесный 10) словесный 11) местный 12) гигантский 13) лесной 14) лестный (отзыв) 15) доблестный 16) очистной 17) контрастный 18) известный 19) тростник 20) опасный

Запись учащихся 
1-+ 5-- 9--13-- 17-+ 
2-+ 6--10--14-+ 18-+ 
3-- 7-+ 11-+ 15-+ 19-+ 
4-- 8 -+ 12-+ 16-+ 20--

Правописание мягкого знака после шипящих

Поставьте знак +, если в слове есть мягкий знак после шипящей, и знак - , если мягкого знака нет.

1) помощь 2) туч 3) врач 4) нож 5) упряжь 6) меч 7) ковш 8) мелочь 9) смерч 10) груш 11) ветошь 12) сушь 13) пастбищ 14) полночь 15) кар течь 16) задач 17) рощ 18) молодёжь 19) сторож 20) лыж 21) обруч 22) речь 23) течь 24) брошь 25) встреч

Запись учащихся 
1-+ 6--11-+ 16-- 21-- 
2-- 7-- 12-+ 17-- 22-+ 
3-- 8-+ 13-- 18-+ 23-+ 
4-- 9-- 14-+ 19-- 24-+ 
5-+ 10-- 15-+ 20--25--

Правописание -ТСЯ и —ТЬСЯ в глаголах

Поставьте знак +, если в глаголах пишется Ь знак (-ТЬСЯ), и знак —, если в глаголах Ь знак не пишется (-ТСЯ).

1) сильно нагибаться 2) весело смеётся 3) крепко держится 4) некуда деваться 5) трудно ужиться 6) ещё надеется 7) стал осматриваться 8) куст ломается 9) не надо смеяться 10) решили встретиться 11) надо остановиться 12) стали переговариваться 13) бутоны распускаются 14) звук раздаётся 15) он отвлекается 16) дело налаживается 17) лист кружится 18) урок закончится 19) нужно скрыться 20) погода меняется

Запись учащихся

1 - + 5 - + 9 - + 13 - - 17 - -
2 - - 6 - - 10 - + 14 - - 18 - -
3 - -7 - + 11 - + 15 - - 19 - +
4 - + 8 - - 12 - + 16 - - 20 - -

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Запишите только разделительные Ь и Ъ знаки, если они отсутствуют в слове, поставьте знак —.

1) объяснение 2) пьеса 3) объём 4) трёхэтажный 5) бульон 6) листья 7) вьюга 8) сагитировать 9) объединить 10) разъярённый 11) соединять 12) обезьяна 13) сэкономить 14) съёмный 15) отутюжить 16) подъезд 17) отъезд 18) сверхъестественный 19) коренья 20) безоблачный

Запись учащихся

1 - ъ 5 - ь 9 - ъ 13 - - 17 - ъ
2 - ь 6 - ь 10 - ъ 14 - ъ 18 - ъ
3 - ъ 7 - ь 11 - - 15 - - 19 - ь
4 - - 8 - - 12 - ь 16 - ъ 20 - -



Правописание окончаний существительных

Запишите только Е или И в окончаниях имён существительных.

1) в инее 2) в ущелье 3) в здании 4) в Болгарии 5) вдоль аллеи 6) в типографии 7) в цвете 8) о счастье 9) на тройке 10) о времени 11) в несчастье 12) об удовольствии 13) около читальни 14) в лицее 15) на яблоне 16) в изголовье 17) в смущении 18) возле площади 19) в школе 20) по математике

Запись учащихся

1 - е 5 - и 9 - е 13 - и 17 - и
2 - е 6 - и 10 - и 14 - е 18 - и
3 - и 7 - е 11 - е 15 - е 19 - е 
4 - и 8 - е 12 - и 16 - е 20 - е

Правописание окончаний глаголов

Запишите только Е или И в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа.

1) стелет 2) заточит 3) гонит 4) робеет 5) клянчит 6) заколет 7) засеет 8) терпит 9) держит 10) скроет 11) бреет 12) борется 13) пестреет 14) крутит 15) колет 16) пилит 17) отдаляет 18) слушает 19) слышит 20) лечит

Запись учащихся

1 - е 6 - е 11 - е 16 - и
2 - и 7 - е 12 - е 17 - е
3 - и 8 - и 13 - е 18 - е
4 - е 9 - и 14 - и 19 - и
5 - и 10 - е 15 - е 20 - и

Предупредительные диктанты

Запишите тексты, обозначьте изученные орфограммы.

1. Опять морозная ночь. Утром в поле я увидел группу прекрасных голубых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, и шмель не стерпел. Я стряхнул его, а он упал, съёжился на травинке. Я подложил его под горячий луч солнца. А на другом лепестке за ночь оцепенела стрекоза и на моих глазах оправилась и полетела над ручьём. И кузнечики стали сыпаться из- под ног с травинки на травинку. Земля покрылась брусникой, а возле брусники зародился гриб и показался на свет.

