СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь с педагогическими терминами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь с педагогическими терминами.

Просмотр содержимого документа
«Словарь с педагогическими терминами.»

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

А

Авторитет родительский (от лат auctoritas - власть, сила) - отличительные особенности отдельного человека или группы, благодаря которым они заслуживают доверия и могут иметь положительное влияние на взгляды и поведение других людей; признан и влияние родителей на убеждения и поведение детей, основанный на глубоком уважении и любви к родителям, доверии к высокой значимости их личных качеств и жизненного опыта, слов и поступковв.

Адаптация (от лат adaptatio (adapto) - приспосабливаю) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней средыа.

аккредитации я (от фр accreditation (accredo) - доверяю) - в сфере образования - процедура определения статуса высшего учебного заведения, подтверждение его способности осуществляющих подготовку специалистов на уровне где ержавних требований по определенному направлению (специальности).

Акселерация (от лат acceleratio - ускорение) - ускорение физического развития детей, в частности роста, веса, более раннее половое созреваниея.

Актив ( от лат activus - деятельный, действенный) - группа воспитанников, членов конкретного коллектива, которые осознают требования руководителя коллектива, помогают ему в организации жизнедеятельности воспитанников, проявляют ь определенную инициативу.

Активность (в учебе) - характеристика особенностей познавательной деятельности личности, заключается в осознанном использовании ею интенсивных методов, средств, форм овладения знаниями, выработки умений и навичо.

Андрагогика (от гр androa - взрослый человек и agogge - управление) - отрасль педагогики, занимающаяся проблемами образования, обучения и воспитания взрослыхх.

Аномальные дети (от гр anomalia (anomalos) - неправильный) - воспитанники, имеющие значительные отклонения от норм физического или психологического развития и требуют воспитания и обучения в специальных учебно-воспитательных с закладах.

Аскетизм (от гр asketes - подвижник) - крайний уровень умеренности, сдержанности, отказ от жизненных материальных и духовных благ, добровольное переноса физических мучений, трудностейв.

Аспирантура (от лат aspirans - тот, кто стремится к чему-либо) - форма подготовки научно-педагогических и научных кадровв.

Аудиовизуальные средства обучения (от лат audire - слушать и visualis - зрительный) - одно из средств образовательных технологий обучения с использованием разработанных аудиовизуальных учебных материаловв.

Б

Бал (от фр balle - мяч, шар) - результат оценивания учебной деятельности учащихся в условно-формальном отражении и числовом измеренииі.

Беседа дидактическая - метод обучения, который предусматривает использование предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе этого привлечение их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или воспроизведение уже приобрести.

B

Виды образования - общая, политехническое, профессиональная Виды развития человека - биологический (физический), психическое, социальноей.

Виды общения - вербальное, мануальное (от лат manualis-ручной), техническое, материальное, биоэнергетическоее.

Изложение проблемный-создание учителем проблемной ситуации, помощь ученикам в выделении и \"принятии\" проблемной задачи, использование словесных методов для активизации мыслительной деятельности учащихся, направленной на уд волення познавательных интересе інтересів.

Требование - метод педагогического воздействия на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности Виды требований: требование-просьба, требование-доверие, требование-одобрение, требование--совет, требование-намек, условная требование, требование в игровом оформлении, требование-осуждение, требование-недоверие, требование-угроза.

Воспитание авторитарное - образовательно-воспитательная концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя.

Воспитание всестороннее - воспитание, которое предполагает формирование у личности определенных качеств в соответствии с требованиями умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Воспитание гармоничное - воспитание, которое предусматривает, чтобы качестве составляющих воспитания (умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического) дополняли друг друга, взаимно обогащались.

Воспитание экологическое (от гр oikos - дом, среду и logos - учение) - приобретение человеком знаний в области экологии и формирование у нее моральной ответственности за сохранение природной среды и разумного сосуществования с ним.

Воспитание экономическое - воспитание, предусматривает решение следующих задач: формирование экономического мышления, овладения экономическими знаниями, умениями и навыками экономических отношений.

Воспитание эстетическое - развитие у человека чувств прекрасного, формирование умений и навыков творить красоту в окружающей действительности, уметь отличать красивое от уродливого, жить по законам духовной красоты.

Воспитание нравственное - воспитания, предполагает овладение нормами и правилами нравственного поведения, формирование чувств и убеждений, умений и навыков.

Воспитание правовое - формирование у граждан высокой правовой культуры, предполагает сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям, уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и добросовестно выполнять определенные требования, которые выражают волю и интересы народ.

Воспитание физическое - воспитания, ставит целью создание оптимальных условий для обеспечения достаточного физического развития личности, сохранения его здоровья, овладение знаниями об особенностях организма человека, ф физиологические процессы, происходящие в нем, приобретение санитарно-гигиенических умений и навыков ухода за собственным телом, поддержание и развитие его потенций.

