СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Слитное и раздельное написание не с причастиями

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Место урока : раздел «Морфология. Орфография. Культура речи»

Цели:

образовательная: познакомить  учащихся с разделом науки о языке – этимологией;  формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.

развивающая:  развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная:  прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре,воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Технологическая карта 

урока русского языка в 7 классе 

в соответствии с требованиями ФГОС 

учителя русского языка и литературы 

Кокоевой Инны Вячеславовны


Учебно-методическое сопровождение: Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2013 г.

Тема : Слитное и раздельное написание не с причастиями

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место урока : раздел «Морфология. Орфография. Культура речи»

Цели:

образовательная: познакомить  учащихся с разделом науки о языке – этимологией; формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.

развивающая:  развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная:  прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре,воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.


Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.


Формируемые УУД:

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самооценки собственной работы.

Регулятивные:

определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка.


Познавательные: извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников; переработка информации для получения необходимого результата

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи; готовность слушать собеседника, оформление высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета.


Ресурсы:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, листки самооценки, дидактический материал.

Технологии в рамках урока:

  1. Коммуникативно-ориентированное обучение

  2. Информационно – коммуникативные технологии

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Технология проблемного обучения

  5. Технология дифференцированного обучения

Формы организации деятельности:

  1. Коллективная (фронтальная)

  2. Индивидуальная

  3. Работа в парах

  4. Самоконтроль и взаимоконроль

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечень УУД ФГОС ООО,выполняемый учащимися

1. Мотивация (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь своему однокласснику, подарите ему частичку позитива и радости.

Спасибо. Присаживайтесь..

1.Приветствуют учителя. Настраиваются на работу


2. Оценивают свое эмоциональное состояние







(Л) Самоопределение;

внимание,

уважение к окружающим,

эмоциональный настрой на урок.










2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(8 м.)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Тема урока сегодня важная, поэтому нам нужно хорошо потрудиться, стать единой командой, чтобы достичь результата.


Запись даты урока, классная работа.

Пропуск места для записи темы.


1.Предлагается выполнить «Графический диктант» с самопроверкой по образцу.

На экране текст упражнения на правописание частицы не с разными частями речи.

Учитель предлагает сформулировать задание к упражнению, определить части речи, в которых есть интересующая орфограмма.

Далее с помощью графических обозначений ( - раздельно, + слитно) учащиеся выполняют задание.

Обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценку, сверяя ответы с эталоном на экране.

На листе самооценки каждый выставляет себе полученную отметку.


Ребята, а с какой частью речи мы познакомились совсем недавно?

Признаки каких двух частей речи включает в себя причастие?

Докажите.


Мы повторили написание не с прилагательными и глаголом, знаем как пишется каждая из частей речи с НЕ. Так как же по – вашему должно писаться причастие с Не, по правилу прилагательного или глагола?

Посмотрите на экран. Сравните словосочетания, попробуйте, используя полученные знания по теме слитное и раздельное написание не с частями речи, объяснить или догадаться как пишется причастие с не. Что получилось?

Каких знаний нам не хватает? Какова тема урока?

Записываем тему в тетрадь.




Записывают дату в тетрадь.

Работают с упражнением на слайде, формулируют задание к тексту упражнения.

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

Определяют части речи. Вспоминают написание не с различными частями речи.

Выполняют «Графический диктант»

Обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга, выставляют оценки.





Отвечают на вопросы учителя (причастие)

Причастие включает в себя признаки прилагательного и глагола.

Пробуют разрешить задачу, предложенную учителем. Угадывают слитное написание причастия с не в случае, если без не слово не употребляется. Предполагают, что при наличии союза а будет писаться частица раздельно.

В остальном затрудняются ответить.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.




(Л) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, самоопределение.

(П) Анализ собственных знаний.

Отнесение объектов к известным понятиям,поиск и выделение необходимой информации.

Формулировка темы и цели урока.


(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения знания.


3. Определение и постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование целей урока.

(2 мин)

Учитель задает вопросы.

Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения.


  1. Узнать…

  2. Познакомиться…

  3. Применять

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ставят цели урока.