(По М. Пришвину, 80 слов)

2. Стояла глубокая ночь. В лесу было ненастно. Из болот стал подниматься густой туман. Лесная тишь пугала и настораживала, заставляла оглядываться и напрягать зрение. Луна стояла в вышине. Она светила ярко, но её свет с трудом пробивал туман на горизонте. Туман съедал все очертания. В полосе света показался силуэт гигантской ели, а в отдалении появилась колонна чудесных берёз. На фоне туч рисовались ветки деревьев. Они были окружены радужным сиянием. Но вот тишина леса нарушается. И ты слышишь шелест листьев. С ветки на ветку прыгают ночные птицы. Зверюшки шуршат в кустах. Лес оживает.

(По В. Катаеву, 81 слово)

3. Я купил у местных жителей мангусту. А у нас на пароходе жил кот. Он важно ходил по палубе. Однажды кот вышел на палубу и начал осторожно красться. Он шёл по железной трубе. Она тянулась по палубе. Мангуста не видела кота. Кот протянул лапу к зверьку. И вдруг мангуста подняла свой пушистый хвост. Он стал похож на ёрш. Кота отбросило. Он сразу задрал хвост палкой и умчался прочь.

(По Б. Житкову, 71 слово)

4. У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин уселся на слоне и стал веткой хлестать его. А слон топтался и вертел хоботом, потом насторожился. И вдруг из кустов выбежал огромный тигр. Слон повернулся, схватил тигра, сдавил его. Тигр высунул язык и стал мотать лапами. Так слон спас жизнь хозяину.

(По Б. Житкову, 85 слов)

5. Маленькая уточка решилась перевести своих утят из леса мимо деревни. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти на кочке в болотном лесу. Вода спала, пришлось путешествовать к озеру. При переходе через дорогу утка пустила утят вперёд. Тут их увидели ребята и стали ловить. Я отогнал детей, а мать бросилась спасать своих сыновей и дочерей. Утята побежали за ней, и семья в обход деревни продолжала свой путь к озеру.

(По М. Пришвину, 73 слова)

6. Однажды в дождливое утро на берегу речки сидел мальчик. Могучий поток воды в своих жёлтых волнах уносил ветви и травы. Мальчик сидел на корточках перед связкой тростника. Отлогие берега реки густо поросли высоким тростником, а дальше поднимались откосы меловых холмов.

Цепь этих холмов терялась в сумраке. Река омывала холм. На скате холма была видна чёрная дыра, она вела в пещеру. У подножия отверстия лежали огромные камни. Они служили лестницей. На пороге лестницы показался старик. Он поднял руку и взглянул в направлении реки. 

(По Д. Эрвильи, 83 слова)

Контрольные диктанты

   Зимой часто случались ужасные вьюги. Дул резкий ветер. Тёмные стаи туч закрывали зимнее небо.
   В большом городе жили двое детей. Зимою в ненастную погоду окна в домах замерзали. Но дети нагревали на печке монеты и прикладывали их к стёклам.
   Однажды Кай вскарабкался по лестнице на комод и поглядел в маленький кружок на окне. За окном порхали снежинки. Одна упала на террасу и стала увеличиваться в объёме, а потом оказалась Снежной королевой. Её прекрасные, но холодные глаза сияли. Она поманила мальчика к себе.
   На другой день был сильный мороз, а потом пришла весна. Побежали ручьи. Солнечный луч стал жечь землю. Из неё показалась зелень, из рощ послышались птичьи голоса.

(По Г.-Х. Андерсену, 108 слов)

Задание

1. В третьем абзаце подчеркните слова с безударной проверяемой гласной. 
2. В последнем предложении подчеркните грамматические основы. 
3. Произведите морфологический разбор слова: 1—й вариант: небо; 2-й вариант: в городе.

   Идёшь по дорожке и слушаешь разные звуки. Вот пищит мышь. Воробьи громко чирикают в кустах. Весёлыми компаниями они срываются с ели, падают с крыш и перелетают с ветки на ветку. Перед моим носом летает мошкара, а над клумбой порхают бабочки. Хорош сегодня день!
   Однажды мы с Костей сидели на скамейке, а по ней бегали черненькие муравьи. Один муравей залез мне на колено и стал греться на солнышке. Хотелось пожить хоть один денёк так, как живут эти счастливые мураши, воробьи и прекрасные бабочки. Не хотелось слышать о глаголах и задачках. Надоело просыпаться рано утром, одеваться и умываться. Хотелось объять необъятное.

(По В. Медведеву, 99 слов)

Задание

1. Письменно объясните написание или отсутствие мягкого знака после шипящих в словах первого абзаца.
2. Подчеркните грамматическую основу в выделенном предложении.
3. Произведите морфологический разбор слова: 1-й вариант: слушаешь; 2-й вариант: пищит.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!