Воспитание национальное - исторически обусловлена ??и создана этносом система воспитательных идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев, направленных на целесообразную организацию деятельности членов общества, в процессе которой происхо ться процесс овладения морально-духовными ценностями народа, обеспечивается соединение и преемственность поколений, соборность народ.

Воспитание половое - овладение подрастающим поколением этикой и культурой в сфере взаимоотношений полов, формирование у него потребностей руководствоваться нормами нравственности в отношениях между лицами противоположного пола.

Г

Ген (от гр genos - род, происхождение, наследственный) - элементарная единица наследственности, носитель задатковв.

Гигиена учебно-воспитательной работы - система научно обоснованных правил организации учебно-воспитательного процесса с учетом необходимых санитарных требований.

Достоинство национальная - этическая категория, характеризующая личность с точки зрения расширения понятия духовных ценностей за пределы своего «Я» и сочетание личностных переживаний, ощущений с общенациональными ценностямицінностями.

Гуманизация воспитания - создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития каждого воспитанника, выявление глубокого уважения к человеку, признание естественного права личности на свободу, социальную защиту, р развитие способностей и проявление индивидуальности, самореализацию физических, психических и социальных потенций, на создание социально-психического фильтра против разрушительных воздействий негативных факторов окружающей го природной и социальной среды, воспитание у молодежи чувств гуманизма, милосердия, благотворительности.

Гуманизм (от лат humanus - человеческий, человечный) - прогрессивное направление духовной культуры, возвеличивает человека как величайшую ценность в мире, утверждает право человека на земное счастье, защиту прав на свободу, всесторонне ный развитие и проявление своих способностейй.

Д

Дальтон-план - форма организации обучения, которая предусматривала такую ??технологию: содержание учебного материала по каждой дисциплине разделялся на части (блоки), каждый ученик в виде плана получал индивидуальное зада ния, самостоятельно работал над его выполнением, отчитывался о работе, набирая определенное количество баллов, а затем получал следующее задание При этом учителю отводилась роль организатора, консультанта Уч нов из класса в класс переводили не после окончания учебного года, а в зависимости от степени овладения программным материалом (С-4 раза в годк).

Демократизация воспитания - принципы организации воспитательной системы, предусматривающие децентрализацию, автономизации учебно-воспитательных учреждений, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, учета мнения коллектива и каждого жнои личности, определение человека как высшей природной и социальной ценности, формирование свободной творческой личности.

Д емонстрация - метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.

Государственный стандарт образования - совокупность единых норм и требований к уровню образовательной подготовки в определенных учебно-воспитательных учреждениях.

Девиантное поведение - (от лат deviatio - отклонение) - отклонение от установленных норм морали и праваа.

Дедукци я (от лат deductio - выведение) - переход от общих понятий о предмете определенного вида к частному, частичному знанияя.

Дефиниция (от лат definitio - определение) - короткое логично мотивированное определение, которое раскрывает существенные отличия или признаки того или иного понятияя.

Дидактика (от гр didaktikos - учу) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обученияя.

Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, направленный на интенсификацию и эффективность учебного процесса за счет активной деятельности учащихся (студентов) в поисках научной исты ини.

Диспут - прием (по методу убеждения) формирование убеждений и сознательного поведения путем споры, дискуссии в процессе вербального общения с членами первичного коллектива или иной группы.

Диссертация (от лат dissertatio-исследование)-научная работа, выполненная с целью ее публичной защиты для получения степения.

Дисциплина (от лат disciplina - учение, воспитание, распорядок) - определенный порядок поведения людей, обеспечивает согласованность действий в общественных отношениях, обязательное усвоение и выполнение личностью установлен них правил.

Диагностика психолого-педагогическая (от гр diagnostikos - способный распознавать) - отрасль психологии и педагогики, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития и воспитания личностиі.

Догматизм (от гр dogma - учение, которое принимается за непреложную истину) - способ усвоения и применения знаний, при котором то или иное учение или положение воспринимается как законченная, вечная истина, правило, применяется без учета конкретных условий жизненноя.

Домашняя учебная работа - форма организации обучения, которая предусматривает самостоятельное выполнение учащимися (студентами) учебных задач в внеаудиторное время (непосредственно дома, в группах продленного дня и др.) --

Доцент (от лат docens - тот, который учит) - ученое звание преподавателя высшего учебного заведенияу.

Е

Экстернат (от лат externus - внешний, посторонний) - форма обучения, основанный на самостоятельном овладении учебным дисциплинам в соответствии с профессиональной образовательной программы по избранной специальностию.

