СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов по педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов по педагогике»

Словарь терминов по педагогике.


Ø Анализ – противоположный синтезу теоретический метод исследования, который заключается в расчленении (мысленном или реальном) объекта на элементы.

Ø Анкетирование – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов.

Ø Беседа – один из методов исследования, который предполагает получение информации о предмете изучения на основе вербальной коммуникации в вопросно-ответной форме как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей.

Ø Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность.

Ø Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; целенаправленная воспитательская деятельность, имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека; предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; процесс целенаправленной сознательной контролируемой социализации личности.

Ø Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию мотивов и ценностей; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; целостный, сознательно организованный процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определённых культурных и социально-экономических условиях.

Ø Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определённым лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, различные коллективы), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, т.к. ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Ø Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке

Ø Гуманитаризация – установление гармоничного равновесия между естественно-математическими циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Ø Дедукция –переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса.

ØДемократизация образования – ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; чёткое разграничение полномочий между центрами, регионами и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственном учебном заведении, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением; юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность образовательных учреждений; право педагогов на творчество, свобода выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений).

Ø Децентрализация (децентрация) управления в образовании – передача центром части функций по управлению системой образования органам регионального, муниципального и местного самоуправления.

Ø Дидактика – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предмет дидактики – обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Ø Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Ø Дифференциация в обучении и в образовании – организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Дифференциация бывает внешней, внутренней, элективной.

Ø Знание – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Ø Зона актуального развития – состояние в развитии ребёнка, когда предлагаемая задача ориентирована на созревшие психические функции (ребёнок может решить поставленную задачу самостоятельно).

Ø Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, задачи, предлагаемые ребёнку, он может решить сам при максимальном усилии или с помощью взрослых.

Ø Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит в самом процессе. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Ø Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Ø Индукция – переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания.

Ø Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. 2 вида: свободные, стандартизированные.

Ø Информационная технология – совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Ø Исследование научное – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания. Исследование бывает эмпирическим, теоретическим и методологическим.

Ø История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Ø Классификация – упорядоченное разделение определённого множества объектов на классифицированные группировки на основе использования установленной системы признаков деления совокупности определённых правил.

Ø Конвенция о правах ребёнка – важнейший международный акт в области прав человека. Состоит из преамбулы, трёх разделов и 54 статей. В РФ вступила в силу 15 сентября 1990 г.

Ø Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определённого, наглядного раскрытия содержания.

Ø Конкретно-научный уровень методологии – исходные теоретические концепции, основные закономерности, принципы, категории наук.

Ø Конструктирование – создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.

Ø Контент-анализ – метод исследования, используемый в педагогике, заключающийся в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором, в соответствии с целями исследования, выделяются определённые смысловые единицы содержания и формы информации.

Ø Контроль педагогический – система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания.

Ø Концентрический способ построения учебной программы – отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углублённом уровне.

Ø Концепции образования – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в определённых типах учебных заведений, определённый способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.

Ø Линейное построение учебной программы – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев: содержание знания передаётся один раз в определённой логике.

Ø Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Ø Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, приёмы и методы обучения определённому учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности).

Ø Методология – учение о научном методе познания; совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности.

Ø Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Ø Методы исследования – приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности.

Ø Методы коммуникации направленные – методы социальной педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными детьми, педагогически запущенными детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т.д. с целью уточнения смысла их проблем и путей выхода из них.

Ø Методы контроля и самоконтроля в воспитании – пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Ø Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Задачи: установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний, получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, выявление причин затруднений и ошибок, определение эффективности организации, методов и средств обучения. Выявление степени правильности, объёма, глубины знаний, умений, навыков.

Ø Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развивающих их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения.

Ø Методы организации деятельности и опыта поведения – пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Основные методы: поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающей ситуации.

Ø Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К.Бабанским и включающая в себя все существующие по другим классификациям методы обучения в виде подгрупп:

По логике мышления:

Индуктивные методы – логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему.

Дедуктивные методы - логика раскрытия содержания изучаемого материала от к общего к частному.

Ø Методы педагогического исследования – совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития: анализ документов, изучение продуктов творчества, метод близнецов, метод Роршаха, моделирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, опрос, беседа, интервью, проективные методы, работа опытная, ранжирование, рейтинг, рейтинг-шкалирование, социометрия, терминологический метод, тестирование, эксперимент.

Ø Методы самовоспитания – методы, направленные на сознательное изменение своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на сферу самореализации. Основные методы: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждение, рефлексия, подражание.

Ø Методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения.

Ø Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабинским и включающая в себя две подгруппы: методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования долга и ответственности.

Ø Методы управления – совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

Ø Методы формирования сознания – методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения в процессе познавательной и ценностно-ориентированной деятельности. Основные методы: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации.

