Приемы и формы работы над словарными словами в начальной школе
Словарная работа является составной частью работы по развитию речи учащихся не только на уроках русского языка , но литературного чтения, окружающего мира, математики и т.д. Более половины новых слов младший школьник узнаёт через уроки. Значит, для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями. Чтобы учащиеся прочно запомнили правильное написание словарных слов, нужно использовать занимательные и увлекательные задания, которые повышают интерес к русскому языку, обеспечивают наилучший развивающий эффект и повышают мотивацию обучения.
Методические приемы работы над правописанием словарных слов:
I Упражнения для формирования фонетических понятий:
1) Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные : б..лото, ж..лаю, л..донь, вет..р, м..чта, г..рох,..хота, дрожж…,мальч..к.
2)Выпишите слова в 2 столбика: первый столбик – с глухими согласными на конце, второй столбик -со звонкими согласными на конце: абрикос, артист, чеснок, шалаш, арбуз, вдруг, площадь, ястреб.
3)Выпишите контрольные слова с «ь» знаком в середине слова, на конце слова.
4) Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге
5) В первый столбик запишите слова, в которых одна буква обозначает твёрдые согласные, а во второй -мягкие согласные- самолет, палец, директор, земляника, ковёр, метро, ванна, животное, финики, килограмм.
6) Угадайте слово. Учитель показывает карточки на которых написан 1 слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
Например: ГО-город, готов горизонт, горох, горячий
КА- капуста, картина, кастрюля, калитка, календарь. и т.д.
СЕ- север, сегодня.
БЕ- берёза, берег, блюда.
Или наоборот дать конец слова, а учащиеся придумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
: …жур, …отека, …ника, ….ица,…ник, ….еко,…грет и т.д.
7) «Собери слова» игра
ко,толь; че,ца, ни,у; ло, яб,ко ; тор,трак; нок,ри,су; у,ца,ми и т.д.
8) Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Животные», «Одежда», «Овощи», «Птицы» и т.д.
9) «Оживи» слово: Вписать гласные буквы: псд, мрз, схр, птх.
10) «Слова- подсказки»- аудиальная подсказка- связать слово с другим, которые всегда на слуху, имеет схожее звучание со словарным словом:- ПЕтя пЕтушок, мЕд для мЕдведя, у СОни сОбака, КОстя в кОстюме, дЕвочка дЕжурная и т.д.
11) «Загадки- шутки»
1. В каких словарных словах спрятались ноты: (помидор, дорога. ремонт, фамилия)
2. В каких словарных словах спряталась ель (выразительный, учитель, понедельник, внимательный)
II Упражнение «Состав слова».
В результате повторения морфологического состава совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
1) От слова звонят, берёза, огород, яблоко и др. образуйте родственные слова и укажите при помощи чего они образовались.
2) От слов артист, апельсин, картина, железо образовать новые слова при помощи суффикса – к-
3)Найди лишнее слово- осина, осинка, подосиновик, осины, осиновый; лимон, лимонный, лимонник, лимоны
4) Найди в тексте однокоренные слова:
Вокзал - это городские ворота. Если город небольшой, то в нем один вокзал. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты.
III Виды работы при знакомстве с новым словарным словом: например, февраль
1. Доскажи словечко:
«Снег колючий по земле, гонит ветер в….(феврале)
2.Пословица
У (февраля) два друга- метель и вьюга.
3. Лексический диктант
Третий месяц зимы- (февраль)
4.Состав слова: от слова февраль образуй однокоренное слово
5. Найди лишнее слово:
Береза, осина, февраль, яблоня
6. Арабское письмо
ьларвеф, ьравня, ьрбакед
7. Этимология слова- февраль
Биографию имеют не только люди, но и слова. У каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. В римском календаре февраль или ФЕБРИУУС был последним месяцем в году- месяцем, когда люди очищались от всего плохого и замаливали свои грехи.
В древнерусском языке использовались такие названия второго месяца в году, как «сечень», «лютый», «снежень»
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует их прочному и успешному запоминанию. Эти и другие способы позволяют сформировать орфографическую зоркость у учащихся.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №16» Амирова Р. И., учитель высшей категории