Элитарный (от фр elite - лучшее, отборное (лат eligo - выбираю) - учебное заведение, которое отличается своим влиянием, привилегированным положением и престижем, высоким уровнем образованияти.

Эстетика (от гр aistesis - ощущение, чувство) - наука о прекрасном и его роль в жизни человека, об общих законах художественного познания действительности, развития искусстваа.

Этика (от гр еthiса - привычка, нрав) - наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, ее сущность, историческое развитиек.

этнизации воспитания (от гр ethos - народ) - насыщение воспитания национальным содержанием, направленный на формирование национального сознания и национального достоинства личности, формирование черт национальной мент ментальности, воспитание у молодежи чувств социальной ответственности за сохранение, приумножение и жизнедеятельность этнической культури.

Этнопедагогика - наука, изучающая особенности развития и становления народной педагогики.

З

Задача воспитания - обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.

Задатки - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые индивидуально естественной предпосылкой процесса развития и формирования личности.

Заведения воспитательные - учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие образование и воспитание подрастающего поколения.

Заведения внешкольные - детские воспитательные учреждения, деятельность которых направлена ??на обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и склонностей, получения школьниками дополнительных знаний, умений и навыков, развитие интеллектуальной ьних потенций, содействие будущей профессиональной выбора личности К этой группе учреждениям относятся дворцы и дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, натуралистов, спортивные, худо жни, музыкальные школы, детские библиотеки, театры, кинотеатры, детские железные тощо.

Привычка - способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер внутренних потребностей.

Закономерности воспитательного процесса - факторы, отражающие необходимо, существенное, устойчивое, повторяющееся, общее для определенной отрасли отношение между явлениями объективной действительности.

Закономерности обучения - факторы, которые выражают самое необходимое, существенное, важное, общее для организации обучения.

Поощрение - метод воспитания, предусматривающего педагогическое воздействие на личность и выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью закрепления положительных качеств и стимулирование к активная деятельная ности.

Средства воспитания - достояние материальной и духовной культуры (художественная и научная литература, музыка, театр, радио, телевидение, произведения искусства, окружающая природа и др.), формы и виды воспитательной работы (сборы, бесед ди, конференции, игры и пр.), которые используются в процессе действия того или иного методу.

Средства обучения - предметы школьного оборудования, применяемых в процессе учебно-воспитательной работы (книги, тетради, таблицы, лабораторное оборудование, письменные принадлежности и др.,).

Здоровый образ жизни - жизнедеятельность человека с учетом особенностей и возможностей своего организма, обеспечения социально-экономических и биологических условий для его развития и сохранения.

Содержание образования - четко очерченная система знаний, умений и навыков, которыми человек овладевает в определенном учебном заведении.

Знание - идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира природного и человеческого; результат отражения окружающей действительности.

І

Идеал (от гр idea - представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащий в себе высшие моральные требования, возможна реализация которых лично позволила бы ей приобрести совершенства; образ на айбильш ценного и величественного в человекі.

Имидж (от англ image - образ, изображение) - впечатление, которое производит человек на окружающих, стиль его поведения, внешности, ее манеры. .

Иллюстрация (от лат illustratio - освещаю, объясняю) - метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их символическом изображении (фото, рисунки, схемы и т.п.)).

Импровизация (от лат improvisus - непредсказуемый, внезапный) - деятельность личности, учителя-воспитателя, осуществляется в процессе педагогического общения без предварительной подготовки, осмысленияя.

Индивидуальность (от лат individuum - неделимое) - человек \"личность, которая отличается совокупностью черт, качеств, своеобразием психики, поведения и деятельности, которые подчеркивают ее самобытность, неповторимостьь.

Индукция (от лат inductio - выведение) - метод исследования, обучение, связанный с движением мысли от единичного к общемуо.

Инструктаж (от лат instructio - руководство) - \"метод обучения, который предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и учебных средств, соблюдение техники безопасности накануне привлечения к процессу выполнения учебных операциий.

Интенсификация учебного процесса (от фр intensification (intensio) - напряжение) - активизация умственных возможностей личности для достижения желаемых результатовв.

Интернационализм (от лат inter - между и natio - народ) - нравственное понятие, которым обозначают уважительное отношение к другим народам, их истории, культуры, языка, стремление к взаимопомощии.

Инфантилизм (от лат infantilis - детский) - задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физических и психических черт, свойственных детскому возрастуу.

К

Категории дидактики (от гр Kategoria - утверждение, основная и общий признак) - общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира; разряд, группа предметов, явлений, объединенных общностью определенных ознак.

Кафедра (от гр kathedra - сиденье, стул): 1) место для преподавателя, выступающего, 2) в высших учебных заведениях - основной учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую и научно-исследовательскую ра работу с одной или нескольких родственных дисциплинойн.

