- развивать умения пересказывать текст, выделять главную мысль произведения.
- продолжить работу над расширением словарного запаса; развитием речи, мышления;
- развивать связную речь.
- воспитывать чувство отзывчивости, милосердия по отношению к пожилым людям через анализ рассказа.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедиа, презентация, тест, карточки для д/з 3 группа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент. (1 мин) Слайд 1 –Здравствуйте, повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись Каждый даст свою ладошку И потрет ее немножко Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем. - Ребята, сядьте правильно, расправьте плечи, положите руки на парту и посмотрите на меня. Сегодня у нас урок чтения. На уроке мы будем читать рассказ, работать с текстом, пополнять словарный запас и развивать свою речь. На то, как вы работаете на уроке пришли посмотреть гости, но вы не волнуйтесь, будьте спокойны и уверенны, и у нас всё получится. | - здороваются с гостями - повторяют упражнения - проверяют готовность к уроку | |
Дыхательная гимнастика ( 2 мин) | Вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с., надуть обе щеки. Спокойно выдохнуть. Повторить 2 раза. | |
Проверка домашнего задания (15 мин) - Скажите, какой раздел мы начали изучать? Беседа по вопросам. (2 мин) - Кто главный герой рассказа? - Почему его назвали будущим олимпийцем? - Какие дела должен делать олимпиец? Задание на интерактивной доске. - Посмотрите на слайд, на картинки, изображающие спортивный инвентарь. Слайд 2 - Покажите спортивные принадлежности, которыми пользовался Саша Журавлев - Перечислите их. ( Слайд 3) - Какой вопрос можно задать к словам бутсы, мяч, перчатки как к части речи? - Какая это часть речи? -Только ли спортивный инвентарь помогает стать олимпийцем? - А что еще нужно? Выберите качества для этого на слайде (Слайд 4) Работа с пословицами. (1 мин) Слайд 5 - Составьте пословицу. Прочитайте . Добрые дела красят человека. Человек красив не своей внешностью, а своими делами. - Эту поговорку можно отнести к Саше Журавлеву? Вывод: Нужно совершать хорошие поступки, иметь доброе, чуткое сердце. Важна внутренняя красота человека, его душа, и тогда и внешне любой человек преобразится. | - Спешите делать добро -Саша Журавлев -Он был лучшим вратарем на улице и ходил в спортивную школу. - Работа со слайдом бутсы, футбольный мяч, перчатки ответ - что? - Это существительные. - ответы детей - Смелость, доброта, грубость, трудолюбие, чуткость, упорство, сострадание и отзывчивость ответы детей | Тест Колпаков, Куликова, Панжуков Работает 1 группа СОСТАВИТЬ ПОСЛОВИЦУ |
Введение в тему:. ( 2 мин) Слайд 6 РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ про домик | | |
Изучение нового материала. - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ольги Максимовны Бондарчук и её рассказом, который называется «Слепой домик» О. Бондарчук, проанализируем содержание произведения, охарактеризуем героев, определим смысл названия рассказа. Наша задача на уроке – понять, о чем говорится в тексте и чему учит данное произведение. - Откройте тетради, запишите число, тему урока к себе в тетради. Биография писателя портрет выставка книг Слайд 8 Ольга Максимовна Бондарчук писала в 80-е годы прошлого века. Она не профессиональный писатель. Первая ее книга – «Осиновое яблоко» - была написана в 1980 году. Детям сказки очень понравились, так как были маленькие по объёму, просты, доступны, интересны, поучительны; герои сказок добрые, отзывчивые, совершают хорошие поступки. Вторая книга – “Куда спряталось солнце?” – вышла в 1981 году. Третья книга называется “Куда девалось лето?” (1984 год). Четвёртая книга – “Как выздоровел луч?” (1989 год). Ольга Бондарчук – человек, не смирившийся с обстоятельствами, а ставший сильнее их. Когда-то она попала в железнодорожную катастрофу. Чудом оставшись в живых, она училась заново ходить, писать. И помощниками в этом стали окружающие люди. Они и собственное её мужество помогают познакомиться нам с её произведениями. Слайд 9 Словарная работа - Прежде чем познакомиться с рассказом О. Бондарчук “Слепой