СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Славные символы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: изучить символику Российской Федерации. Задачи:  Формировать умение овладения начальными сведениями об особенностях природных регионов России. 2. Развивать умение находить и показывать на карте географические объекты России. 3. Формировать умение выбирать необходимую информацию и анализировать полученную информацию

Образовательные: познакомить с символикой России: герб, флаг, гимн.

 Развивающие: развитие  мыслительных операций: памяти, внимания, мышления, речи, сравнение.

Воспитательные: воспитание гражданственности, гордости за свой народ, его прошлое и настоящее, чувство патриотизма; воспитание уважительного отношения к высказыванию одноклассников.

Планируемые предметные результаты: знать символику России, уметь отличать символику других стран.

 Формируемые УУД: 

познавательные — владеть навыком смыслового чтения, извлекать нужную информацию;

 коммуникативные — уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые учебные действия;

 личностные — проявлять внимание, желание больше узнать, осознавать единство с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
««Славные символы России»»

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: «Славные символы России».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: изучить символику Российской Федерации. Задачи: Формировать умение овладения начальными сведениями об особенностях природных регионов России. 2. Развивать умение находить и показывать на карте географические объекты России. 3. Формировать умение выбирать необходимую информацию и анализировать полученную информацию

Образовательные: познакомить с символикой России: герб, флаг, гимн.

 Развивающие: развитие мыслительных операций: памяти, внимания, мышления, речи, сравнение.

Воспитательные: воспитание гражданственности, гордости за свой народ, его прошлое и настоящее, чувство патриотизма; воспитание уважительного отношения к высказыванию одноклассников.

Планируемые предметные результаты: знать символику России, уметь отличать символику других стран.

Формируемые УУД: 

познавательные — владеть навыком смыслового чтения, извлекать нужную информацию;

коммуникативные — уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые учебные действия;

личностные — проявлять внимание, желание больше узнать, осознавать единство с окружающим миром.

I.Орг.момент

Добрый день. Садитесь, пожалуйста. Проверьте все ли готово к уроку.

II. Актуализация знаний.

Давайте проверим как мы усвоили знания с прошлых уроков. Я задаю вопрос, вы быстро отвечаете.

Что такое конституция? (Основной закон страны.)

• Что такое законы? (Правила, обязательные для всех.)

• Главный документ, защищающий права человека. (Всеобщая декларация прав человека.)

• Когда отмечаем День прав человека? (10 декабря.)

• Какой документ защищает права ребенка? (Конвенция о правах ребенка.)

• Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей? (Государство.)

• До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет - так записано в конвенции.)

III. Открытие новых знаний

1. Беседа.

Как вы думаете, откуда взялось название — Россия? В стародавние времена нашу страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают (ученые, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь — страна рек.

У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце убывает реже и светит не так ярко, как на юге, «русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», — говорят люди. Поэтому и спелую рожь крестьяне называли «русой», человека со светлыми волосами — тоже русым.

Но еще русских называли россами. Отсюда и слово «россияне», а страна — Россия. Такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство.

Вы являетесь гражданами России? (Да.)

Что это значит — быть гражданином? (Высказывания детей.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4035/start/

2.Физминутка

3. Работа в тетрадях.

Дать ответы на вопросы

1.. Глава нашего государства.

2. Столица Российской Федерации.

3.. Основной закон нашей страны, в переводе с латинского означает «устройство, постановление».

4. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.

Сформулируйте тему урока. (Символы России.)

— Какую цель урока нужно поставить в связи с темой? (Расширить знания по этой теме.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, узнавать новую информацию, выполнять задания в тетради, рассуждать, слушать друг друга и т. д.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4035/main/160255/

О каких символах государства узнали?

Герб. Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе», что значит «наследство». Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Их изображали на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более 4 тыс. лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет — символ красоты и величия, зеленый — изобилия, красный — мужества и храбрости.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаше. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия с ордынскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

Этот герб чеканили и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли по всаднику с копьем называться «копейными деньгами», а позже — просто копейками. Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».

Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей — турок. И тогда Иван III выбирает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.

В различные исторические периоды герб несколько видоизменялся. Менялись лишь отдельные детали: появлялись скипетр, держава и короны (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII в. были установлены цвета герба — черный орел на желтом фоне, всадник на красном поле.

У Советского Союза был другой герб, но сейчас Россия возвращается к своим прежним символам.

Флаг. Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется — свой или вражеский.

У древних римлян флагов еще не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима — легионов были свои значки, изображающие орлов на высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий.

Но надутые флаги все же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале Средних веков в Европе каждый рыцарь, не говоря уже о баронах, графах и другой знати, имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикрепленном к копью.

Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых). Синий, белый, красный — самые распространенные цвета государственных флагов. Из государств — членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами. Флаг нашего государства, России, — бело-сине-красный горизонтальный. А флаг Франции — сине- бело-красный вертикальный.

Каждый цвет имеет свое символическое истолкование, хотя в разных случаях оно различно. Желтый (золотой) чаще всего обозначает богатство страны, зеленый — плодородие ее полей, красный — героизм народа или кровь, пролитую в борьбе за свободу.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу — ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность; если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором Петром Великим. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у нее, в том числе выбирает флаг, изменив лишь порядок цветов (голландский флаг красно-бело-синий). Придавал ли он сам цветам флага какое-либо символическое значение, мы не знаем, но в ту эпоху эти цвета чаше всего трактовались как выражение трех основных сословий общества; белый обозначал духовенство, синий — служилое дворянство, красный — трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому: белый считался выражением чистоты устремлений, синий обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Гимн. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф — по-гречески «предание», «сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремеслам.

Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. XIX в. композитор князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни!». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. революционер П.Л. Лавров перевел на русский язык.

После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка — композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г.

В декабре 1943 г. был утвержден новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По результатам конкурса утвердили вариант поэтов С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана на музыку композитора А.В. Александрова. В 1977 г. текст гимна был обновлен. В 1991 г. был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 г. принят обновленный текст гимна (сл. С.В. Михалкова, муз. А.В. Александрова).

Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на церемонии официальных встреч и проводов представителей других государств. Гимн слушают стоя.

Продолжаем работу в группах.

 (Каждая группа выбирает один из символов России и подробнее с ним знакомится. Результаты работы представляем классу.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4035/train/160257/

IV.Итог урока

 Какова была цель урока? Достигли мы ее? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

V.Рефлексия

На доске записаны фразы: Сегодня на уроке я узнал (ла)……

Сегодня на уроке мне понравилось……

Сегодня на уроке мне было интересно……

Сегодня на уроке мне было трудно……

Рефлексия настроения:

мне всё удалось и всё получилось – солнышко,

мне не всё удалось и не всё получилось – солнышко с тучкой,

мне ничего не удалось – тучка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!