Классификация методов - классификация, предусматривающая группировки методов обучения в зависимости от источников информации, логики мышления, уровня самостоятельности в процессе познания.

Классный руководитель - педагог, который осуществляет непосредственное руководство первичным ученическим коллективом.

Клонирование (от гр klon - росток, побег) - метод выращивания биологических организмов из одной клетки с применением клеточной культурыи.

Коллектив - социально значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы самоуправления.

Компонент учебного плана (школьный) - перечень учебных дисциплин, которые могут быть включены в рабочего учебного плана по решению совета школы (гимназии, лицея).

Консилиум педагогический (от лат consilium - совещание, заседание) - совещание учителей-воспитателей и психологов для выяснения причин различных систематических отклонений в поведении питомца и определение научно обоснованных западе дев его перевоспитанияя.

конспекте т (от лат conspectus - обзор) - короткое письменное изложение содержания книги, статьи, устного выступленияу.

Концепции воспитания (от лат conceptio - совокупность, система) - система взглядов на те или иные явления, процессы, способ понимания, толкования педагогических явлений; основная идея теории содержания и организации воспитания человекаи.

Культура (от лат kultura - воспитание, образование, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных достижений общества на протяжении его историиї.

Курата р (от лат curator, от curare - заботиться, беспокоиться): 1) попечитель, опекун, 2) лицо, которому поручено общее наблюдение за какой-то работой, 3) человек, который осуществляет надзор за учебно-воспитательным проц процессом в студенческой группі.

Л

Лекция (от лат lectio - чтение) - это метод обучения, который предусматривает использование предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе этого привлечение их посредством диалога к осознанию новых я явлений, понятий или воспроизведение уже приобрестих.

Лидер (от англ leader - тот, который ведет, управляет) - член коллектива, в важных ситуациях способен осуществлять заметное влияние на поведение других членов коллектива, проявлять инициативу в действиях, брать на себя е ответственность за деятельность коллектива, вести его за собою.

Лицензирование (от лат licentia - право, разрешение) - процедура определения возможности учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии д требованиям стандартов высшего образования, а также к государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспеченияя.

Лицензия - специальное разрешение, полученный от государственных органов на различные виды деятельности, в том числе образовательную.

Логика учебного процесса-оптимально эффективный путь движения познавательной деятельности человека от начального уровня знаний, умений, навыков и развития до нужного уровня знаний, умений, навыков и развития Она включает ряд компонент тов: осознание и понимание учебных задач; самостоятельную деятельность, направленную на овладение знаниями, определение законов и правил формирование умений и навыков применения знаний на практике; ана лез и оценки учебной деятельности учащиесяв.

Логопедия (от гр logos - слово и paideia - воспитание, обучение) - наука, изучающая нарушения речи и занимается коррекцией речевых дефектовв.

Человек - биологическое существо типа homo sapiens (человек мыслящий), которая характеризуется физиолого-биологическим признакам: прямой походкой, развитыми черепной коробкой, передними конечностями и др..

М

Магистр (от лат magister - начальник, учитель) - академическая степень, присуждаемая в высших учебных заведенияхх.

Магистратура (от лат magistratus - сановник, начальник) - руководящий орган в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку магистровв.

Мастерство педагогическая - совершенное творческое выполнение учителем-воспитателем профессиональных функций на уровне искусства, результатом чего является создание оптимальных социально-психологических условий для становления личности воспитанника обеспечения высокого уровня интеллектуального и морально-духовного развития.

Менталитет (от нем Mentalitnet, от лат mentis - образ мыслей, душевный склад, душа, ум, мышление) - мировосприятие, мироощущение, видение себя в мире, особенности проявления национального характера, своерид днест характера, отношение к окружающему мирту.

Цель воспитания - идеальное предсказания конечных результатов воспитания.

Методы воспитания (от гр methodos - способ, путь) способы влияния воспитателя на сознание, волю и поведение воспитанника с целью формирования у него устойчивых убеждений и определенных норм поведенияи.

Методы исследования - способы, приемы и процедуры эмпирического и теоретического познания явлений и процессов педагогической действительности.

Методы обучения - упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Молодежная субкультура - культура определенного поколения молодежи, которая отличается общим стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и интересов.

Мониторинг (от англ monitoring, от лат monitor - тот, кто присматривает, наблюдает) - 1) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека, 2) сбор информ ции средствами массовой коммуникации 3) наблюдение за учебным и воспитательным процессами с целью выявления их соответствия желаемому результату или предыдущим предположениеням.

Морал ь (от лат moralis - моральный, от moris - обычай) - одна из форм общественного сознания, система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людейй.