домик”, давайте объясним значение некоторых слов. Слайд 10 Ставни - это створки из досок или железа для прикрытия окон. Слайд 11 Калитка - дверь в заборе предназначенная для входа в огороженную забором территорию и выхода. Слайд 12 Поёживался - сжиматься всем телом Слайд 13 Чтение рассказа учителем - Откройте страницу 108. - Послушайте рассказ и ответьте мне на вопрос: - Почему Роме показалось, что никто в доме не живет? Работа с выражениями. Слайд 14 - Как вы понимаете выражения: СЛЕПОЙ ЧЕЛОВЕК и СЛЕПОЙ ДОМИК Слайд 15 | Слайд 6 Дети открывают тетрадь и записывают число. Записывают тему урока. - ответы детей | Вывешивание словарных слов на доску |
Физминутка. «Повороты» Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз И учитель учит нас: Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот Будет вправо поворот Раз - хлопок, Два - хлопок, Повернись еще разок! Раз, два, три, четыре! Плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись! | Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз Руки в стороны Поворот влево, хлопок ладонями Поворот вправо, хлопок ладонями Поворот влево, хлопок ладонями Поворот вправо, хлопок ладонями Повороты с хлопками поочередно в каждую сторону Приподнимаем плечи, руки в стороны Опускаем руки, садимся | |
Артикуляционная гимнастика - Перед чтением текста давайте проведем с вами артикуляционную гимнастику. Повторяйте за мной. Ла – ла - ла - творим мы добрые дела. Ать - ать - ать - будем старших уважать. Чтение текста по цепочке Беседа по вопросам. • Почему рассказ называется “Слепой домик”? • Как Рома познакомился со стариком? • Какую помощь оказывал Рома старику? • Какими словами можно охарактеризовать Рому? | - Рассказ называется “Слепой домик”, потому что в тексте говорится о домике с закрытыми ставнями, то есть о незрячем домике, слепом. Название в переносном смысле. - Рома познакомился со стариком, когда гулял на улице. Он увидел домик с закрытыми ставнями, а позже и старика, сидевшего на скамейке. Мальчик помог ему встать на ноги, подав палку, которую тот уронил. - Каждое утро Рома открывал ставни, бегал в магазин за хлебом или в аптеку за лекарством, приносил старику воды, вытирал с подоконника пыль. - Добрый, чуткий, внимательный, заботливый. | |
Закрепление Слайд 16 - Посмотрите внимательно на слайд. - Кто на нем изображен? - Как вы думаете, легко ли ему в старости? - В народе говорят «Старость – не радость». Почему? Слайд 17 - Где вы можете встречаться с такими людьми? - Чем мы можем облегчить им жизнь? - Какие дела мы называем добрыми? Слайд 18 - Хорошо, вы сказали всё правильно и назвали много добрых дел, об одном из таких дел, о помощи пожилым людям мы говорили на сегодняшнем уроке. - Ребята, как вы думаете, а где живёт доброта? - Верно, доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах. - Чему учит этот рассказ? Вывод: Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в нашей помощи. Быть чуткими, внимательными, добрыми к пожилым людям. Уметь видеть чужое горе и вовремя прийти на помощь. | - Ответы детей - Помогать пожилым и больным людям; -Заботиться о близких; - Выручать друзей в беде; - Не грубить старшим; - Защищать девочек и малышей; - Сажать деревья и цветы; - Беречь нашу Родину. - ответы детей - ответы детей | |
Итог урока Слайд 19 - С каким произведением познакомились? Слайд 20 - Какая главная черта характера объединяла мальчиков в рассказах нашего раздела? Вывод: Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи. Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё и добрыми делами помочь. Как это делают герои прочитанных нами рассказов. Спешите делать добро! | - ответы детей - отзывчивость | |
Домашнее задание: стр.108-110, подготовить пересказ рассказа О.Бондарчук «Слепой домик» Сафия и Олег выполнят индивидуальное домашнее задание. - И закончить наш урок мне помогут Х. Карина и Камилла Р., они прочитают нам стихотворение. Как бы жизнь не летела Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело. А не тлело во мгле. Делай доброе дело Тем живи на земле. | - Запись домашнего задания в дневники Х. Карина Камилла Р. | Раскрасить домик со ставнями |
Оценки | | |