Ø Моделирование – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существующие свойства более сложных объектов (прототипов).

Ø Наблюдение – метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.

Ø Навык – действие, доведённое до автоматизма; действие, сформированное путём многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции и контроля.

Ø Наглядность – принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики»: «Всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами».

Ø Надёжность – характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерений, а также устойчивость результатов к действию посторонних случайных факторов.

Ø Национальная культура – совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной нацией (этнической общностью) основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Ø Национальный характер – совокупность специфических черт. Ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях её развития.

Ø Непрерывное образование – целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путём организованного самообразования.

Ø Образ – субъективное психическое явление как результат познавательных процессов.

Ø Образование – как процесс: освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат: характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений;  как система: совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Процесс и результат усвоения определённой системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов); Процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся техническим прогрессом.

Ø Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим поколением и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Ø Общая методика – учение о методах воспитания, присущих всем направлениям воспитания (умственному, физическому и т.д.).

Ø Общенаучный уровень (методологии) – концепции, основные законы и закономерности, принципы, категории, определяющие общий подход к науке и практике и применяемые во многих науках.

Ø Обычаи – устойчивые формы поведения, свойственные для определённых этнических, территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам.

Ø Олигофренопедагогика –  педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей.

Ø Опрос – метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрошенных.

Ø Опыт педагогический – творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.

Ø Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Ø Оценка педагогическая – процесс соотнесения результата деятельности или поведения воспитанника или хода самой деятельности с заранее заданными эталонами.

Ø Ошибки педагогические – некоторое фактическое отклонение от эталона, использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов. Педагогические ошибки бывают субъективные и объективные.

Ø Педагогика – наука о воспитании человека; теория и практика воспитания, обучения и профессиональной подготовки человека; отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Наука, изучающая законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становлением детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. Наука о сущности, условиях и законах педагогического процесса; учебный курс, который преподаётся в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам. Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Ø Педагогика военная – отрасль педагогики, исследующая закономерности, теоретическое обоснование и практическую направленность обучения и воспитания военнослужащих.

Ø Педагогика высшей школы – педагогика, изучающая особенности обучения и воспитания студента на этапе вузовской подготовки. В определённой степени является частью педагогического профессионального образования.

Ø Педагогика коррекционная – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающемуся в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Ø Педагогика общая – педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; отрасль педагогических знаний, использующая фундаментальные законы обучения и воспитания.

Ø Педагогика семейная – педагогика, изучающая опыт семейного воспитания, проблемы, типичные ошибки (недостатки), методы обеспечения действенности воспитания ребёнка в семье.

Ø Педагогика социальная – педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учётом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие и воспитание.

Ø Педагогика специальная – наука о воспитании и обучении аномальных детей; те или иные отрасли педагогики, имеющие своим предметом воспитание и обучение вне массовой общеобразовательной школы (в более широком смысле).

Ø Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические приёмы обучения и воспитания.

Ø Педагогическая ситуация – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами; кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Ø Педагогическая среда – специально, сообразно с педагогическими целями организованная система межличностных отношений и отношений к миру.

Ø Педагогические принципы – основные, исходные положения педагогической науки и практики, определяющие основы эффективности педагогической деятельности и отражающие наиболее существенные требования и вытекающие из них рекомендации.

Ø Педагогические умения – способы и приёмы работы, совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, форм и методов организации работы с детьми; умения, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Выделяют три группы педагогических умений: 1. Умения, связанные с постановленной задачей и организацией ситуации; 2. Умения, связанные с применением приёмов воздействия и взаимодействия; 3. Умения, связанные с использованием педагогического самоанализа.

Ø Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе (Леонтьев А.А.); профессиональное общение педагога с воспитателями, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления. Функции педагогического общения: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная.

Ø Педагогическое целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками. Постановка цели субъектом деятельности.

Ø Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения. Определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению.

Ø Проблемное обучение – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий в ходе которого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности.

Ø Проверяемость – возможность подтверждения справедливости гипотезы с помощью эксперимента.

Ø Прогнозирование – логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения, проявления человека в той или иной педагогической или жизненной ситуации; проявление высшей формы опережающего отражения в процессе мышления как предвидение ожидаемого будущего на основе учёта динамики . Познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности и воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения .

Ø Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.

Ø Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.

Ø Процесс педагогический – специально организованное, развивающееся во времени и в размерах определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников; специально организованная и последовательно осуществляемая во времени педагогическая деятельность в рамках определённой воспитательной системы, направленная на достижение конкретного результата обучения, воспитания, профессиональной подготовки.

Ø Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему; стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Процесс закономерного изменения личности в результате её социализации.