Мотивы учения (от фр motif, от лат moveo - двигаю) - внутренние психические силы (двигатели), которые стимулируют познавательную деятельность человека Виды мотивов: социальные, побудительные, познавательные, профессионально-ценностные, меркантил льньні.

Н

Владение - применение знаний на практике, осуществляется на уровне автоматизированных действий через многократные повторения.

Внушение - различные средства вербального и невербального эмоционального воздействия на человека с целью введения ее в определенное состояние или побуждения к определенным действиям.

Обучение модульное (от лат modulus - мера) - организация учебного процесса, которая направлена ??на усвоение целостного блока адаптированной информации и обеспечивает оптимальные условия социально-личностного роста учасники ей педагогического процессу.

Обучение проблемное - обучение, которое отличается тем, что учитель создает определенную познавательную ситуацию, помогает учащимся выделить проблемное задание, понять ее и \"принять\"; организует учащихся на самостоятельное овладение но овыми объемом знаний, необходимым для решения задач; предлагает широкий спектр использования полученных знаний на практикеа практиці.

Обучение дистанционное - современная образовательная технология с использованием средств передачи учебно-методической информации на расстоянии (телефоны, телевидение, компьютеры, спутниковая связь и др.)).

О

Олигофренопедагогика (от гр oligos - малый и phren - ум и педагогика) - отрасль педагогической науки, которая занимается воспитанием и обучением умственно отсталых людейй.

Оптимизация процесса обучения (от лат optimus - лучший, самый) - процесс создания наиболее благоприятных условий (подбор методов, средств обучения, обеспечения санитарно-гигиенических условий, эмоциональных факторов и т.д.) для полученных Ання желаемых результатов без дополнительных затрат времени и физических усилийь.

Образование высшее - система образования, предусматривающая обеспечение фундаментальной, общекультурной, практической подготовки специалистов, которые должны определять темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-куль ьтурного процесса, формирование интеллектуального потенциала обществ.

Образование дошкольное - начальный структурный компонент системы образования, который обеспечивает развитие и воспитание детей в семье и дошкольных воспитательных учреждениях (детских яслях, садах).

Образование внешкольное - составляющие системы образования, направленные на обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и склонностей, получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков, развитие интеллектуальных потенций.

Образование политехническая (от гр poly - много и techne - искусство, мастерство, ловкость) - один из видов образования, задачами которого является ознакомление с различными отраслями производства, познания сущности многих технологических огичних процессов, овладение определенными умениями и навыками обслуживания простых технологических процессев.

Образование профессиональная - образование, направлена ??на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задач профессиональной деятельности.

Образование профессионально-техническое - образование, обеспечивает получение гражданами определенной профессии в соответствии с их призванием, интересами и способностей, социальную подготовку к участию в производительном труде.

Образование среднее общее - ведущая составляющая системы образования, обеспечивающего образование и воспитание детей бы-18 лет, подготовку их к получению профессионального образования и трудовой деятельности.

Образование-медиа - направление в педагогике, предусматривающий изучение школьниками (студентами) закономерностей массовых коммуникаций (прессы, телевидения, радио, кино и др.)).

Образованность - мера познавательной активности индивида, которая проявляется в уровне полученных знаний, которые могут быть использованы в практической деятельности.

личность ь - социально-психологическое понятие; человек, характеризуется с социально-психологической точки зрения прежде всего уровнем развития психики, способностью к усвоению социального опыта, возможностью спилкуват ваться с другими людьми.

Образовательно-квалификационная характеристика - совокупность основных требований к профессиональным качествам, знаниям и умениям специалиста, необходимых для успешного выполнения им профессиональных функций.

Ортодокс (от гр orthodoxos - правоверный) - человек, который неуклонно придерживается определенного учения, доктрины, системы взглядовв.

П

Память - способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

Парадигма (от гр paradeigma - пример, образец) - признание научных достижений, которые в течение определенного времени оказывают сообществу модели постановки проблемы и их решениея.

Педагогика (от гр paidec - дети; ano - веду) - наука об обучении, образование и воспитание людей в соответствии с потребностями социально-экономического развития обществаа.

Педагогика вальдорфская - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанные на антропософской (антропософия - религиозно-мистическое учение, ставит на место Бога обожествленного человека) интерпретации развития л человека как целостной взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Педагогика народная - отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта, отражающие взгляды на систему, направления, формы, средства воспитания и обучения подрастающего поколения.

Педология (от гр pais - ребенок и logos - учение) - наука о ребенке, особенности ее анатомо-физиологического, психического и социального развитияу.

Педоцентризм (от гр pais (pados) - ребенок, лат centrum - центр)-одно из направлений педагогики, который утверждает, что содержание, организация и методы обучения определяются непосредственными интересами и проблемами детейей.

