МБОУ СОШ с.Мужиново
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Слитное и раздельное написание не с глаголами» с использованием ИКТ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Мужиново
Малахова Галина Михайловна.
2018г.
Вид урока – повторительно-обобщающий.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.
Цели урока:
Образовательные: повторить материал о написании НЕ с глаголами (курс начальной школы), познакомиться с глаголами-исключениями; формировать навык правописания НЕ с глаголами;
Развивающие: развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе, привлечь внимание учащихся к роли труда в жизни человека.
Формируемые УУД:
Личностные: умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные: умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
Познавательные: умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Планируемые результаты:
Предметные: воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Личностные: воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Мета предметные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные).
Ход урока
Организационный момент
Мобилизующий этап.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
На доске записаны пословицы:
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой.
(Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
2. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
Тема нашего урока: НЕ с глаголами.(Слайд)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.
Если учащиеся затрудняются, то используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):(Слайд)
1) защита рисунков;
2) чтение придуманных сказок.
Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.
«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».
- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?
- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.(Слайд)
не ? бывать не ? ходить не ? спать не ? писать не ? говорить | не ? навидеть не ? годовать не ? доумевать не ? волить не ? взлюбить |
- Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Без НЕ эти слова не употребляются. НЕ в таких глаголах является приставкой или частью корня. Правописание этих слов нужно запоминать.
- А знаете ли вы другие глаголы, которые без НЕ не употребляются?
Недомогать
Ненавидеть
Неволить
Недоумевать
Негодовать
Неистовствовать
- определите лексическое значение данных слов? В случае затруднения где можно найти верный ответ?
- Верно, помощь нам может оказать толковый словарь (работу можно провести в парах, индивидуально).
Недомогать-болеть.
Ненавидеть - испытывать ненависть.
Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.
Неистовствовать - безудержно буйствовать.
Составление алгоритма рассуждения:
Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).
Проверка:
- Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
Закрепление изученного материала.
Творческое задание: придумайте задания к данным словосочетаниям и словам и выполните его.
Кто (не)работает, (не)трудиться, (не)посеешь, (не)бросай, без беды, врагу (не)кланяйся, доброе дело, чего себе (не)хочешь, учись доброму.
Тот (не)ест, так и хлеба (не)добиться, урожай (не)соберешь, товарища в (не)счастье, друга (не)узнаешь, для друга жизни (не)жалей, без награды (не)останется, того и другому (не)делай, худое на ум (не)пойдёт.
Примерные задания:
Списать, раскрыв скобки, выделив орфограммы
Распределить словосочетания и слова в два столбика (слитно, раздельно)
Собрать пословицы
Собрать пословицы и распределить по темам (дружба, труд, добро)
Аукцион пословиц
Задание: кто больше вспомнит пословиц, в которых есть частица НЕ с глаголом.
Работа с текстом
- Прочитайте то, что записано на доске. Является ли это текстом?
- А в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (3,4,1,5,2).
- Какова основная мысль этого текста?
(Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.
Неволя - ?
Ненависть -?
Негодование -?
Недоумение - ?
Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд )
Недомогать | принуждать что-либо делать против желания |
Ненавидеть | болеть |
Неволить | испытывать ненависть |
Недоумевать | испытывать возмущение, крайнее недовольство |
Негодовать | сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело |
Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд)
Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.
Слово не воробей: | не поедешь |
Не будет хлеба- | вылетит – не поймаешь |
Не смажешь колеса- | не будет и обеда |
Не посеешь- | не вырубишь топором |
Что написано пером, | урожай не соберешь |
Хочешь есть калачи- | в лес не ходить |
Волков бояться- | не сиди на печи |
Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.
Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло. - Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать. « Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса. |
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.
1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.
2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.
3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.
4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
5.Дважды в год лета (не) бывает.
6.Дело лени (не) любит.
7. Без труда (не) проживешь.
8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами»
№ п/п | Глагол без не употребляется (пишется отдельно) | Глагол без не не употребляется (пишется слитно) |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Самостоятельная работа.
Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову) |
Задания к тексту:
Прочитайте текст изучающим чтением.
Докажите, что это текст.
Определите его тему и основную мысль.
Объясните выделение второй части в абзац.
Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.
Выпишите из предложений глаголы с частицей не.
На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.
Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.
Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)
Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)
Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?
Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.
Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.
На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.
Задание на дом.
Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.
Список использованной литературы
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.