СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Словарно-орфографическая работа как средство индивидуального развития учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Словарно-орфографическая работа как средство индивидуального развития учащихся»

 

         В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Поэтому изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Исходя из этого, необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

         Главной целью любого учебного предмета является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.

         Основная задача заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребенка как личности, дать возможность для полноценного развития речевых способностей, формирования самостоятельности и ответственности.

         Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Скудный словарный запас школьника нередко мешает успешной работе в области орфографии. Например, при проверке правописания безударных гласных учащиеся часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе школьников. Поэтому необходимость и целесообразность словарно-лексической и словарно-орфографической работ в современной школе уже не вызывает сомнений.

         Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – это все задачи уроков русского языка, литературного чтения.

         Результат достигается интеллектуальной насыщенностью уроков, а результативность выражается в повышении качества знаний, в развитии творческих способностей, устойчивого интереса к предмету.

         Работа по обогащению лексического запаса школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям.

         Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения. Необходимо учитывать, что усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно, оно должно быть постепенное (потому что если ребенка сразу нагрузить большим количеством нового материала, то естественно он ничего не поймет).

         Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью сочетаться с другими словами.

         Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

         Развитие активного словаря учащегося предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.

         Разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

         Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке.

         Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного толкования.

         Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов. Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

         Можно использовать следующие задания:

  1. различные виды работы с орфографическим словарем;
  2. подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование новых слов при помощи приставок и суффиксов (это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
  3. разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова (в процессе этой работы дети осмысливают значение каждой морфемы в слове);
  4. подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;
  5. различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений;
  6. составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений;
  7. разгадывание ребусов  изучаемым словом и т.д.

В процессе обучения, когда младшие школьники уже познакомились со словарным словом, можно использовать следующие виды упражнений, направленные на закрепление полученных знаний:

  1. Творческое списывание.
  2. Письменные ответы на вопросы.
  3. Словарные диктанты.
  4. Орфографические упражнения.
  5. Морфологические упражнения.
  6. Кроссворды, ребусы и т.д.

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Таким образом, при изучении словарного слова, можно использовать тематические физкультминутки.

 

При проведении  словарно-орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость и конечно же все интеллектуальное развитие в целом.

Просмотр содержимого документа
««Словарно-орфографическая работа как средство индивидуального развития учащихся»»

Доклад

«Словарно-орфографическая работа как средство индивидуального развития учащихся»


В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Поэтому изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Исходя из этого, необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

Главной целью любого учебного предмета является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей.

Основная задача заключается в том, чтобы способствовать расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствовать развитию ребенка как личности, дать возможность для полноценного развития речевых способностей, формирования самостоятельности и ответственности.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Скудный словарный запас школьника нередко мешает успешной работе в области орфографии. Например, при проверке правописания безударных гласных учащиеся часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе школьников. Поэтому необходимость и целесообразность словарно-лексической и словарно-орфографической работ в современной школе уже не вызывает сомнений.

Интеллектуальное развитие невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – это все задачи уроков русского языка, литературного чтения.

Результат достигается интеллектуальной насыщенностью уроков, а результативность выражается в повышении качества знаний, в развитии творческих способностей, устойчивого интереса к предмету.

Работа по обогащению лексического запаса школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям.

Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения. Необходимо учитывать, что усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно, оно должно быть постепенное (потому что если ребенка сразу нагрузить большим количеством нового материала, то естественно он ничего не поймет).

Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью сочетаться с другими словами.

Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Развитие активного словаря учащегося предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.

Разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного толкования.

Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов. Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

Можно использовать следующие задания:

  1. различные виды работы с орфографическим словарем;

  2. подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование новых слов при помощи приставок и суффиксов (это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

  3. разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова (в процессе этой работы дети осмысливают значение каждой морфемы в слове);

  4. подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;

  5. различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений;

  6. составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений;

  7. разгадывание ребусов изучаемым словом и т.д.

В процессе обучения, когда младшие школьники уже познакомились со словарным словом, можно использовать следующие виды упражнений, направленные на закрепление полученных знаний:

  1. Творческое списывание.

  2. Письменные ответы на вопросы.

  3. Словарные диктанты.

  4. Орфографические упражнения.

  5. Морфологические упражнения.

  6. Кроссворды, ребусы и т.д.

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Таким образом, при изучении словарного слова, можно использовать тематические физкультминутки.


При проведении словарно-орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость и конечно же все интеллектуальное развитие в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!