Перевоспитание - система воспитательных воздействий педагога на воспитанника с целью торможения негативных проявлений в поведении и утверждение положительных качеств в деятельности.

Убеждение - рациональная нравственная основа деятельности личности, позволяет ей осуществлять определенный поступок сознательно; основная моральная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в ч почему-то, основанная на определенной идее, мировоззрение.

Перспектива - цель, \"завтрашняя радость\" (AC Макаренко), что выступает стимулом в деятельности коллектива и отдельных его членов його членів.

Учебник - учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала по определенной дисциплине соответствии с требованиями действующей программы.

Подход к воспитанию комплексный - подход к воспитанию, что предполагает единство целей, задач и средств ее достижения через деятельность различных социальных институтов (семьи, учебно-воспитательных учреждений, средств массовой информации).

План учебный - нормативный документ, в котором определены для каждого типа общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений перечень учебных предметов, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю, отведите ных для их изучения, график учебного процесс.

Внеклассная воспитательная работа - меры воспитательного характера, которые осуществляются в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях под руководством учителей-воспитателей.

Внеурочная учебная работа - различные виды самостоятельной учебной работы учащихся в рамках системы обучения и воспитания (домашняя учебная работа, экскурсии, кружковая работа и др.)).

Руководство учебный - учебная книга, в которой раскрыто содержание учебного материала, что не всегда соответствует требованиям действующей программы, а выходит за ее пределы, определены дополнительные задачи, направленные на расширение познавательных ных интересов учащихся, развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с элементами принуждения, обязательности с целью формирования устойчивых привычек в поведении.

Прием воспитания - составная метода, определяет путь реализации его требований.

Прием обучения - составная метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию его требований.

Пример - метод воспитания, который предусматривает организацию образца для подражания с целью оптимизации процесса социального наследования.

Принципы воспитания (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения, которые являются фундаментом содержания, форм, методов, средств и приемов воспитательного процессау.

Принципы образования (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения, положенные в основу деятельности всей системы образования Украины и ее структурных подразделенийв.

Принципы управления - исходные положения, которые определяют основные направления, формы, средства и методы управления общеобразовательными учебно-воспитательными заведениями.

прогностика педагогическая (от гр prognostike - искусство делать прогноз) - область научных знаний, рассматривает принципы, закономерности и методы прогнозирования по объектам, которые изучает педагогикаа.

Программа учебная - нормативный документ, в котором дана характеристика содержания учебного материала с определением разделов, тем, ориентировочного количества часов на их изучение.

Профессиограмма - описание требований, социально-психологических и физических личностных качеств, которые выдвигает определенная профессия Профессия (от лат professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков и является источником существования, жизнедеятельностиі.

Психотехника - направление в психологии, разрабатывает вопросы применения знаний о психической деятельности человека в процессе решения практических задач воспитания личности человека.

Р

Рада общеобразовательного учебно-воспитательного заведения - объединение работников общеобразовательного учреждения, учащихся, родителей и общественности, которая действует в период между общим собранием (конференцией) для решения социально-организационных и экономических вопросов ь жизнедеятельности общеобразовательного учебно-воспитательного заведение.

Рада педагогическая - объединение педагогов учебно-воспитательного заведения с целью рассмотрения вопросов организации и совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Рейтинг (от англ rating - оценка, класс, разряд) - индивидуальный числовой показатель в системе образования, оценка успехов, достижений, знаний в конкретный момент отдельной личности в определенной области, дисциплине, позволяет определить уровень таких достижений или качество знаний по другим осиб.

ретардации (от лат retardatio - задержка, замедление) - отставание детей в развитииу.

Реферат (от лат refeire - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания прочитанной книги, научной работы, сообщение по результатам исследованной научной проблемыи.

Уровни образования - постепенность получения общеобразовательной и профессиональной подготовки через прохождение определенных этапов: начальное образование, базовое общее образование, полное среднее образование, профессионально-техническое образование, базовое ва высшее образование, высшее.

Развитие физической - рост биологического организма в результате деления клеток.

Движущая сила развития - результат противоречий между биологическими, физическими и психическими потребностями и имеющимся уровнем физического, психического и социального развития личности.

Движущая сила воспитательного процесса - результат противоречий между социально-психическими и физиологическими потребностями и имеющимся уровнем воспитанности личности.

Движущая сила учебного процесса - результат противоречий между познавательными и практическими задачами, с одной стороны, а с другой - наличным уровнем знаний, умений и навыков, с другой.

С

Самовоспитание - систематизированная и целенаправленная деятельность личности, направленная на формирование и совершенствование ее положительных качеств и преодоления негативных.

Синтез - метод, который предусматривает мыслительной или практическое сочетание выделенных анализом элементов или свойств предмета, явления в одно целое.