- изучить правило написания не с причастием

- познакомиться с условиями слитного и раздельного написания не с причастием

-применять данное правило на практике.

(Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера.


(П)Постановка и формулировка проблемы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотез. Формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

(К) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

4. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:

Познакомиться с условиями слитного и раздельного написание не с причастиями.

(8 мин)

Учитель организует работу с текстом учебника (стр. 68,п. 26)

Задает вопросы по тексту.

- В каких случаях Не с причастиями пишется слитно?

- В каком случаях не с причастиями пишется раздельно? Как мы будем рассуждать, используя правило?

Возвращает ребят к месту затруднения, выполняют задание.

Предлагает оценить себя за работу по определению темы, целей, работу с учебником, алгоритмом.

Учащиеся работают с текстом учебника.

Открывают новые знания.


Отвечают на вопросы учителя.

Составляют алгоритм применения правила.

Оценивают себя на этом этапе в листе самооценки.


(Л) Любознательность при получении знаний.

Формирование интереса к изучению родного языка.

(П) Поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений. формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Познавательные:

7.Динамическая пауза. 2м.

Учитель демонстрирует упражнения.

Выполняет их вместе с детьми.

Предлагается вспомнить спряжение глаголов. Если учитель называет глагол 1 спряжения ребята топаю ногами, если глагол 2 спряжения – поднимают руки вверх.

Учащиеся выполняют предложенное задание, выполняя движения.


Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания по теме, первичное применение правила,проверка по эталону

10 м.

Работа в паре по карточкам.

На слайде и карточках у ребят упражнение.

Карточка:(Не)сшитый, а связанный костюм; напиток (не)допит; (не)достижимая цель; (не)годующий политик, (не)рассказанная на ночь сказка; трава (не)скошена; (не)закрытое окно; (не)доумевающий собеседник; (не)замерзающий пруд; (не)рассказанный, а прочитанный анекдот, (не)годующий человек, задание (не)выполнено, (не)растаявший от солнца снег.

Задание: списать распределить по двум колонкам словосочетания с НЕ.

Проверка по образцу. Обсуждение неверных ответов, коррекция знаний.

Отметка в листе самооценки.

Учащиеся выполняют задания.

Работают в паре.

Ищут ответы на поставленные вопросы.

Записывают результат в две колонки: слитно и раздельно. Проверка по образцу. Объясняют места, где допустили ошибку.

Оценивают себя на этом этапе.


(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства.

(п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря.

Ком.– формирование умений совместного решения проблемы; 
– формирование умений работать в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;


8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

10 м.

Ребята, вы неплохо справляетесь с написанием причастий с не. Есть еще важный момент в изучении любого правила: сможем ли мы найти и увидеть орфограмму на данное правило в тексте, внутри предложений? Важно знать те места, где мы можем сделать ошибку, чтобы еще раз перепроверить себя и применить правило.

Перед вами упражнение. Выпишите из предложенных предложений только те, которые содержат орфограмму на изученное нами сегодня правило, т.е. только не с причастиями. Расставьте запятые.

Карточка 2.1. Между холмами протекала (не) имеющая название речка. 2. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна было видно звёздное небо. 3. Заросли травой дорожки (не) обработанные са-довником из-за нехватки времени. 4.Слуга ехавш...й верхом пристегнул к поясу мой ящик.5. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. 6. Мы бредем по тем дорожкам где (не) кошена трава. 7. Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.8. (Не)вежда (не) навидит учение.


Выполняют индивидуально. Проверяют по образцу номера предложений, объясняют написание не с причастиями.

Оценивают себя в листах.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с карточкой индивидуально.

Выполняют полученное задание.

Сверяют с эталоном. Повторяют пунктуацию при причастном обороте, а также в сложном предложении.


Оценивают себя на этом этапе.



Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.


10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 3 мин.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м.


- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

О чем узнали?

Что научились делать?

Ваше настроение на конец урока.

Сдать листы самооценки.


Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки.

Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока.

Подводят итоги урока.

Записывают домашнее задание.

П.26, Упр. 158.

Задают интересующие вопросы по домашнему заданию.

(Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

2. Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.






Директор МБОУ гимназии № 5 Кулишкина М.Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!