Ø Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции.

Ø Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства и т.д.).

Ø Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленнгая на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации; Система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Ø Самообучение – процесс непосредственного получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Ø Самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей. Виды самооценки: актуальная, ретроспективная, идеальная, рефлексивная.

Ø Саморазвитие личности – фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способность превращать собственную жизнь в предмет практического преобразования себя.

Ø Самосознание – высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлении личности о себе, присущих ей социальных отношениях , потребностях, мотивах деятельности, сущности.

Ø Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Ø Синтез –  теоретический метод исследования, заключающийся в движении мысли от более частных понятий к более общим; мысленное соединение частей предмета, явления, расчленённого в процесс анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явления как единого целого.

Ø Система образования – в РФ – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Ø Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающего поколения, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Ø Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Ø Средства педагогического процесса – средства, которые выступают составной частью процесса обучения, воспитания, перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах цели педагогического процесса.

Ø Сурдопедагогика – педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.

Ø Теоретические методы исследования – анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

Ø Теория воспитания – раздел общей педагогики, раскрывающей сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.

Ø Тест – короткие стандартизированные задания, по которым проводятся испытания для определения тех или иных сторон личности и её потенциальных возможностей. Тесты бывают бланковые и аппаратурные, тесты для индивидуального применения и тесты для группового применения.

Ø Тестирование – метод изучения личности путём применения тестов, призванный дополнить данные психологического анализа.

Ø Техника – совокупность педагогических средств и приёмов, которыми владеет учитель (педагог) и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи.

Ø Технологический уровень методологии – технологии, методы и методики исследования.

Ø Тифлопедагогика – педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения.

Ø Труд – фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения. Цель труда всегда утилитарная.

Ø Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов. Учебная программа может быть типовой, вариативной, рабочей, школьной, авторской, индивидуальной.

Ø Учебный базисный план – полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определённом этапе получения образования; основной государственный нормативный документ, утверждённый как часть стандарта для определённого типа учебных учреждений.

Ø Учение – особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности.

Ø Учитель – педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования.

Ø Учреждения дополнительного образования – образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства.

Ø Философия воспитания – трактовка сущности воспитания, его принципов и ценностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Ø Философия образования – общая теория, рассматривающая образование с позиции аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокультурной гуманитарной практики.

Ø Философский (мировоззренческий) уровень методологии – концептуальная основа науки, исследователя (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалект, материализм и др.).

Ø Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.

Ø Формы педагогической системы – организационная система данного образовательного учреждения: учебная, учебно-воспитательная, воспитательная, перевоспитательная (исправительная), сотрудничества или авторитарная; государственная (общеобразовательная, профессиональная), ведомственная, коммерческая, общественная и пр.

Ø Целостность педагогического процесса – взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нём как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в связях педагогических процессов с явлениями внешней среды.

Ø Цель воспитания – ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Ø Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом. Три наиболее устойчивые модели: 1. Экстенсивная, 2. Продуктивная, 3. Интенсивная.

Ø Цель педагогическая – предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Ø Частная методика – учение о методах воспитания, применяемых в каком-либо определённом аспекте воспитания.

Ø Школа общеобразовательная – учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы; учебно-воспитательное учреждение.

Ø Эксперимент – научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контролируемом объекте. Бывают эксперименты, анализирующие состав, исследующий педагогические действия, изучающий связи.

Ø Эксперимент естественный (полевой) – метод научного исследования, при котором объект находится в естественных условиях и не знает о том, что подвергается изучению.

Ø Эксперимент констатирующий – метод, используемый для выявления качественного и количественного состояния явления. Часто используется в процессе формирующего эксперимента для получения информационных срезов состояния и изменения объекта исследования.

Ø Эксперимент лабораторный – общенаучный метод исследования, осуществляемый в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Ø Эксперимент формирующий (преобразующий) – применяемый в возрастной, педагогической, социальной психологии и педагогике метод прослеживания изменений ребёнка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого, реализации им определённой программы действий.

Ø Эмпирические методы исследования – общие: обследование, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент; частные: наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, тестирование).

Ø Этнопедагогика – педагогика, изучающая народные педагогические традиции, обычаи, фольклор, исторический опыт воспитания и пути его сохранения и приумножения; анализирует взаимосвязи и взаимовлияния педагогических и этнических воспитательно-образовательных систем.

Ø Язык обучения – язык, на котором осуществляется образовательный процесс в данном учебном заведении (т.е. язык общения учителя с учащимися на уроке, язык образовательных программ, учебников).


Используемые источники:

1.     Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.

2.     Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. Учебных заведений. – М., 2002.

3.     Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

4.     Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. Уч. Заведений. – М., 2005.

5.     Российская энциклопедия в 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1998.

6.     Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону, 2002.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!