Система образования - совокупность учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования.

Скаут (от англ scout - разведчик) - одна из систем внешкольного воспитания, что является основой деятельности детских и юношеских скаутских организаций Возник в начале XX в Скаутские организации для мальчиков (ибо ойскаутив) и для девочек (герлскаутив) действуют отдельныемо.

Семья - социально-психологическое объединение близких родственников (родителей, детей, бабушек, дедушек), живущих совместно и обеспечивают биологические, социальные и экономические условия для продолжения рода.

Вкусы эстетические - устойчивое, эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному, что имеет выборочный, субъективный характер.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять контроль за собственной деятельностью, давать объективную оценку своим действиям.

Наследственность - способность биологических организмов передавать своему потомству определенные задатки.

Специальность - необходима для общества ограничена область применения физических и духовных сил человека, что дает ей возможность получить необходимые средства для жизни, комплекс приобретенных человеком знаний и практических навыков для занятия определенным видом деятельности.

Общение педагогическое - система органической социально-психологического воздействия учителя-воспитателя и воспитанника во всех сферах деятельности, имеет определенные педагогические функции, направлена ??на создание оптимальных социально-психологических х условиях активной и результативной жизнедеятельности личности.

Наблюдение - метод обучения, который предусматривает восприятие определенных предметов, явлений, процессов в естественном и производственной среде без вмешательства извне в эти явления и процессы.

Дела коллективные и творческие - форма внеклассных воспитательных мероприятий, в подготовке и проведении которых принимают участие все члены детского коллектива, причем каждый ученик имеет возможность выявить и развить свои интересы и возможности.

Стадийность развития коллектива - выражение внутренней диалектики его становления, в основу которой положен уровень взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, между членами коллектива.

Стиль авторитарный (от фр autoritaire - властный, лат auc-toritas - власть, влияние) - стиль общения, основанный на беспрекословном подчинении отдельного человека или коллектива властной личноститі.

Стиль демократический (от гр demokratia - власть народа, народовластие) - учета мнения и свободы коллектива в организации жизнедеятельности воспитанниковв.

Стиль либеральный (от лат liberalis - свободный) - беспринципное безразличное отношение к негативным воздействиям воспитанников, попустительство ученикамм.

Структура процесса умение - ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: восприятие (непосредственное, опосредованное), понимание (осознание, осмысление, озарение), запоминание, обобщение и систематизация, ср стосовування, действенная практика как толчок к познанию и критерий истинности полученных знания.

Структура процесса воспитания - логически взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие процесс формирования личности: овладение правилами и нормами поведения, формирование чувств и убеждений, выработки умений и привычек в поведении эти, практическая деятельность в социальной сред.

Сурдопедагогика (от лат surdus - глухой и педагогика) - отрасль педагогики (в частности дефектологии), занимающегося проблемами развития, обучения и воспитания детей с недостатками слухау.

Т

Такт педагогический (от лат tactus - прикосновение, ощущение) - чувство меры, чувство конкретного состояния питомца, что подсказывает воспитателю деликатный способ поведения в общении с учениками в различных сферах деятельности; ВМИ иння выбирать наиболее целесообразный подход к личности в системе воспитательных отношений с нею.

Талант (от гр talanton - весомость, мера) - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостьюю.

Тесты (от англ test - испытание, исследование) - система формализованных задач для выявления уровня подготовленности учащихся (студентов), овладения этими знаниями, умениями, навыкамии.

Техника педагогическая (от гр technike - искусный, опытный) - совокупность рациональных средств и особенностей поведения учителя-воспитателя, направленных на эффективную реализацию выбранных им методов и приемов учебно--воспитательной работы с отдельным учеником или всем классным коллективом согласно поставленной цели воспитателя и конкретных объективных и субъективных предпосылок (умения в области культуры речи; владение с воим телом, мимикой, пантомимой, жестами умение одеваться, следить за своей внешностью соблюдение темпа и ритма работы, умение общаться; владение психотехникой).

Тип обучения - способ и особенности организации мыслительной деятельности человека В истории школьного выделились следующие типы обучения: догматический, объяснительно-иллюстративный, проблемныйй.

Тип обучения догматический - тип, который характеризуется следующими особенностями: учитель сообщает учащимся определенный объем знаний в готовом виде без пояснения; ученики заучивают их без осознания и понимания и почти дословно вос орюють заученные.

Тип обучения объяснительно-иллюстративный - такой тип, который заключается в том, что учитель сообщает учащимся определенный объем знаний, объясняет сущность явлений, процессов, законов, правил и т.д., используя при этом иллюстративный материал; ученики имеют св известно усвоить предлагаемую долю знаний и воспроизвести на уровне глубокого понимания; уметь применять знания на практике.

