СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное и раздельное написание не с глаголом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить материал о написании не с глаголоми, познакоиться с глаголами -  исключениями.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и раздельное написание не с глаголом»

МБОУ СОШ с.Мужиново









Урок русского языка в 5 классе по теме: «Слитное и раздельное написание не с глаголами» с использованием ИКТ











Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Мужиново

Малахова Галина Михайловна.









2018г.

Вид урока – повторительно-обобщающий.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.

Цели урока:

Образовательные: повторить материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы), познакомиться с глаголами-исключениями; формировать навык правописания НЕ с глаголами;

Развивающие: развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, привлечь внимание учащихся к роли труда в жизни человека.

Формируемые УУД:

Личностные: умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

Коммуникативные: умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.

Познавательные: умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Планируемые результаты:

Предметные: воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.

Личностные: воспитывать умение работать в паре, в коллективе.

Мета предметные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);

умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).

Ход урока

Организационный момент

Мобилизующий этап.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

На доске записаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой.

(Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

2. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: НЕ с глаголами.(Слайд)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

Если учащиеся затрудняются, то используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):(Слайд)

1) защита рисунков;

2) чтение придуманных сказок.

Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».

- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.(Слайд)

  • не ? бывать

  • не ? ходить

  • не ? спать

  • не ? писать

  • не ? говорить

  • не ? навидеть

  • не ? годовать

  • не ? доумевать

  • не ? волить

  • не ? взлюбить





- Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без НЕ эти слова не употребляются. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.

- А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются?

Недомогать

Ненавидеть

Неволить

Недоумевать

Негодовать

Неистовствовать

- определите лексическое значение данных слов? В случае затруднения где можно найти верный ответ?

- Верно, помощь нам может оказать толковый словарь (работу можно провести в парах, индивидуально).

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Составление алгоритма рассуждения:

Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).

Проверка:

- Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

Закрепление изученного материала.

Творческое задание: придумайте задания к данным словосочетаниям и словам и выполните его.

Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.

Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.

Примерные задания:

Списать, раскрыв скобки, выделив орфограммы

Распределить словосочетания и слова в два столбика (слитно, раздельно)

Собрать пословицы

Собрать пословицы и распределить по темам (дружба, труд, добро)

Аукцион пословиц

Задание: кто больше вспомнит пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголом.

Работа с текстом

- Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?

- А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста?

(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Неволя - ?

Ненависть -?

Негодование -?

Недоумение - ?

Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд )

Недомогать

принуждать что-либо делать против желания

Ненавидеть

болеть

Неволить

испытывать ненависть

Недоумевать

испытывать возмущение, крайнее недовольство

Негодовать

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело

Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд)

Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.

Слово не воробей:

не поедешь

Не будет хлеба-

вылетит – не поймаешь

Не смажешь колеса-

не будет и обеда

Не посеешь-

не вырубишь топором

Что написано пером,

урожай не соберешь

Хочешь есть калачи-

в лес не ходить

Волков бояться-

не сиди на печи

Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.

Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло.

- Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать.

« Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса.

Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.

1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.

2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.

3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.

4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.

5.Дважды в год лета (не) бывает.

6.Дело лени (не) любит.

7. Без труда (не) проживешь.

8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.

«Слитное и раздельное написание не с глаголами»

№ п/п

Глагол без не употребляется (пишется отдельно)

Глагол без не не употребляется (пишется слитно)

1



2



3



4



5



6



7



На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.

Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).

Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст изучающим чтением.

  2. Докажите, что это текст.

  3. Определите его тему и основную мысль.

  4. Объясните выделение второй части в абзац.

  5. Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.

  6. Выпишите из предложений глаголы с частицей не.

На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.

Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.

Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)

Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)

Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?

Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.

Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.

На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.

Задание на дом.

Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.



Список использованной литературы

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!