1. Мотивация (2 мин) Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат. 2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся. Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь своему однокласснику, подарите ему частичку позитива и радости. Спасибо. Присаживайтесь.. | 1.Приветствуют учителя. Настраиваются на работу 2. Оценивают свое эмоциональное состояние | (Л) Самоопределение; внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (8 м.) Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Тема урока сегодня важная, поэтому нам нужно хорошо потрудиться, стать единой командой, чтобы достичь результата. Запись даты урока, классная работа. Пропуск места для записи темы. 1.Предлагается выполнить «Графический диктант» с самопроверкой по образцу. На экране текст упражнения на правописание частицы не с разными частями речи. Учитель предлагает сформулировать задание к упражнению, определить части речи, в которых есть интересующая орфограмма. Далее с помощью графических обозначений ( - раздельно, + слитно) учащиеся выполняют задание. Обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценку, сверяя ответы с эталоном на экране. На листе самооценки каждый выставляет себе полученную отметку. Ребята, а с какой частью речи мы познакомились совсем недавно? Признаки каких двух частей речи включает в себя причастие? Докажите. Мы повторили написание не с прилагательными и глаголом, знаем как пишется каждая из частей речи с НЕ. Так как же по – вашему должно писаться причастие с Не, по правилу прилагательного или глагола? Посмотрите на экран. Сравните словосочетания, попробуйте, используя полученные знания по теме слитное и раздельное написание не с частями речи, объяснить или догадаться как пишется причастие с не. Что получилось? Каких знаний нам не хватает? Какова тема урока? Записываем тему в тетрадь. | Записывают дату в тетрадь. Работают с упражнением на слайде, формулируют задание к тексту упражнения. Отвечают на вопросы учителя Высказывают свои предположения Определяют части речи. Вспоминают написание не с различными частями речи. Выполняют «Графический диктант» Обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга, выставляют оценки. Отвечают на вопросы учителя (причастие) Причастие включает в себя признаки прилагательного и глагола. Пробуют разрешить задачу, предложенную учителем. Угадывают слитное написание причастия с не в случае, если без не слово не употребляется. Предполагают, что при наличии союза а будет писаться частица раздельно. В остальном затрудняются ответить. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. | (Л) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, самоопределение. (П) Анализ собственных знаний. Отнесение объектов к известным понятиям,поиск и выделение необходимой информации. Формулировка темы и цели урока. (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения знания. |
3. Определение и постановка учебной задачи Цель: Формулирование целей урока. (2 мин) | Учитель задает вопросы. Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения. Узнать… Познакомиться… Применять | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ставят цели урока. - изучить правило написания не с причастием - познакомиться с условиями слитного и раздельного написания не с причастием -применять данное правило на практике. | (Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера. (П)Постановка и формулировка проблемы. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез. Формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя; (К) Умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. |
4. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: Познакомиться с условиями слитного и раздельного написание не с причастиями. (8 мин) | Учитель организует работу с текстом учебника (стр. 68,п. 26) Задает вопросы по тексту. - В каких случаях Не с причастиями пишется слитно? - В каком случаях не с причастиями пишется раздельно? Как мы будем рассуждать, используя правило? Возвращает ребят к месту затруднения, выполняют задание. Предлагает оценить себя за работу по определению темы, целей, работу с учебником, алгоритмом. | Учащиеся работают с текстом учебника. Открывают новые знания. Отвечают на вопросы учителя. Составляют алгоритм применения правила. Оценивают себя на этом этапе в листе самооценки. | (Л) Любознательность при получении знаний. Формирование интереса к изучению родного языка. (П) Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Познавательные: |
7.Динамическая пауза. 2м. | Учитель демонстрирует упражнения. Выполняет их вместе с детьми. Предлагается вспомнить спряжение глаголов. Если учитель называет глагол 1 спряжения ребята топаю ногами, если глагол 2 спряжения – поднимают руки вверх. | Учащиеся выполняют предложенное задание, выполняя движения. | Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
6. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания по теме, первичное применение правила,проверка по эталону 10 м. | Работа в паре по карточкам. На слайде и карточках у ребят упражнение. Карточка:(Не)сшитый, а связанный костюм; напиток (не)допит; (не)достижимая цель; (не)годующий политик, (не)рассказанная на ночь сказка; трава (не)скошена; (не)закрытое окно; (не)доумевающий собеседник; (не)замерзающий пруд; (не)рассказанный, а прочитанный анекдот, (не)годующий человек, задание (не)выполнено, (не)растаявший от солнца снег. Задание: списать распределить по двум колонкам словосочетания с НЕ. Проверка по образцу. Обсуждение неверных ответов, коррекция знаний. Отметка в листе самооценки. | Учащиеся выполняют задания. Работают в паре. Ищут ответы на поставленные вопросы. Записывают результат в две колонки: слитно и раздельно. Проверка по образцу. Объясняют места, где допустили ошибку. Оценивают себя на этом этапе. | (Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства. (п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря. Ком.– формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других; |
8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 10 м. | Ребята, вы неплохо справляетесь с написанием причастий с не. Есть еще важный момент в изучении любого правила: сможем ли мы найти и увидеть орфограмму на данное правило в тексте, внутри предложений? Важно знать те места, где мы можем сделать ошибку, чтобы еще раз перепроверить себя и применить правило. Перед вами упражнение. Выпишите из предложенных предложений только те, которые содержат орфограмму на изученное нами сегодня правило, т.е. только не с причастиями. Расставьте запятые. Карточка 2.1. Между холмами протекала (не) имеющая название речка. 2. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна было видно звёздное небо. 3. Заросли травой дорожки (не) обработанные са-довником из-за нехватки времени. 4.Слуга ехавш...й верхом пристегнул к поясу мой ящик.5. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. 6. Мы бредем по тем дорожкам где (не) кошена трава. 7. Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.8. (Не)вежда (не) навидит учение. Выполняют индивидуально. Проверяют по образцу номера предложений, объясняют написание не с причастиями. Оценивают себя в листах. | Отвечают на вопросы учителя. Работают с карточкой индивидуально. Выполняют полученное задание. Сверяют с эталоном. Повторяют пунктуацию при причастном обороте, а также в сложном предложении. Оценивают себя на этом этапе. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные УУД: 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. |
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 3 мин. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м. | - Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? О чем узнали? Что научились делать? Ваше настроение на конец урока. Сдать листы самооценки. | Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки. Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока. Подводят итоги урока. Записывают домашнее задание. П.26, Упр. 158. Задают интересующие вопросы по домашнему заданию. | (Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания. 2. Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. |