Тифлопедагогика (от гр typhlos - слепой и педагогика) - отрасль педагогики (в частности дефектологии) об особенностях воспитания и обучения детей с недостатками зренияу.

У

Умение - способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания.

Уговоры - один из приемов метода убеждения, направленный на предупреждение умышленных действий воспитанника с целью их торможения, учитывая индивидуальные особенности его социально-психического развития.

Урок - форма организации обучения, по которой учитель проводит занятия в классной комнате с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень физического и умственного развития, по установившейся расписанию ом и регламент.

Наследование биологическое - процесс получения будущими поколениями от биологических родителей из-за генно-хромосомную структуру определенных задатков.

Наследование социальное - процесс усвоения ребенком социально-психологического опыта родителей и окружения (языки, привычек, особенностей поведения, морально-этических качеств и др.)).

Учитель - специалист, имеющий специальную подготовку и осуществляет обучение и воспитание подрастающего поколения.

Ф

Факторы воспитания (от лат Factor - то, что делает) - объективные и субъективные факторы, которые влияют на определение содержания, направлений, средств, методов, форм воспитанияя.

Фетиш (от фр fetiche - амулет, волшебство): 1) неодушевленный предмет, который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения, 2) предмет слепого поклоненияя.

Формы обучения (от лат forma - внешность, устройство) - четко выраженная во времени и пространстве организация учебной деятельности учащихся, связанная с деятельностью учителя::

белл-ланкастерская - форма организации обучения, которая заключается в том, что один учитель руководил учебной деятельностью большой группы учащихся (200-250 человек), привлекая к этой работе старших учеников (мониторов) учитель сначала ку учил мониторов, а затем они в малых группах обучали своих товарищей (\"взаимное обучение\")ня");

бригадно-лабораторная - форма организации обучения, которая заключается в том, что класс делится на бригады (по 5-9 человек), во главе которых стоят избранные бригадиры; учебные задания дают на бригаду, которая должна работать над их выполнит анням; успехи учебного труда определяют по качеству отчета бригадира

Групповой а - обучение учителем группы учащихся, которые находятся на разных уровнях возрастного и умственного развития без соблюдения расписания и регламента;

индивидуальная - обучение учителем только одного ученика Формы работы классного руководителя - индивидуальная, групповая, фронтальная, словесная, практическая, предметнаяа.

Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенностиі.

Функции классного руководителя - обеспечивать условия для всестороннего гармоничного развития школьников, координировать деятельность всех воспитателей по осуществлению национального воспитания, изучать индивидуальные особенности учащихся класса, в организовывать первичный детский коллектив, заботиться о укрепление и сохранение здоровья школьников, формировать навыки тщательности и дисциплинированности школьников, организовывать внеклассную воспитательную раб ту, проводить работу с родителями, добиваться единства требований к воспитанникам, вести документацию класс.

Функции коллектива - организаторская, стимулирующая, воспитательная.

Функции обучения (от лат functio - исполнение, совершение) - функции, которые предусматривают выполнение образовательной, воспитательной и развивающей действийй.

Функции педагогики (от лат functio - исполнение, совершение) - четко очерченные направления и виды деятельности, связанные с задачами всестороннего гармоничного развития личностиі.

Функции семьи - биологическая (репродуктивная), социальная, экономическая.

Функция ( от лат й functio - исполнение, совершение) - способ действия вещи или элемента системы, направленный на достижение определенного эффекта Функция семьи направлена ??на решение биологических (репродуктивных), социал ных и экономических задач в системе продолжение родду.

фуркации (от лат furcatus - раздельный) - построение учебных планов в старших классах общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений по определенным профилям - гуманитарным, физико-математическим, естественным и др. - с предпочтением той или иной группе учебных дисциплинойін.

Ц

Ценности моральные общечеловеческие - приобретенные предыдущими поколениями независимо от расовой, национальной или религиозной принадлежности морально-духовные приобретения, которые определяют основу поведения и жизнедеятельности отдельного человека или определенных х совместно.

Ценности моральные национальные - исторически обусловленные и созданы определенным этносом взгляды, убеждения, идеалы, традиции, обычаи, обряды, практические действия, основанные на общечеловеческих ценностях, но отражают определенные национальные проявления, своеобразие в поведении и служат основой социальной деятельности людей отдельной этнической группы.

Ч

Честь - категория этики, характеризующая личность с позиции готовности отстоять, поддержать достоинство, репутацию - свою личную или коллектива, - членом которого она является.

Ш

Школа авторская - учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной отдельным авторским коллективом.

Школа малокомплектная - школа без параллельных классов с малым контингентом учащихся.

школознавство - отрасль педагогики, занимающаяся исследованием задач, содержания и методов управления школьным делом, системой управления и организации деятельности общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!